Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники подводят итоги весеннего призыва


Специально для сайта

Женя Снежкина

За месяц до начала осеннего призыва правозащитники начали подводить итоги призыва предыдущего. 26 июля Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин представил министру обороны России Сергею Иванову доклад "О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву". Практически одновременно с представлением доклада Комиссия по правам человека при мэре Москвы и Центр миротворческих и правозащитных действий республики Татарстан опубликовали свои доклады, посвященные нарушениям прав призывников, допущенных в ходе весеннего призыва.

Цифры в обоих отчетах во многом схожи. Весной 2005 года из республики Татарстан призван 4 041 человек, на призывные комиссии вызвано 28,5 тысяч человек. В Москве весной в военкоматы вызвали около 30 000, а призвали на службу около 5 000 москвичей. Во время весеннего призыва в московскую Комиссию за помощью обратились 860 призывников и их родителей, в Центр миротворческих и правозащитных действий в Казани – 300 человек.

По итогам мониторинга Центра, в ходе весеннего призыва 88 военнослужащих были возвращены из частей как необоснованно призванные, в 330 случаях решение о призыве было отменено как незаконное. Похожие цифры и в московском отчете – более 300 случаев признанных незаконными решений о призыве на военную службу.

Результаты московского мониторинга показали, что все 26 столичных военкоматов остаются закрытыми учреждениями, куда, в нарушение закона, родителей призывников не пускают. Во всех московских военкоматах зарегистрированы случаи, когда решение о годности к службе выносилось еще до прохождения призывником медицинских обследований. Предоставляемые призывником медицинские документы попросту игнорировались.

Так, весной этого года годным к строевой службе был признан молодой человек, страдающий эпилепсией, и имеющий на руках все необходимые справки. Повсеместно от призывников и их родителей скрывают «расписание болезней», необоснованно называя его документом для служебного пользования. В Царицынском военкомате призывников, которые пытались отстаивать свои права, порой сразу же направляли на городской сборный пункт, а оттуда в войска.

Особо отмечен в московском докладе вопиющий случай: военный комиссар Москвы Василий Красногорский обратился к руководителю департамента образования Москвы Любови Кезиной с просьбой перенести дату окончания учебного года в техникумах и ПТУ с 30 июня на 20-е, чтобы не дать их выпускникам времени поступить в вузы. Департамент ответил отказом.

Отчеты Москвы и Татарстана, равно как и доклад Владимира Лукина, лишь иллюстрируют общий тренд, стойко сохраняющийся на протяжении последних десятилетий: в российской армии молодежь служить не хочет.

В интервью «Российской газете» Владимир Лукин озвучил свои предложения по реформированию военной службы по призыву. Уполномоченный по правам человека сказал, что считает целесообразным увеличить призывной возраст с 18 до 20 лет, сохранить отсрочки студентам-бюджетникам, а также запретить привлекать к участию в боевых действиях солдат-срочников первого года службы (в настоящий момент воевать отправляют после полугода в армии).

Однако до сих пор все попытки правозащитников хоть как-то сдвинуть с мертвой точки реформу армии никаких видимых результатов не принесли - Министерство обороны никак не реагирует на представляемые правозащитниками отчеты и результаты мониторингов. Исключение составляет только подготовленный Министерством и принятый в 2002 году закон «Об альтернативной гражданской службе», который, по мнению председателя коалиции "За демократическую альтернативную гражданскую службу" Сергея Кривенко «так плох, что лучше б его вовсе не было».

XS
SM
MD
LG