Ссылки для упрощенного доступа

Министерство обороны собирается закрыть военные кафедры в 226 вузах России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский, в Екатеринбурге Денис Каменщиков, в Томске Мелани Бачина.

Кирилл Кобрин: Министерство обороны России закрывает военные кафедры в высших учебных заведениях страны. Инициативу Минобороны в ближайшее время намерено рассмотреть российское правительство.

Максим Ярошевский: Министерство обороны с 1 сентября этого года собирается закрыть военные кафедры в 226 вузах России. Таким образом, после окончания образования все студенты, годные к службе, будут ее проходить на общих основаниях, то есть один год в звании рядового. Об этом заявил начальник службы кадровой и воспитательной работы Минобороны, генерал Николай Панков. Ректоры ведущих вузов Екатеринбурга отрицательно отнеслись к решению закрыть военные кафедры.

Денис Каменщиков: Студенты военного института Уральского государственного технического университета УГТУ УПИ в настоящий момент находятся на сборах в еланских военных лагерях в Камышловском районе Свердловской области. Ректорат УГТУ УПИ тоже получил телеграмму из Генштаба, но студентов со сборов решили не отзывать. Ректор технического университета Станислав Набойченко уверен, что если военные кафедры вдруг закроют, это негативно скажется на престиже вузов.

Станислав Набойченко: Мы выпускаем студентов при гораздо меньших затратах, поскольку базовое образование они получают на гражданских кафедрах. Девчонки могут сравнить парней до сборов и после сборов. После сборов приезжают грудастые, шея накаченная, взгляд хамовитый.

Денис Каменщиков: Проректор по учебной работе Уральского государственного университета Виталий Прокопьев полностью согласен со Станиславом Набойченко и отвергает все обвинения в том, что на военных кафедрах учат не так и не тому.

Виталий Прокопьев: У нас военная кафедра пользуется большой популярностью, туда рвутся поступить не только юноши, но и девушки. У нас есть взвод девушек, которых готовят по специальности "военный психолог". Больше этой специальности на Урале никто не дает.

Денис Каменщиков: На военной кафедре Уральского горно-геологического университета учится 164 человека. Студентов сюда набирают с третьего курса и, по словам ректора Николая Косырева, в прошлом году конкурс был 3 человека на место. Телеграмма из Генерального штаба его очень сильно расстроила.

Николай Косырев: Ну что же мы делаем? Вот мы за последние 10 лет уже дважды ликвидировали военную кафедру и дважды ее восстанавливали в горном университете. Ведь мы воспринимаем подготовку на военной кафедре не с точки зрения подготовки милитаризации что ли страны, а с точки зрения военно-патриотического воспитания, как элемента воспитательной работы в университете. Я думаю, если даже запретят, мы все равно в горном университете что-то придумаем, чтобы у нас студенты все-таки такое воспитание и закалку получали. Внутренними ресурсами будем делать.

Денис Каменщиков: Теперь все три ректората ждут разъяснений от Министерства образования России и очень надеются увидеть эти бумаги еще до сентября, когда в университетах начнутся занятия, и на военные кафедры нужно будет набирать новых студентов.

Максим Ярошевский: Решение ликвидировать военные кафедры - прерогатива правительства России. Министерство обороны в данной ситуации всего лишь заказчик и инициатор. О том, как восприняли решение о закрытии кафедр в Томске, рассказывает корреспондент Радио Свобода Мелани Бачина.

Мелани Бачина: Это неправильное решение, считает ректор Томского медицинского университета Вячеслав Новицкий. После окончания вуза талантливые молодые люди должны продолжать обучение в аспирантуре или работать по специальности. За год службы знания могут уйти, и страна потеряет талантливых ребят, которые могли бы продвинуть российскую науку, экономику и другие сферы. А военные кафедры - это профориентация, особенно для военных медиков. Закрыть кафедры вообще - это неправильно, считает ректор Новицкий. Между тем в Томском областном военкомате предъявляют претензии к качеству подготовки офицеров вузами. Вдобавок обученный на кафедре офицер не рвется в войска. Сами студенты, которые сегодня учатся на военных кафедрах, признаются, что служить в армии им не хотелось бы, у них другие планы на жизнь и карьеру.

Студент: В армию? Да нет, в армию нет. Что-то мне подсказывает, что условия там еще не совсем приемлемые для службы. Я думаю, что идут на военную кафедру для того, чтобы получить дополнительные знания, это раз. А во-вторых - офицерские погоны. Если даже в армию призовут, то легче офицером отслужить два года, чем два года солдатом.

Мелани Бачина: В Томске 6 университетов. За пять последних лет все военные кафедры Томска выпустили более 5000 офицеров. В войсках из них оказалось 123 человека. Например, из почти 400 офицеров, подготовленных в медуниверситете, в армии не оказался ни один. В томском областном военкомате задаются вопросом: зачем стране такое количество запасников? Виктор Носков, исполняющий обязанности военного комиссара Томской области...

Виктор Носков: Теперь можно сделать вывод, что остальные люди готовились только для военного времени практически, на перспективу, если грянет лихая година. Но политика нашего государства говорит о том, что в настоящее время у нас потенциальные враги есть, но их возможные действия, как супостатов, могут наступить через длительный промежуток времени.

Мелани Бачина: Военная кафедра Томского политехнического университета - самая технологичная и оснащенная в городе. Еще несколько лет назад она выпускала по 600 офицеров ежегодно. Сейчас количество сократилось до 300, но и этого армии не надо. Валентин Борисов, начальник военной кафедры ТПУ...

Валентин Борисов: Если нам госзаказ такой устанавливали на подготовку, значит, этот госзаказ тоже исходил из каких-то расчетов. Для того чтобы сохранить свою территориальную целостность, нам нужно иметь большую армию, только исходя из этого.

Мелани Бачина: Валентин Борисов говорит, что до сегодняшнего дня почти все студенты или во всяком случае многие из них, поступая на военную кафедру, навсегда решали проблему срочной службы, они становились офицерами, не побыв солдатами. Отныне для большинства студентов Томска этот способ избежать службы будет закрыт.

Максим Ярошевский: Заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин считает, что ликвидация военных кафедр нанесет вред и вооруженным силам и России в целом.

Олег Смолин: Россия активно участвует Болонском процессе, в рамках которого российские студенты должны получать конвертируемые дипломы. И поскольку современная российская армия, мягко говоря, не пользуется популярностью у родителей, у студентов, у выпускников вузов, очень может быть, что это предложение Министерства обороны нанесет удар по кадровому потенциалу России в целом. То есть при современной заработной плате выпускников вузов в большинстве случаев при наличии конвертируемых дипломов, при нежелании служить в современной российской армии мы можем получить отток людей за границу. Скажем, заканчивает студент бакалавриат и отправляется в рамках Болонского процесса доучиваться куда-нибудь в Европу. Болонская декларация позволяет набирать зачетные единицы, так называемые кредиты, в разных вузах и в принципе облегчает академическую мобильность в рамках стран, подписавших Болонскую декларацию. Я очень всерьез опасаюсь того, что Министерство обороны хочет как лучше для обороны, а получит как хуже для образовательного, в том числе и оборонного, потенциала России, фактически стимулируя специалистов уезжать за рубеж.

XS
SM
MD
LG