Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Годовщина чеченской войны: ученые подсчитали потери


Женя Снежкина, специально для сайта

В сентябре этого года Россия отмечает шесть лет с начала второй чеченской войны. Как и прежде, события в Чечне ставят много вопросов перед властями и исследователями. Один из таких вопросов – сколько человек погибло во время войны. В данный момент исследователи не могут точно ответить на этот вопрос. Единственным более-менее достоверным источником, опираясь на который можно было бы делать выводы о численности потерь в Чечне, являются результаты переписи 2002 года. Однако из-за того, что перепись проходила непосредственно перед выборами в Чечне, ее результаты оказались, мягко говоря, не точными. Впервые эту проблему озвучил член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов, который сказал о том, что власти намеренно увеличивают на бумаге количество проживающих в республике людей с тем, чтобы в дальнейшем создать поле для манипуляций с результатами выборов.

Недавно тезис Александра Черкасова подтвердили российские социологи. Специалист института социологии РАН Сергей Максудов сравнил численность одних и тех же поколений жителей Чечни и Ингушетии по переписям 1989 и 2002 годов (сравнивались данные обеих республик, так как в 1989 году Чечни как самостоятельного субъекта не существовало – только Чечено-Ингушская АССР). Сопоставление показало, что на территории Чечни и Ингушетии численность поколений 1959-1988 годов рождения между переписями 1989-2002 годов либо увеличилась, либо практически не изменилась, хотя она должна было заметно сократиться как из-за естественной смертности в течение 14 лет, так и из-за почти поголовного бегства русскоязычного населения и выезда некоторого количества чеченцев в другие регионы страны и за рубеж.

Численность мужских и женских поколений 1914-1988 годов рождения на территории Чечни и Ингушетии по двум переписям, человек

Таким образом получается, что данные переписи 2002 года никак не могли соответствовать действительности. Сергей Максудов взял еще одно историческое измерение численности населения Чечни и Ингушетии. В ХХ веке численность чеченцев и ингушей в Российской империи и в СССР быстро увеличивалась. По данным переписей она составляла в тысячах человек: в 1897 - 272, в 1926 - 393, в 1939 - 500, в 1959 - 525, в 1970 - 770, в 1979 - 942, в 1989 - 1114. Несмотря на высокую детскую смертность, мировую войну, депортацию в Казахстан и связанное с этим временное сокращение населения, численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%, намного сильнее, чем у многих народов СССР (например, у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%, у абхазов хотя и выросла, но всего на 15%). «Этот рост имеет вполне рациональное объяснение, он свидетельствует о том, что чеченцы и ингуши в двадцатом веке были захвачены демографической революцией, пишет Сергей Максудов. - Но чудес не бывает, пик ускоренного роста численности обоих народов, скорее всего, уже пройден. Для того же, чтобы достичь той численности населения, на которую указывает перепись 2002 года (во всей России, по данным переписи, она составляла 1773 тыс. человек), рост численности чеченцев и ингушей должен был бы резко ускориться. Это маловероятно. По нашей оценке, численность чеченцев и ингушей в России в 2002 году составила 1232 тысячи человек (в границах бывшего СССР около 1300 тысяч). Такая динамика более правдоподобна, она вписывается в долговременные тенденции, существовавшие на протяжении всего ХХ века».

Численность чеченцев и ингушей в Российской империи, СССР и Российской Федерации по переписям населения и по оценке автора на 2002 год

Исходя из полученных данных, социолог утверждает, что ошибка переписи в Чечне составляет 30%.

После того, как была обоснована ошибка переписи, оказалось возможным, хотя бы примерно, подсчитать потери, которые понесли Чечня и Ингушетия в войне. Эти оценки были получены в основном на основе анализа числа вдов и вдовцов. За основу расчетов была взята когорта сорокалетних, но "нормальная" смертность мужчин в этом возрасте сравнительно невелика. Ученый предположил, что убыль мужчин в этой группе связана в основном с боевыми действиями. Это гипотеза нашла подтверждение при сопоставлении численности мужского и женского населения Чечни-Ингушетии и Дагестана. По данным переписи 2002, в Чечне и Ингушетии на 100 мужчин в возрасте 30-39 лет приходится 117-120 женщин, на 10% больше, чем в соседнем Дагестане. (В более молодых возрастах картина искажена участием в переписи российских солдат). В 40-49-летнем возрасте разница между Дагестаном и Чечено-Ингушетией снижается до 2-3%, у 50-59-летних она исчезает. Очевидно, в возрасте старше 40 лет потери от болезней начинают заметно сказываться на смертности населения, а в возрасте старше 55 лет они могут преобладать.

Поэтому все потери 18-44-летних чеченцев и ингушей были отнесены ученым к военным. У 45-54 летних в боевые потери включены 70%. У поколений в возрасте 55-69 лет медицинские и боевые потери разделили пополам, а в возрасте старше 70 лет все потери посчитали вызванными болезнями. Таким образом, с военными действиями оказалась связана гибель 26808 мужчин, а с повышенной смертностью от болезней 4381. У женщин на боевые действия пришлась смерть 3990 человек, а на потери от болезней и ранений 550 человек.

Рассчитанные военные потери населения Чечни

Потери мужского населения31189
Потери женского населения4540
Потери детей до 14 лет615
Итого36344
XS
SM
MD
LG