Ссылки для упрощенного доступа

Создан российско-американский проект «Хлебников»


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов, который беседует с координатором «Проекта «Хлебников» журналистом Ричардом Бехаром.

Дмитрий Волчек: Для расследования убийства американского журналиста Пола Хлебникова создан необычный американо-российский журналистский альянс, получивший название «Проект “Хлебников”». В нем участвуют десятки журналистов, факультет журналистики Нью-Йоркского университета, журналы «Forbes», «Economist», «Vanity Fair», компания «Bloomberg News»...

Главный редактор российской версии журнала «Forbes» американский журналист Пол Хлебников был застрелен в Москве летом прошлого года.

Журналисты и семья убитого не удовлетворены результатами официального расследования, проведенного Генеральной прокуратурой России. По российской версии убийство совершено по приказу главаря чеченской мафии Хож-Ахмеда Нухаева, которого Хлебников описал в книге «Разговор с варваром», вышедшей в 2003 году. Брат Пола Хлебникова Майкл склонен думать, что причиной убийства стали скандальные документы о московской недвижимости, которые Пол хотел опубликовать.

Участники «Проекта “Хлебников”» приводят статистику, по которой с 2000 года в России было совершено 12 заказных убийств журналистов, включая одного американца - Хлебникова, но ни одно из них не было раскрыто.

Координатором «Проекта “Хлебников”» является Ричард Бехар, работавший с Полом в журнале «Forbes». Продолжит тему Ян Рунов.

Ян Рунов: Ричард Бехар живет в Нью-Йорке. Он окончил факультет журналистики Нью-Йоркского университета со специализацией в области бизнеса. Профессиональную журналистскую карьеру начинал внештатным корреспондентом газеты «New-York Times», затем был принят на работу в журнал «Forbes». Несколько лет проработал в журнале «Time», а последние десять лет он штатный корреспондент журнала «Fortune».

Бехар известен своими журналистскими расследованиями и разоблачительными статьями в области крупного бизнеса. В этом смысле он стоит на одном уровне с журналистами Дэниелем Перлом и Полом Хлебниковым (оба погибли). Работы Ричарда Бехара для журналов «Fortune» и «Time» и для телекомпании CNN отмечены 20 высшими журналистскими премиями. В Америке он назван «Лучшим журналистом года», в Англии – «Лучшим бизнес-журналистом года». Он так же вошел в список ста лучших бизнес-журналистов 20-го века.

Вот что рассказал о нем брат Пола Хлебникова Питер:

Питер Хлебников: Господин Бехар дружил с Полом много лет. Он, как и другие американские журналисты, участвующие в проекте, знает, что Пол служил своему делу верой и правдой. Как мне объяснил господин Бехар, он взялся расследовать убийство потому, что Пол сделал бы то же самое, если бы убили его, Бехара. Участники проекта хотят показать российским властям, что прошли времена, когда считали: нет человека – нет проблемы. На место убитого журналиста придут десятки других, которые продолжат начатое им расследование и докопаются до истины.

Он человек очень горячий, жадный до работы, энергичный. И очень смелый: работал в Пакистане над той же темой, что и Дэниель Перл, убитый журналист «Wall-Street Journal». Это человек, который будет работать до конца, потому что он будет бороться за правду. Он успешно писал много трудных и опасных статей в Америке, которые другие журналисты не хотели трогать.

Семья Хлебниковых не очень существенно вовлечена в «Проект “Хлебников”», но мы очень благодарны ведущим журналистам Америки за то, что они нашли время заняться работой, начатой Полом, и найти правду.

Он работал в России и был эксперт по России, так же, как и Павел. Они были сначала соперники, потом, когда они увидели, какие серьезные журналисты, как они хорошо работают, они начали уважать друг друга, и это уважение переросло в дружбу.

Ян Рунов: О «Проекте “Хлебников”» сам Ричард Бехар рассказал мне следующее:

Ричард Бехар: У проекта четыре главные цели. Первая – вытащить на свет обстоятельства убийства Пола Хлебникова. Вторая – помочь российским журналистам, очень талантливым людям, которым порой приходится работать в чрезвычайно сложных условиях. Третья – мы хотим пойти по следам некоторых расследований, которые вел Пол Хлебников, но был убит, не успев довести до конца (как известно, он занимался одновременно несколькими проблемами в России, в том числе проблемой организованной преступности). И четвертая цель – мы хотим проверить модель сотрудничества средств массовой информации в работе над сложными темами.

Ян Рунов: Что вы знаете о реакции на ваш проект российского правительства?

Ричард Бехар: Я не слышал, чтобы об этом говорилось публично.

Ян Рунов: С какими трудностями в своем расследовании вы предполагаете встретиться или уже встретились?

Ричард Бехар: Со многими трудностями, которые обычно встречаются при любом расследовании, тем более, связанными с убийствами, организованной преступностью, коррупцией... Трудно получить информацию и проверить ее правдивость; трудно добиться того, чтобы люди захотели говорить, потому что многие боятся касаться говорить на опасные темы... Трудно объединить лучших журналистов, занимающихся расследованием, потому что обычно они конкурируют друг с другом, а в нашем случае должны сотрудничать. Но как раз здесь мы ожидаем успеха, потому что видим, с каким энтузиазмом многие включились в наш проект. Это превзошло мои ожидания.

Ян Рунов: Среди российских журналистов, к которым вы обратились, были такие, кто отказался от участия в проекте, опасаясь за свою жизнь и жизнь своей семьи?

Ричард Бехар: Да. Есть и те, кто согласились работать с нами, есть и те, кто побоялись включиться в это расследование. Мы будем строить ядро из российских журналистов в течение ближайших месяцев. В статьях о «Проекте “Хлебников”» и на нашей Интернет-странице, виден только фасад начинающейся работы. За фасадом кроется сложная задача создания целой системы разветвленной сети людей и организаций, помогающих нам, но остающихся в тени.

Ян Рунов: Считаете ли вы эту работу опасной для себя лично, тем более что на этом пути погибли ваши коллеги Дэниель Перл и Пол Хлебников?

Ричард Бехар: Да, работа рискованная. Именно поэтому в мире не так много журналистов, занимающихся расследованиями. Вот для чего мы создали союз людей, готовых помогать нам и друг другу. Вместе, общими усилиями мы сделаем все, чтобы этот жанр журналистики не исчез, что бы ни произошло в будущем.

Ян Рунов: Планируете ли вы публиковать данные расследования в процессе работы?

Ричард Бехар: Наше объединение построено так, что каждый журналист работает над своей темой для собственного печатного органа, радио- или телекомпании, одновременно внося вклад в общее дело. Так что вы увидите отдельные корреспонденции, которые будут периодически появляться в средствах массовой информации. Например, компания «Bloomberg News», участник нашего проекта, получив информацию, не стала ждать и опубликовала материал несколько недель назад.

Ян Рунов: Как долго вы рассчитываете заниматься этим расследованием?

Ричард Бехар: Мы не ставим какие-то временные ограничения. Работа над «Проектом “Хлебников”» будет продолжаться столько, сколько надо. Если вспомнить, сколько над своим последним расследованием работал Пол Хлебников, можно предположить, что у нас это займет немало времени, не меньше года, а то и больше.

XS
SM
MD
LG