Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Межобщинное взаимодействие в Петербурге


Программу ведет Татьяна Валович. Принимают участие президент татаро-башкирского общества "Чишма" Анвар Сайтбагин и президент фонда "Петербургский сабантуй" Ирек Галеев и корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Татьяна Валович: В Петербурге начал работу новый проект информационного агентства Росбалт - «Сайт национальных общин», который призван создать единое пространство межобщинного взаимодействия.

Татьяна Вольтская: Петербург всегда был многонациональным городом, сегодня в нем насчитывается около 130 национальностей, а число национально-культурных общественных организаций приближается к 200. Тем не менее, в последние годы в городе растет ксенофобия и национализм. Известные петербургские правозащитники, деятели науки и культуры даже обратились к руководству страны с открытым письмом, где говорится, что в Петербурге растет нацизм расистского толка, множатся убийства и избиения кавказцев, таджиков, африканцев, корейцев и представителей других народов. «Сайт национальных общин», по замыслу его создателей, должен помочь восстановить в городе атмосферу терпимости и взаимного уважения. Поскольку уважение питается не мифами, а реальными знаниями друг о друге, сайт, в первую очередь, будет представлять информацию о деятельности национальных общин. Говорит сотрудник информационного агентства «Росбалт», руководитель сайта Филипп Мостоцкий...

Филипп Мостоцкий: Это сайт, который пытается собрать под свою крышу все национальные общины Петербурга, которые, естественно, заинтересованы в присутствии на этом сайте. Информационное ядро сайта составят электронные версии общинных газет. Всем нам известно, что общинные газеты существуют, но выходят они достаточно редко, ограниченным тиражом. Я думаю, что жителям Петербурга, да и всем жителям России, а возможно, и Дальнего Зарубежья захочется увидеть эти общинные газеты и у них будет такая возможность, когда сайт начнет свою работу уже сегодня. Будут сотрудничать с нами газеты "Петербугская" культурного общества "Полония", "Азирия", азербайджанской национальной автономии газета, газета "Нур", это газет татарской диаспоры.

Татьяна Вольтская: В этом же ряду - еврейская газета «Идут Хосадим», говорит ее главный редактор Григорий Дединский…

Григорий Дединский: И сайт нужен, и координация, это дело, которое, видимо, сейчас назрело, прежде всего информацию донести до всего населения, ту жизнь внутреннюю города, которая почему-то в средствах массовой информации не просматривается, то, что где-то в тени, за кадром.

Татьяна Вольтская: На сайте будет лента новостей, тематические статьи, новости миграционного законодательства. Будут устраиваться круглые столы, посвященные таким острым вопросам, как проблема нелегальной миграции, проблема статуса беженцев и статуса трудовых мигрантов. Сейчас на сайте представлено 11 общин, лидеры еще 10 согласились участвовать в работе проекта.

Татьяна Валович: Адрес этого сайта в интернете www.etnosite.ru. Сегодня у нас в гостях представители татарской и башкирской общин Петербурга, информация о которых также размещена на этом новом сайте. У нас в гостях президент татаро-башкирского общества "Чишма" Анвар Сайтбагин и президент фонда "Петербургский сабантуй" Ирек Галеев. Мы встречаемся в канун очень интересного национального праздника Сабантуй Конечно, мы посвятим много вопросов ему. Но прежде всего мне хочется задать вот такой вопрос. На ваш взгляд, Анвар Резванович, почему в последнее время в Петербурге, который всегда славился своим межконфессиональной толерантностью, стали проявляться такие национальные всплески, агрессия людей? Посмотрите, что происходит в городе. С чем это связано?

Анвар Сайтбагин: Однозначно трудно ответить на этот вопрос. Это, конечно, вызывает только душевную боль и большое огорчение. Но мне хотелось бы вспомнить слова всемогущего создателя нашего, который говорил о том, что я создал вас разными народами не для того, чтобы вы убивали друг друга, а жили в мире и в дружбе, взаимодействовали между собой и брали друг у друга то хорошее, что есть у вас. Это высказывание в Коране Аллаха как бы является краеугольным камнем того, о чем мы сегодня с вами и говорим. Нельзя сегодня какую-то религию ставить выше другой. Все религии одинаковые, ведь бог у нас один, создатель один. А то, что сегодня творится...

Татьяна Валович: К сожалению, зачастую ставят знак равенства между исламом и терроризмом. Конечно, это происходит прежде всего от незнания.

Анвар Сайтбагин: Абсолютно точно, это прежде всего происходит от незнания, невежества. Ислам, как и всякая религия, очень миролюбивая и не призывающая к насилию.

Слушатель: Александр Добрый. Я вот скажу, что происходит. Недавно я был на рынке, и бабулька подошла к кавказцу, который торговал помидорами, и говорит: "Что же такие дорогие помидоры? Можно немножко мне снизить цену?" Он ей отвечает: "Эй, бабка, или покупай помидоры, или уходи отсюда". Рядом стояли молодые люди тоже, им это не понравилось. Их называют фашистами. Я предлагаю на скинхедов посмотреть немножко иначе, не как на фашистов, а как на людей, которые остро реагируют на те проблемы, которые у нас есть в обществе, любит свою родину и уважают свою нацию русскую.

Татьяна Валович: Александр, а вот вы в этой ситуации как-то помогли?

Слушатель: Я сделал замечание кавказцу: "Тут стоишь, приехал, еще грубишь".

Татьяна Валович: Смотрите, в какой форме вы сделали замечание.

Слушатель: В вежливой сначала. А он еще больше наглеть стал. Как нам быть?

Татьяна Валович: То есть это опять идет разговор о взаимонепонимании и неуважении. Безусловно, таких случаев можно привести наверняка массу. Но именно о той терпимости, которая всегда существовала в Петербурге, мне и хотелось бы сегодня поговорить особенно. Почему же такое незнание и неуважение к другим национальностям? Откуда это происходит?

Анвар Сайтбагин: Раньше все-таки, если вспомнить времена советской власти, было такое понятие, как интернациональное воспитание. Это проводилось и в школах, и во дворцах культуры, этим занимались молодежные организации, тогда она называлась комсомольская организация, этим занимались и профсоюзы, потому что в основном все учреждения культуры принадлежали профсоюзам, и это давало положительные результаты. Ведь такого насилия в то время не было.

Татьяна Валович: Нет государственной политики.

Анвар Сайтбагин: Абсолютно нет государственной политики, подрастающему поколению об этом не рассказывают. Мы живем в одном государстве, и мы должны жить дружно, как это делают, допустим, в Соединенных Штатах Америки, в Канаде, в Австралии, там тоже живут разные национальности. Ненавидеть друг друга - это по меньшей мере грех. Понимать нужно друг друга, безусловно.

Слушатель: Георгий Березовский, Санкт-Петербург. Не кажется ли вам, что конфессии сегодняшние, которые существуют в России, специально настраивают против православия? Это один вопрос. Вы упомянули Америку: там живут национальности все очень мирно. Да нет же, нам об этом просто не говорят. А у нас та же Америка разжигает межрелигиозную рознь.

Татьяна Валович: Георгий, а вы так заявляете, вы знаете какие-то официальные факты или голословно просто, это ваше личное мнение?

Слушатель: Я просто хочу вас вернуть в историю. Америка - страна, которая свое благополучие и богатство получила на крови, уничтожила коренное население, Северная Америка особенно, где протестантизм царствует, англосаксность. Они же еще рабовладельчество открыли, самое позорное явление.

Татьяна Валович: Ну, давайте мы не будем говорить о рабовладельчестве, давайте вспомним, что было в России крепостное право, я думаю, что это ничуть не отличается от рабовладельчества. Но вопрос достаточно интересный прозвучал в том плане, что сталкиваются интересы различных религий. Вы уже говорили о том, что нельзя, чтобы одна религия превосходила другую, потому что все равны...

Анвар Сайтбагин: Нельзя ни в коем случае. Спасибо за вопрос. Ни одна из религий не может ставить себя выше другой - ни иудаизм, ни христианство, ни мусульманство. Если мы заглянем немножечко в историю, то все эти религии брали начало свое от иудаизма. Ведь заповеди, которые проповедует иудаизм, ислам и христианство, они совершенно одинаковые, абсолютно одинаковые.

Татьяна Валович: Как вы считаете, вот в этом плане следовало бы сейчас вводить... Вот сейчас идет дискуссия, что в российских школах необходимо было бы ввести новый предмет, это изучение христианства. Надо, чтобы было не только христианство, наверное, а чтобы представляли какой-то исторический срез всех религий.

Анвар Сайтбагин: Вы совершенно правы, потому что ведь надо вспомнить и о том, что кроме основной религии, которой является христианство, в России еще проживает 20 миллионов мусульман. В интернете было высказано мнение, что эта цифра намного меньше. Совершенно точно 20, потому что только татар 8 миллионов, а других народов, которые исповедуют ислам на территории России, очень много. Безусловно, нужно давать общую информацию и об исламе, и об иудаизме, и о христианстве.

Татьяна Валович: А вот в Петербурге, интересно, татаро-башкирская община - самая многочисленная?

Анвар Сайтбагин: Трудно сказать, мы считаем, что да, но украинцы считают, что их община больше.

Татьяна Валович: Ну, каждый борется за себя. Но самое интересное, что когда Петербург только закладывался, я посмотрела историческую справку, татары уже тогда принимали участие в строительстве, и, между прочим, тогда всех мусульман, которые находились на территории Петербурга, называли татарами, будь это казахи, будь это башкиры.

Анвар Сайтбагин: Это так. Но мы, когда готовились к 300-летрию Санкт-Петербурга, очень долго работали в архивах и выяснили, что действительно татары - это те татары, которые были указом Петра вызваны из Татарстана, из Казани, пришли сюда одновременно со всеми другими национальностями, которые начали строить Петербург. Мы праздновали 300-летие Санкт-Петербурга и 300-летие татарской общины.

Татьяна Валович: Что такое Сабантуй? В русском языке, особенно в советское время, слово "сабантуй" приобрело такое понятие шумного застолья, праздника и не всегда с положительными эмоциями. Что же такое сегодня современный Сабантуй?

Ирек Галеев: Современный Сабантуй - это народные гуляния.

Татьяна Валович: Вообще, в переводе это праздник плуга, да?

Ирек Галеев: Да, праздник плуга. После того, как крестьяне посеяли свои поля, у них есть небольшой промежуток времени до жатвы, чтобы отметить хорошие посевные и показать себя с самой наилучшей стороны - в состязании батыров, в лазании на столб, женщины показывают свое народное умение петь и танцевать. И это народные гуляния, конечно же, еще раз повторяю. Все от мала до велика участвуют в этом празднике. Для каждого - для детей, для взрослых, для людей старшего поколения - на этом празднике всегда есть интерес, всегда есть возможность проявить себя, показать.

Татьяна Валович: На Руси, если уж праздник, то он общий, то есть в один день проводится. А я посмотрела, что Сабантуй, например, в Набережных Челнах проводится в один день, в Казани - в другой, в Петербурге - в третий. С чем это связано?

Анвар Сайтбагин: Я думаю, что это связано с тем, что Сабантуй - это еще праздник соревнований между деревнями, поселками и районами. Допустим, один район проводит Сабантуй в субботу, а другой - в воскресенье, и они друг друга приглашают, ведь идут состязания на Сабантуе, идет борьба татарская на поясах, идут скачки. Тут еще важно, какое село, какой поселок, какой район выиграет. Поэтому Сабантуй стараются проводить в разные дни. Но опять-таки Татарстан большой, нельзя раскидать Сабантуй на все лето, поэтому так программу составляют по нескольким районам. Допустим, несколько районов - в воскресенье, несколько районов - в субботу.

Татьяна Валович: Насколько я знаю, Сабантуй празднуется не только в Татарстане, в России, но даже и в Австралии.

Ирек Галеев: Не только в Австралии, он празднуется и в Чехии...

Татьяна Валович: То есть там, где есть поселения.

Ирек Галеев: Где есть поселения татар. И в Соединенных Штатах Америки. Единственное, чем наш петербургский Сабантуй, может быть, отличается от сабантуев других стран, тем, что он происходит традиционно каждое последнее воскресенье июня вне зависимости от погоды, финала чемпионата мира, ежегодно проходит в один и тот же день - последнее воскресенье июня.

Слушатель: Насчет первой половины вашей беседы. Ну, буду называть себя Георгий Сергеевич, потому что мой тезка с осени появился. Вы все правильно и очень хорошо сказали. Но вот одна есть точка зрения знакомого с молодости монаха-священника, он уже давно умер, вот малопопулярная, но она тоже верная. Люди все-таки рождаются с разными наклонностями. Я встречал даже среди неверующих людей добрых людей. Так вот если человек добрый, то не различает национальностей, у него нет этой особенности, а если он злой, то религия не особенно на него влияет, если он не проводит сам над собой внутренней глубокой работы.

Татьяна Валович: Вот такое мнение нашего радиослушателя. В принципе я даже могу присоединиться, потому что для меня тоже есть только две национальности - это хороший и плохой человек.

Анвар Сайтбагин: Можно небольшое дополнение к тому, что сказал Ирек Миасарович? То, что Сабантуй проводится не только в Татарстане, в Москве, в Санкт-Петербурге. Во всех регионах нашей огромной России, где проживают татары, проводится Сабантуй и во всем мире, где живут татары, тоже этот праздник проводится. Это говорит о том, что праздник Сабантуй является такой мощной духовной исторической ценностью, которая объединяет татарский и башкирский народ во всех уголках земного шара.

Татьяна Валович: Насколько сложно сохранить самобытность, особенно если это поселение в таком огромном мегаполисе? Жизнь идет вперед, все меняется, понятно, что молодежь уже, может быть, не так чтит традиции и даже, может быть, и не знает, потому что это все уходит. Как сохранить самобытность?

Анвар Сайтбагин: Вы знаете, не уходит, потому что Сабантуй исторически уходит в глубь веков, он праздновался еще в доисламской Татарии, и он никогда не уйдет, потому что это уже в крови татарского и башкирского народов.

Татьяна Валович: Это что касается непосредственно Сабантуя. А вообще, то, что касается культуры, сохранения каких-то традиций?

Анвар Сайтбагин: Очень просто. Может быть, при советской власти это было не так просто, ну, не разрешались объединения не только татарские, но и другие. А сейчас ведь главная-то задача национально-культурных автономий всех, не только татарских, которые созданы в России, не только в Санкт-Петербурге, но и во многих других городах, это изучение языка, изучение истории народа, его культуры, то, о чем вы говорили, самобытности и традиций, вот чем занимаемся мы.

Слушатель: Конечно, все нации равны, даже собака не виновата, что она родилась собакой и тоже требует соответственного отношения к ней. Почему Россию называют многонациональной страной, если у нас 80% русского населения, особенно сейчас, после развала Советского Союза?

Татьяна Валович: А 20%? Лично мое мнение, чисто русского человека, даже у меня какая-то частичка татарской крови явно течет, потому что родственники мои ведут корни с Поволжья, было татаро-монгольское иго.

Слушатель: Я с вами согласен, что кровь перемешалась, но в основном-то Россия - русская страна. А у нас, мое мнение, прикрывают, называют нас многонациональной, чтобы прикрыть инородное правление.

Татьяна Валович: Мне не совсем понятен ваш вопрос. Видимо, как-то вы неясно высказались по этой теме. Мне хочется вернуться к тем традициям, которые мы будем наблюдать... Кстати, где пройдет праздник?

Ирек Галеев: Праздник проходит ежегодно на территории Ленинградской области, это поселок Кузьмолово, деревня Сярьги. Проехать туда можно своим транспортом. Есть маршрутное такси от метро "Девяткино", от железнодорожной станции Кузьмолово, от метро "Проспект просвещения".

Татьяна Валович: И во сколько вы ждете гостей?

Ирек Галеев: У нас люди прибывают с 9 утра и последний человек, если уходит у нас в 11 часов вечера, мы просто радуемся, бывает, люди и задерживаются. Очень им нравится праздник.

Татьяна Валович: Это не совсем обычный год, ведь празднуется тысячелетие Казани. Как-то будет отмечено это на петербургском Сабантуе?

Ирек Галеев: Естественно, тысячелетие Казани - это огромный праздник, и мы принимаем гостей, как и в прошлые годы, из Татарстана. Что примечательно в этом году? Администрация города Набережные Челны, который находится в Татарстане, прислала огромную делегацию, которая сделает стилизованную татарскую деревню. Этот необычное представление у нас впервые.

Татьяна Валович: То есть будет показана та самобытная культура, где можно будет не, как в музее, только смотреть, но и походить, потрогать, попробовать?

Ирек Галеев: Зайти, попробовать, примерить не себя. Все, что касается культуры нашего народа, будет представлено, надеемся, в лучшем виде.

Слушатель: Юрий из Санкт-Петербурга. Не кажется ли вам, что та национальная рознь, которая усиливается последние десятилетия, конечно, зависит прежде всего и от приезжающих, и от власти, Ну, по приезжающим все очень просто. Ведь врачи, учителя, инженеры редко приезжают, приезжают в основном лица какой-то бандитской национальности, это особенно по рынку видно. Даже брусника, клюква из Карелии продается только населением или с Кавказа, или... И второе, видимо, кому-то очень надо, чтобы была рознь. Я работал два года в Казахстане, 73-74-й год, и не было того, что произошло в 85-м году. За несколько лет это кто-то воспитал. Я жил в Латвии, где к русскому относились - чуть ли не за километр шапку снимали. И то, что сегодня происходит, это просто воспитать такое надо отношение. Именно воспитали за последние 15-20 лет, видимо. Власть должна все-таки препятствовать этому.

Татьяна Валович: Это опять возвращает к общегосударственной национальной политике, которую мы наблюдаем сейчас в России, и к воспитанию молодого поколения, и к воспитанию толерантности в обществе вообще. Мне бы хотелось, чтобы, Анвар Резванович, вы рассказали о том, каково именно ваше участие, вашего общества... Кстати, "Чишма" как-то переводится?

Анвар Сайтбагин: Переводится "родник".

Татьяна Валович: Как вы участвуете в Сабантуе?

Анвар Сайтбагин: Как мы участвуем?

Ирек Галеев: По полной программе.

Анвар Сайтбагин: Мы оказываем методическую помощь, мы...

Ирек Галеев: Ведете всю культурную программу.

Анвар Сайтбагин: Всю культурную программу ведем.

Татьяна Валович: А есть ли такие элементы, которые обязательно должны присутствовать на Сабантуе?

Анвар Сайтбагин: Безусловно, есть элементы, которые должны присутствовать на Сабантуе. Это то, о чем я говорил, национальная борьба, без этого Сабантуй не существует.

Татьяна Валович: То есть это, как у русских, кулачные бои были...

Анвар Сайтбагин: Да. Без этого Сабантуй не существует и не может быть Сабантуем. Очень много конкурсов. Теперь трудно сказать, что бой на мешках - это только чисто татарское изобретение, ведь и русские на столб лазают, и мы на стол полезем, и все гости, которые к нам придут. И бег с ложками и яйцами. Очень много конкурсов. Сегодня Сабантуй вышел за границы одной нации, не только сегодня, а вот сколько мы проводим его уже, к нам на Сабантуй приходят все национальности, которые живут в Санкт-Петербурге, и мы этому рады: и русские, и чуваши, и мордва, и евреи, все. И мы рады, и мы ждем, и мы приглашаем всех на наш Сабантуй.

Татьяна Валович: Касаясь той работы, которую ведете вы внутри города, есть ли какие-то национальные школы? Как, например, вы сосуществуете и взаимодействуете с духовным управлением мусульман?

Анвар Сайтбагин: К сожалению, национальной школы нет. Этот вопрос ставится, но это очень сложный вопрос и, к сожалению, ни я, ни Ирек Миасарович на этот вопрос ни ответить, ни решить его не можем. Это опять-таки вопрос властей. Потом это еще связано с тем, что татары живут во всех районах. Если раньше была татарская слобода, то теперь татары живут во всех районах Санкт-Петербурга и поэтому говорить о том, что завтра заработает национальная школа, невозможно. С духовным управлением взаимодействуем очень тесно, потому что вы же понимаете, в то же время я должен сказать, что муфтий, его высокопреосвященство Джафар Пончаев всегда отзывается на наши просьбы, если нужна его помощь, его поддержка. Но в то же время я хочу сказать, что он не узурпирует нашу работу. Мы самостоятельны.

Татьяна Валович: Как относится мусульманство, духовенство к Сабантую? Все-таки Сабантуй - это светский праздник или..?

Анвар Сайтбагин: Да, Сабантуй - светский праздник. Но духовенство и Джафар Пончаев принимают самое непосредственное участие, ни один Сабантуй без его благословения не начинается.

Слушатель: Во-первых, желаю вам, чтобы праздник прошел весело. А вопрос у меня такой. Сохраняются ли ваши традиции в продуктах питания, насколько вы их чисто производите, потому что сейчас уже национальных русских продуктов, как они были раньше… даже хлеба уже такого нет. Следите ли вы за этим, чтобы у вас эти продукты оставались традиционными? И еще я видела фильм, где была присяга царю Николаю II всех русских, я видела, какая дружба - в одном углу стоял батюшка, священник русский, а с другой стороны - муфтий, и принимали они присягу у башкир, он их благословлял по-своему, по-вашему, по-мусульмански. Царь Николай посещал своих военных, которые были мусульманами, и как его там принимали, это была действительно не на словах, а на деле любовь между людьми. Вот сейчас, конечно, хорошо, чтобы это было у нас, потому что между православными и мусульманами, которые имеют одну родину, единородная любовь.

Ирек Галеев: Я могу сказать только одно, придя на наш праздник, вы увидите нашу самобытную культуру, наше самобытное гостеприимство и угощения, которые будут представлены, они будут настолько самобытны, что вам даже не удастся перепробовать все, что представлено на нашем празднике.

Татьяна Валович: А воспроизвести можно будет, если потом захочется?

Ирек Галеев: Всегда возможно. У нас есть всегда рецепты любых наших национальных блюд.

XS
SM
MD
LG