Ссылки для упрощенного доступа

В Москве прошел митинг, участники которого протестовали против произвола правоохранительных органов


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Саленков.

Виктор Нехезин: Сегодня в центре Москвы на Калужской площади прошел митинг, участники которого протестовали против произвола правоохранительных органов.

Михаил Саленков: Митинг перед зданием Министерства внутренних дел России на Калужской площади его организаторы - движение "За права человека", партия "Яблоко", Комитет антивоенных действий и исламский правозащитный центр - проводили под лозунгом "Нет тайным приказам! К ответственности виновников событий в Благовещенске и других городах и населенных пунктах".

Митинг открыл руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев.

Лев Пономарев: В последнее время милиция участвовала в нескольких акциях устрашения населения, я бы так назвал их, коллективного наказания населения. Эти акции, к сожалению, повторяются регулярно, и общество не может смотреть на это и разрешать это милиции. Именно поэтому возникло сопротивление, и мы уже не первый раз проводим эти митинги и эти акции сопротивления носят уже дополнительный организационный характер. В Благовещенске был избит целый город, более 1000 человек. После этого были акции устрашения в других городах России. В Бежецке были дважды избиты по 15-20 человек, это Тверская область. Там же, в Тверской области была избита дискотека, село Рождествено. И совсем недавно в Ставропольском крае избита дискотека тоже в селе Ивановское.

Михаил Саленков: Лев Пономарев огласил требования митингующих: отставка министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, привлечение к уголовной ответственности министра внутренних дел Башкирии Рафаэля Диваева, а также всех должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов, которые причастны к нарушениям.

После Льва Пономарева к микрофону подошел руководитель Исламского правозащитного центра Исмагил-хазрат Шангареев. Он заявил, что от милицейского произвола особенно страдают российские мусульмане.

Исмагил-хазрат Шангареев: Некоторые недобросовестные работники милиции вместо того, чтобы бороться с конкретными преступниками, обычных рядовых мусульман объявляют ваххабитами, а для того, чтобы подтвердить это, вещественно подбрасывают им наркотики, подбрасывают им гранаты. Так, в Астраханской области один и тот же майор Калинин при всех обысках у мусульман находил гранату и 20 грамм наркотиков, достаточных для ареста. Он просто-напросто человека арестовывал, а потом человек несколько месяцев находился под следствием и невозможно доказать, что наркотики не его, невозможно доказать, что гранаты или взрывчатые вещества эти не его. Вот сегодня те регионы, где это происходит массово, особенно это Астраханская область, некоторые другие регионы, там люди, мусульмане не верят правоохранительным органам.

Михаил Саленков: В интервью "Радио Свобода" Исмагил-Хазрат рассказал, что сегодня 90% дел против мусульман по обвинению в хранении оружия и наркотиков - сфабрикованы.

Исмагил-хазрат Шангареев: Мы предлагаем создать независимую комиссию, независимую от тех районных отделов внутренних дел, которые фабрикуют эти уголовное дела. То есть они, конечно, дадут отписку, что было все в рамках закона. И мы докажем, что 90% сфабриковано.

Михаил Саленков: А откуда такая информация у вас?

Исмагил-хазрат Шангареев: Да потому, что мы этих людей знаем, мы знаем их родственников, мы знаем их соседей. Один из примеров. В Астраханской области в селе Бахтимир в Доме быта, принадлежащему одному мусульманину, в коридоре нашли гранату, и тут же человека арестовали, и в кармане в курточке нашли наркотики. Чисто логически ведь надо было продолжать обыск, там же огромное количество комнат, есть склады. Раз граната лежит в коридоре, значит, в соседней комнате должен быть арсенал. Но они не искали, потому что прекрасно знают, что нет там ничего.

Михаил Саленков: Жители башкирского города Благовещенска, пострадавшие от действий милиции в декабре прошлого года, написали обращение ко всем гражданам России. Вот фрагмент этого обращения: "Милицейский беспредел в нашем городе положил начало применению карательных действий во многих регионах России. Они начинают действовать с малых городов и сел, но пройдет совсем немного времени и зачистки, и фильтрации испытает на себе мегаполис. То, что происходит сейчас, не есть преступление отдельных нерадивых милиционеров это реализация чрезвычайщины, когда у людей отбирают даже самые элементарные права. Нам показывают, кто действительно хозяин в России. Свои действия погромщики в милицейской форме и масках основывают на неких секретных приказах и инструкциях, они для них важнее всех законов. Мы уже не надеемся ни на власть, ни на российский суд, мы надеемся только на себя и на взаимную помощь всех тех, кто был в нашем незавидном положении".

О том, что сейчас происходит в Благовещенске, в интервью нашей радиостанции рассказал адвокат потерпевших Станислав Маркелов. Он только что вернулся из Башкирии.

Станислав Маркелов: Там происходит очень неприятная ситуация в том плане, что освободили последнего обвиняемого, который находился под стражей, Гельванова, который, по свидетельству потерпевших, лично принимал участие в избиениях. Всех милиционеров восстанавливают в своих должностях. Сейчас милиция командует положением в городе Благовещенске, также как раньше, те же самые милиционеры.

Михаил Саленков: Среди жителей какая реакция сейчас?

Станислав Маркелов: Среди жителей ситуация отчаяния. Они считают, что их всех забыли, что ими реально никто не занимается, это действительно так, они чувствуют свое полное бесправие. Есть и довольно много случаев ущемления их положения. Увольняют их с работы, увольняют их родственников. Ходят некоторые ходоки, которые предлагают деньги за то, чтобы они отказались от своих адвокатов. И очень многие действительно отказываются от активной позиции, забирают заявления обратно.

Михаил Саленков: И сколько человек?

Станислав Маркелов: Эта практика началась еще с самого начала следствия. Очень много лиц даже не подавали заявления. Реальное количество потерпевших намного больше, чем 242 человека. Потом были лица, которые забирали заявления обратно. Я знаю о 16 таких случаях. Сколько их было реально, мне неизвестно.

Михаил Саленков: А известно о каких-нибудь массовых акциях протеста, которые были зимой, например, голодовки, пикеты, митинги?

Станислав Маркелов: Последняя новость - те, кто не сдался, скажем так, решили создать общество жертв фильтраций, зачисток и милицейского беспредела, потому что у них уже нет никакого выхода, у них ситуация, когда либо им надо объединяться, либо их просто задавят.

Михаил Саленков: Митинг перед зданием Министерства внутренних дел в Москве продолжался два часа. За все это время к митингующим никто из представителей правоохранительных органов так и не вышел.

XS
SM
MD
LG