Ссылки для упрощенного доступа

Два новых общественных движения в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Андрей Шароградский: В России образован оргкомитет нового общественного движения "Россия избитая". В него вошли правозащитники и представители населенных пунктов, пострадавших от насилия со стороны правоохранительных органов. Сегодня же родилось еще одно движение - "Лига за отмену призыва".

Карэн Агамиров: В названии нового общественного форума - "Россия избитая" - нет никакого позерства, - подчеркнул исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.

Лев Пономарев: Мы действительно стали свидетелями того, что регулярно в разных городах России избиваются мирные граждане, и не просто избиваются, а над ними издеваются, их калечат, насилуют, и при этом это делают официальные наши власти - это прежде всего МВД, это спецназ Минюста. А прокуратура, местные прокуратуры покрывают эти преступления.

Карэн Агамиров: Наибольший резонанс вызвали кровавые события в Благовещенске - при проведении так называемой фильтрации был жестоко избит практически целый город. И вот правозащитники и представители населенных пунктов, тоже пострадавшие от так называемых «коллективных наказаний» в виде зачисток и фильтраций, откликнулись на призыв покалеченного Благовещенска, учредили оргкомитет движения «Россия избитая» и провели перекличку «избитых» городов.

Наталья Драгушина - участник голодовки в городе Рассказово Тамбовской области. Ее и нескольких ее товарищей избили при проверке документов сотрудники ГИБДД, а в результате возбудили уголовное дело против них самих.

Наталья Драгушина: Шалунову вменяют то, что он избил трех сотрудников милиции, и сейчас ему грозит от 5до 10 лет лишения свободы.

Карэн Агамиров: Председатель комитета «За гражданские права» в Курской области Евгений Куроедов напомнил о самой массовой в истории российских тюрем попытке суицида в Льговской колонии ОХ-30/3, случившейся 27 июня.

Евгений Куроедов: Вскрылись более 800 человек заключенных из-за того, что их избивали работники колонии и заставляли одевать повязки, вступать в актив и рассказывать друг за друга. Я с матерью одного осужденного зашел к нему на свидание, и с ним я разговаривал. Меня слушали на громкой связи, слушали все работники, которые там находились. Я у него просил: "Сильно порезался?" Он мне показал, у него был вскрыт живот, руки были порезаны. После свидания этот парень в отряд не попал, и где он сейчас находится, его мать не знает. Он мне звонит и говорит: "Узнай, где находится мой сын". Я никак тоже не могу узнать. Беспредел со стороны работников милиции творится на каждом шагу. Возбуждают уголовные дела на ребят, которые вскрылись. Они-то вскрылись не по своей вине, не по своей воле. Это единственны случай такой, чтобы 800 человек вскрылись и еще 300 сели на голодовку.

Карэн Агамиров: Адвокат Елена Липцер...

Елена Липцер: Встречалась в СИЗО города Льгова с двумя бывшими заключенными льговской колонии, которые были одними из нескольких сотен, кто подал жалобы против администрации колонии, против начальника колонии с требованием возбудить уголовное дело. По их сведениям, более 300 человек были вывезены из льговской колонии в разные изоляторы по ближайшим областям. В Льгове сейчас находятся 5 человек, а где остальные вывезенные заключенные - никто не знает. Допрашивают ребят как свидетелей только по одному факту избиения одного заключенного, а именно - Алексея Шатунова. По фактам избиения остальных заключенных никого не допрашивают, уголовные дела не возбуждалось. И создается полное впечатление, что всю эту историю хотят замять, притом что в избиениях заключенных принимал участие как сам начальник этой колонии, так и вся администрация.

Карэн Агамиров: Перекличку принял президент Калмыцкого правозащитного центра Семен Натеев. События в Калмыкии...

Семен Натеев: ... в ночь с 21 на 22 сентября 2004 года по своей масштабности, по своей жестокости, по своему цинизму значительно превосходили события, которые впоследствии имели место в городе Благовещенске и в других регионах Российской Федерации. Но, удивительное дело, это преступление, совершенное властями против мирных граждан, не нашло должного отклика и освещения в средствах массовой информации и, к сожалению, среди моих уважаемых друзей и коллег. В ту ночью организаторы митинга, лидеры оппозиции в большинстве своем были брошены за решетку, оказались на больничных койках, ударились в бега, покинули республику Калмыкия. Ночью на центральной площади города Элисты, в ночь с 21 на 22 сентября, сразу были избиты около 400 человек. В Калмыкию были стянуты силы правоохранительных органов, МВД и так далее, войска со всех регионов Южного федерального округа. И избиением мирных граждан республики Калмыкия руководили начальник Управления по Южному федеральному округу генерал-лейтенант Сывоев, прокурор республики Хлопушин, министр внутренних дел Калмыкии Пономарев. Были избиты сотни людей. Били жестоко, били детей. 12-летнего ребенка, который туда попал, бил огромный детина-омоновец, ударил ее дубинкой, она упала, и он ее пинал ногой. Была избита бабушка, 81 год, которая тоже случайно там оказалась. И убили одного человека. То есть это было чудовищное избиение! Это было первое массовое избиение мирных граждан в Российской Федерации, такого еще не было.

Карэн Агамиров: Избиение омоновцами торговцев на рынке в городе Бежецке Тверской области, по свидетельству Игоря Шамшева, движение «За права человека», имело изощренное продолжение.

Игорь Шамшев: Запускали за щеку пальцы и волочили по земле.

Карэн Агамиров: Избиение молодежи в селе Рождествено той же Тверской губернии, в Доме культуры города Таборы Свердловской области, изощренные издевательства над людьми в Кабардино-Балкарии и, конечно же, кровавая фильтрация в Благовещенске подвигли адвоката Станислава Маркелова к выводу.

Станислав Маркелов: Откровенно применялись институты фильтрации, ранее характерные только для одного региона - Чечни. И методы действий сотрудников ОМОНа были очень близки, если не сказать, что они просто совпадали с теми, что применялись именно там, в Чечне. Таким образом, то, чего мы боялись на протяжении многих лет, - что Чечня будет давать метастазы в других регионах, - Благовещенск не то что продемонстрировал, а открыл для этого дверь.

Карэн Агамиров: И крик души благовещенского журналиста Вероники Шаховой.

Вероника Шахова: Как бы ни грустно звучало это название - "Избитая Россия", - это очень страшно, но это обществу необходимо. Мы сможем остановить этот террор.

Карэн Агамиров: Сегодня же рождается еще одно движение протеста - "Лига за отмену призыва". В Москве проходит учредительный съезд этой организации. Мой коллега Арслан Саидов разговаривал с одним из ее инициаторов, правозащитником Александром Подрабинеком.

Александр Подрабинек: Основная задача "Лиги за отмену призыва" - это задача вполне прагматичная, вполне определенная, - это проведение всероссийского референдума за отмену обязательного призыва в мирное время. Собрать силы, средства, людей, для того чтобы провести всероссийский референдум. Там довольно сжатые сроки, довольно трудно это сделать, потому что надо в очень многих регионах собрать необходимое количество подписей, но съезд определит, что мы можем и как этого добиваться.

Арслан Саидов: Кто вас поддерживает?

Александр Подрабинек: Нас поддерживают примерно 70 процентов населения России, - по крайней мере так можно судить по опросам Центра Левады - которые выступают за отмену обязательного призыва в армию.

Карэн Агамиров: Рождение «России избитой» и «Лиги за отмену призыва».

XS
SM
MD
LG