Ссылки для упрощенного доступа

5 лет со дня гибели подводной лодки "Курск"


Олег Винокуров: Сегодня исполняется 5 лет со дня гибели подводной лодки "Курск". По мнению многих специалистов, за прошедшие годы ситуация с безопасностью на российском военном флоте не слишком изменилась.

Александр Дядин: После катастрофы "Курска" было сказано много слов о необходимости принятия самых радикальных мер для предотвращения подобных трагедий. Но, похоже, кардинального изменения в этом направлении так и не произошло. Как признался бывший командир 40-го научно-исследовательского института аварийно-спасательных работ водолазного и глубоководного дела Министерства обороны России вице-адмирал Юрий Сухачев, последние события на Камчатке показали, что мы не до конца осознали эту трагедию. С ним солидарен и председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин.

Игорь Курдин: Последние события в бухте Березовой на Камчатке нам реально показали, что главная цель спасения экипажа была реализована только с помощью привлечения иностранных специалистов. Мы убедились, что потраченные 25 миллионов долларов на закупку иностранного оборудования, скафандров не сыграли никакой роли в спасении АС-28. Закупка двух аппаратов "Скорпион" тоже какой-то политический шаг, скорее, рекламный, потому что эти аппараты уже морально устарели и англичане от них отказываются, а мы их покупаем. Надо подготовить специалистов, надо обеспечить техническое обслуживание, и все это будет опять делаться англичанами. Но у нас же военный флот, и мы не можем зависеть от иностранцев. Не дай бог, изменится политическая ситуация, и никакие англичане нам помогать не будут. На втором военно-морском салоне месяц назад в Петербурге были прекрасные образцы спасательной техники, наши опытные экземпляры. Не лучше ли вложить эти деньги туда, в подготовку своих специалистов, которые потом будут оказывать помощь и иностранцам, и зарабатывать эти деньги? Почему мы так неразумно поступаем? Когда говорят, что во всем виноват адмирал Куроедов, я не думаю… Но невольно на ум приходит сравнение: есть министр Шойгу, который в этих же условиях, при таком же финансировании создал эффективную, реальную систему МЧС, которая полностью выполняет свои задачи, и при этом флот, имея треть военного бюджета страны, не создал ничего. Хотим или нет, все видят состояние флота и, в первую очередь, его аварийно-спасательной службы. Необходимо делать какие-то выводы для того, чтобы те подводники, которые сегодня плавают в океане, которые готовятся к выходу в море, были уверены, что их есть кому и чем спасать.

Олег Винокуров: Сегодня в связи с годовщиной трагедии на Северном флоте России пройдут траурные мероприятия.

Андрей Королев: В пятую годовщину со дня гибели атомного ракетоносца "Курск" в Мурманской области отмечают без помпы. В гарнизоне Видяево вновь собираются родственники членов погибшего экипажа, чтобы возложить траурные венки к гранитной стеле, установленной через год после трагедии. Этот валун - единственное напоминание о событиях пятилетней давности. Два года назад местные энтузиасты попытались установить в центре Мурманска у храма Спаса на водах рубку затонувшего ракетоносца, однако до сих пор она ржавеет под открытым небом. Власти сетуют на отсутствие средств и неготовность проекта мемориала. Мурманские средства массовой информации упоминают о событии 12 августа 2000 года лишь в коротких новостях, непременно указывая при этом, что областная власть работу о сохранении памяти подводников держит под неусыпным контролем.

Маленький гарнизон "Видяево", откуда "Курск" ушел в свой последний поход, давно стал местом паломничества для сотен страждущих посетить местный аквапарк, возведенный на средства российского правительства во исполнение приказа президента Путина о развитии инфраструктуры поселка. По выходным дням у аквапарка выстраивается очередь из дорогих иномарок, приезжающих со всех концов Кольского полуострова.

На днях корреспонденту Радио Свободы удалось побывать в закрытом гарнизоне "Полярный", где располагается Североморская база спасателей. Пять лет назад здесь мне продемонстрировали два аппарат подводного погружения "Колокол", от которых остались лишь металлически е остовы. Все остальное было распродано в близлежащих пунктах скупки цветного лома. Пять лет спустя все те же аппараты украшают один из причалов гарнизона "Полярный". На мой вопрос о готовности специальных подразделений Северного флота мгновенно принять участие в спасательных мероприятиях, один из высокопоставленных офицеров штаба флота заявил, что люди готовы работать на износ, но вот техника... И после паузы добавил: из семи аппаратов подводного погружения в исправном состоянии находятся лишь два "Приза", один из которых готовили к перелету на Тихоокеанский флот, когда там велась операция по спасению членов затонувшего батискафа. Это весь спасательный ресурс, которым сегодня обладает самый мощный военно-морской флот в России.

XS
SM
MD
LG