Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Медиабизнес в российских регионах


Программу ведет Евгения Назарец. В программе принимают участие - Александр Баранов, президент группы компаний «Уралэкспоцентр-Евроазиатский выставочный холдинг», Святослав Дубиковский, один из организаторов Томского фестиваля аудиорекламы «Сибирский децибел», и корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.

Евгения Назарец: Наша сегодняшняя тема – состояние медиабизнеса в регионах. В Екатеринбурге в эти дни проходит Девятая межрегиональная выставка-семинар «Гранд-Медиа». Она считается одной из крупнейших выставок в России в сфере полиграфии и рекламы. В этом году свою продукцию здесь представили около сотни компаний из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а также Уфы и других городов. На выставке побывала корреспондент Радио Свобода Дарья Здравомыслова.

Дарья Здравомыслова: Выставка «Гранд-Медиа» проходит в Екатеринбурге девятый год подряд. За это время она завоевала титул третьей по значимости. Впереди только Москва и Санкт-Петербург. Изготовители и заказчики полиграфической и рекламной продукции съезжаются сюда со всей России. Здесь можно увидеть как маленькие значки и наклейки, так и внушительных размеров печатные станки. Кто-то предлагает открытки, кто-то дизайн интернет-сайтов. Внимание посетителей каждый привлекает по-своему.

Фотоцентр «Светопись», например, установил настоящий гоночный мотоцикл. Представитель фотоцентра Светлана Тимошенко говорит, что благодаря такому необычному решению за два дня выставки они уже получили несколько заказов.

Светлана Тимошенко: Можно заинтересовать человека, идущего просто прогулочным шагом, просто зрительно - там мотоциклы. Две цели преследовали: привлечение внимания и все-таки показать качество печати. А сейчас вы можете увидеть реальный мотоцикл «Yamaha» и его изображение, которое было сфотографировано ночью в темноте под свет фар, и отпечатанное в натуральную величину размером 1 метр на 2 метра, вот 6 штук. Особенность – показать возможности принтера, фотографическое качество.

Дарья Здравомыслова: Представитель московской фирмы «Зенон», которая специализируется на широкоформатной печати, Джозеф Сирухи выставкой несколько разочарован.

Джозеф Сирухи: Конечно, я ожидал большего. Не так много людей пришли. Выставки в Москве более активные, чем в Екатеринбурге. Предположим, приходят по отдельности, по одному. А в Москве больше людей. Даже не успеваешь отвечать на вопросы.

Дарья Здравомыслова: Организатор выставки - коммерческий директор «Уралэкспоцентра» Елена Харина - говорит, что в этом году продукции представлено меньше, чем в прошлом. Дело в том, что в это же время конкурирующая выставка проходит в Москве.

Елена Харина: Получилось так, что со сроками она совпадает с «Полиграф-Интером» города Москвы. Естественно, все представительства, которые имеются у нас в Екатеринбурге, работают на нашем рынке, они нацелены на работу на московской выставке. Какая-то компания привезла всего один аппарат сюда, а остальное везет в Москву. На следующий год они уже готовятся выставляться и презентовать себя гораздо больше.

Дарья Здравомыслова: Но выставка посвящена не только полиграфической продукции. Представители рекламных агентств здесь увидят и новые технологии. Сотрудники средств массовой информации узнают, как можно визуально и содержательно улучшить свой продукт.

Выставка продлится до 7 октября. По окончании состоится конкурс на лучшую полиграфическую продукцию. Раньше победители получали медали. Но в этом году приз будет эксклюзивным: сувенирные тарелки, расписанные золотом. Организаторы хотели, чтобы подарок был многофункциональным: можно повесить, поставить и покушать.

Евгения Назарец: По случаю начала и проведения этой выставки, о которой рассказала наш корреспондент Дарья Здравомыслова, у нас в студии сегодня – президент группы компаний «Уралэкспоцентр-Евроазиатский выставочный холдинг» Александр Баранов.

Доброе утро, Александр Валентинович.

Александр Баранов: Доброе утро.

Евгения Назарец: Вообще-то выставочный бизнес сам по себе часть медиабизнеса. Как вам в этом качестве - одновременно и организаторов и участников, по сути, этой выставки?

Александр Баранов: Да, безусловно, вы затронули очень интересный аспект выставочной деятельности. Во многом мы, безусловно, конкурируем с медиа, с рекламными агентствами, потому как мы помогаем продвигать продукцию того или иного предприятия. Нам комфортно. Притом, что уже, как было отмечено, несколько меньше участников, чем мы ожидали, но выставка по-прежнему пользуется большой популярностью. И нам, безусловно, ценно мнение коллеги и участника из Москвы. Ему хотелось бы, чтобы было побольше посетителей, и нам тоже этого хотелось бы. Но с Москвой нам порой не сравняться ни по масштабам, ни по количеству посетителей. Будем брать качеством.

Евгения Назарец: Кстати, по каким критериям приходится судить в регионах об успешности подобных мероприятий? По количеству посетителей, экспонентов, по договорам? Но, скорее всего, договоры – это все-таки коммерческая тайна?

Александр Баранов: Да, на заре нашего существования мы пытались анализировать, в том числе, и объем заключенных договоров. Но зачастую участник не желает об этом говорить. Вы правы, это коммерческая тайна. На каждой выставке мы проводим опрос как посетителей, так и участников. И вот благодаря таким косвенным сведениям можно судить о качестве посетителей, можно судить об удовлетворенности каждого участника или участников в целом, потому что мы обрабатываем и эти данные, о проведенной выставке.

Евгения Назарец: Да, по репортажу Дарьи Здравомысловой у меня сложилось впечатление, что выставка все-таки в большей степени представляет полиграфическую отрасль. Верно ли это впечатление? Или все-таки вы, знающий 9-летнюю историю этой выставки, можете сказать, что все обстоит не так, или, может быть, в этом году как-то особенно?

Александр Баранов: Нет, в основе действительно полиграфия. Но не только полиграфия. Очень много есть и сувенирной продукции, и рекламных агентств. Так что выставка многоплановая. Но в большей степени она полиграфическая.

Евгения Назарец: Подобного рода мероприятия проходят и в других регионах. На первый взгляд это может показаться рискованным. Намек на это, может быть, вы даже сейчас услышали в беседе с Александром Валентиновичем Барановым. И в то же время в Томске... у нас есть сейчас возможность выйти на параллельную, так скажем, беседу с Томской студией, и в Томске проходят такого же рода мероприятия, и тоже, насколько я знаю, они успешные. И вот с беседой об этом я прошу присоединиться к нам корреспондента Радио Свобода в Томске Мелани Бачину и одного из организаторов конкурса аудиорекламы «Сибирский децибел» и «Дни рекламы в Томске» Святослава Дубиковского.

Мелани Бачина: Святослав, вы согласны с тем, что вот то, что проходит в регионах – подобные конкурсы, фестивали, они все-таки не так успешны, как столичные?

Святослав Дубиковский: Я хотел бы сказать, что, возможно, наше отличие, например, от екатеринбургского мероприятия заключается в том, что в Екатеринбурге представляется, выставляется и сравнивается оборудование и техника, а у нас сравниваются в первую очередь мозги рекламистов, в том числе работающих в средствах массовой информации.

А по поводу успешности и не успешности... здесь очень сложно сказать. Просто все зависит от того, в частности на нашем фестивале, какие работы присылаются. Нет необходимости везти сюда какое-то оборудование, это можно все заполнить в электронном виде, прислать. Поэтому нам в этом смысле, конечно, проще. Но я бы вполне сравнил с Москвой.

Мелани Бачина: Святослав, но вот вы этим занимаетесь с 2001-2002 года, вы являетесь одним из основателей, собственно говоря, этих фестивалей – и «Дней рекламы», и «Сибирского децибела». За эти четыре года уровень рекламы, уровень медиасообщества именно регионального вырос?

Святослав Дубиковский: Я бы сказал, что он стал более качественным. Просто тогда, когда все это создавалось, люди просто хотели в этом участвовать, не осознавая того, хорошие работы они присылают или плохие, и так далее. Сейчас просто количество работ... на выставке сократилось количество участников, и у нас немного сократилось количество работ, по сравнению с первыми двумя годами. Но с другой стороны, все эти работы достаточно хорошие. И к вопросу о конкуренции с Москвой в некотором роде, чаще всего все наши победители побеждают также и в Москве. Поэтому это как бы некий прогон перед Москвой.

Мелани Бачина: Это конкуренция с Москвой? Вот все-таки эти фестивали, которые проходят в российских регионах, достаточно далеко от столицы – все-таки это именно потому, что, скажем, нужно какое-то общение самих рекламистов, вообще журналистов вот этого медиасообщества? Или это все-таки недоступность, невозможность попасть в столицу и «засветиться» где-то там?

Святослав Дубиковский: Дело даже не в этом. Москва все-таки более пафосная. То есть в Москву едут для того, чтобы себя показать, на других посмотреть. У нас как бы больше работы. Три дня плотных семинаров, три дня общения с жюри, к которому можно подойти и о чем-то поговорить, с коллегами пообщаться. В Москве это все более пафосно, более дорого, чего уж там скрывать.

Единственная проблема, например, наверное, Томска в отличие, допустим, от того же Екатеринбурга – это то, что у нас все-таки небольшой транспортный тупик, и добраться до нас сложнее. Но с другой стороны, те, кто приезжает, проникаются атмосферой нашего города, и поэтому приезжают потом еще несколько раз. Поэтому если к нам заедешь один раз, в тупик, то потом уже будешь ездить всегда.

Евгения Назарец: В связи с темой разговора о развитии медиабизнеса в регионах мы хотим знать мнение слушателей. Большинству людей ежедневно приходится сталкиваться с такой отраслью медиабизнеса, как реклама. Ее же наиболее часто критикуют за назойливость и глупость. Часто ли в вашем городе попадается умная, деликатная и красивая реклама?

Александр Валентинович, вот это противопоставление между столицей и регионами – это все-таки, скорее, противопоставление или регионализация в чистом виде, без какого-либо подтекста?

Александр Баранов: Безусловно, некоторое противопоставление есть. Но я бы назвал это не противопоставлением, а просто несколько иное качество. Потому что Москва - к сожалению для региональщиков или к радости для москвичей – обладает гораздо большим ресурсом, начиная от материальной базы для проведения подобного рода мероприятий и заканчивая концентрацией финансовых средств.

Но, тем не менее, интерес к выставкам, и, в частности, к выставке, которую мы сегодня обсуждаем, посвященной рекламе и полиграфии, не угасает. И не угасает он благодаря тому, что потребность в такого рода услугах и оборудовании только возрастает в последнее время. Потому что в целом идет развитие и бизнеса, и промышленности. И нужда вот в этих услугах, она, безусловно, только нарастает. И в условиях, когда, скажем, промышленному предприятию либо какой-то компании народившейся необходимо выходить на рынок, необходимо расталкивать локтями своих конкурентов, необходимость в этом только возрастает. И я надеюсь, что наши участники получат своих клиентов.

Евгения Назарец: Анализируете ли вы состояние бизнеса, который представлен на этой выставке по мере существования, по мере работы этой выставки? Как он развивается, какие отрасли именно медиабизнеса больший в данный момент получают импульс для развития? Может быть, это видно по количеству и качеству экспонентов? Можете что-нибудь об этом сказать?

Александр Баранов: Да, в той или иной степени, безусловно, мы работаем с профессионалами в этой отрасли. Надо отметить, что и данную выставку мы готовили, и уже традиционно, с Межрегиональной Ассоциацией полиграфистов России, с Ассоциацией полиграфистов Урала, с Союзом журналистов России.

Евгения Назарец: Александр Валентинович, а каким образом вы измеряете, если так можно выразиться, заинтересованность экспонентов в участии в этой выставке? Это какая-то заинтересованность в дипломах или попытка принять участие в наибольшем количестве подобных мероприятий?

Александр Баранов: Вы знаете, каждый раз для участников мотивы участия в выставке совершенно различные. Для одного - это расширить рынок сбыта, для другого – посмотреть на конкурентов, для третьего – просто для того, чтобы о нем не забыли.

А вот как бы косвенная оценка того, насколько успешно он поучаствовал, как я уже говорил ранее, - это и наши опросы участников. Достаточно сказать, что передо мной сейчас лежит анкетирование предыдущего года. И по итогам выставки прошлого года на вопрос – планируете ли вы участие в выставке в следующем году? – «наверняка» ответили 48 процентов, «скорее да, чем нет» - 30 процентов. Таким образом, более 70 процентов участников по прошлому году получили, на наш взгляд, полнейшее удовлетворение от участия в выставке. Значит, их интересы были в той или иной степени удовлетворены. И для нас очень важна эта косвенная оценка, потому что... Ну, кроме того, там еще значительное число вопросов – например, «удовлетворены ли вы качеством посетителей?», и так далее. Мы каждый раз такой мониторинг проводим для того, чтобы, как вы уже сказали, девять лет на рынке выставочных услуг и, в частности, на рынке именно в этой отрасли достаточно грамотно оставаться. Мы каждый раз пытаемся сверить свой курс с участниками, с посетителями, то есть мы еще опрашиваем и посетителей.

И вы затронули вопрос в целом этого рынка, почему полиграфия по-прежнему превалирует на нашей выставке. Да потому, что сегодня, начиная от государственных типографий, в которые до 2007 года предполагаются очень значительные вливания финансовые в обновление полиграфической базы, и, безусловно, мы участников извещаем об этом, кто-то сам узнает. И когда мы готовимся к проведению выставок, безусловно, мы этот анализ делаем. Мы работаем тесно и с представителями государства, и с частными структурами. И более-менее владеем тем, что существует на этом рынке.

Евгения Назарец: Мелани, я знаю, что как раз в Томске есть свежий пример участия местного медиасообщества в одном из подобного рода мероприятии, как выставки, фестивали, конкурсы – и это успешный пример. Начните с него. А также расскажите, может быть, о других тенденциях в этой сфере.

Мелани Бачина: Да, Евгения, действительно, по итогам Десятого фестиваля средств массовой информации «Вся Россия – 2005», проходившего в Дагомысе буквально несколько дней назад, ежедневная общественно-политическая газета «Томский вестник» заняла первое место в номинации «Общественно-политическая республиканская, краевая, областная газета». Вообще нужно сказать, что в Томске уровень средств массовой информации достаточно высокий. Например, Томская телекомпания «ТВ-2» получила шесть «ТЭФФИ» в прошлые годы, в этом году вновь в двух номинациях на Всероссийском конкурсе «ТЭФФИ» номинирована как «лучшая информационная программа» и «лучший интервьюер».

Святослав, уровень средств массовой информации определяет уровень рекламы? Вы подтягиваетесь (я имею в виду рекламистов) под... нужно же соответствовать или нет? Или это не взаимосвязано?

Святослав Дубиковский: Здесь вопрос, наверное, как о курице и яйце, что первично. Я могу сказать, что если, наверное, все награды, которые снискал Томск как в журналистике, так и в рекламе, их связать в какую-то линеечку, то это займет, наверное, не одну сотню метров. Поэтому не знаю, что первично, действительно, не могу сказать. Но одно тянет другое. Что более тянет? Наверное, все-таки журналистика, потому что это более интересно как бы зрителям, слушателям. А реклама, она как бы не дает портить эфир, на мой взгляд, и поэтому тоже стремится быть более качественной, более интересной.

Мелани Бачина: На ваш взгляд, вот такая вещь, как социальная реклама, насколько это может быть сегодня востребовано? Я имею в виду не только зрителей. Понятно, что социальная реклама, она ориентирована на своего зрителя. Но и вообще другими сферами. Я имею в виду и средства массовой информации, и власти, и так далее.

Святослав Дубиковский: На самом деле, допустим, у нас, у единственных, наверное, на всем постсоветском пространстве, на фестивале рекламы... не отдельно выдвинули фестиваль, а вот именно на обычном фестивале у нас выделена специальная номинация «социальная реклама», которую мы пытаемся развивать. И это номинация, за которую мы не то что не берем денег, а наоборот, как бы всячески людей притягиваем: «Давайте делать».

Проблема социальной рекламы, на мой взгляд, состоит в том, что ее делают очень однообразно, и это либо, условно говоря, радостные лица детей, либо, наоборот, ужасные лица наркоманов, пьяниц и так далее. То есть реально как бы два стандартных подхода, которые не отвечают тем потребностям и тому обществу, которое сейчас есть. И поэтому, мне кажется, основная проблема – это именно сделать что-то необычное. Не знаю, с чем это связано, но не умеют у нас пока до конца делать социальную рекламу.

Мелани Бачина: То есть это то, с чем вы начинаете только работать?

Святослав Дубиковский: Нет, мы это начинали с самого первого года.

Мелани Бачина: Это не получается?

Святослав Дубиковский: Нет, люди присылают работы. Но я просто говорю, что именно работы очень редко бывают именно интересными. В качестве примера могу сказать, что, допустим, в прошлом году у нас гран-при завоевала именно социальная работа, аудиоролик. Но это было тоже чуть ли не впервые в мире, когда гран-при был отдан социальной работе. Мы пошли на это осознанно, хотя в коммерческой рекламе так не принято делать. Ну вот нарушили некий порядок. Но работа действительно была очень хорошая.

Евгения Назарец: Александр Валентинович, томские коллеги пошли по пути сегментации рынка, то есть одну только отрасль медиабизнеса берут – рекламу. Почему в Екатеринбурге все-таки развивается общая выставка, которая охватывает весь медиабизнес?

Александр Баранов: Я считаю, что для посетителей, для участников актуален более широкий охват этой темы. Сегодня на нашей выставке, может быть, нет такого интересного действительно фестиваля, который проходит в Томске. Но зато на ней можно увидеть и новое полиграфическое оборудование, и новые возможности по изготовлению сувениров, и познакомиться с рекламными компаниями. То есть, на мой взгляд, каждое из мероприятий заслуживает внимания, и каждое из мероприятий по-своему интересно.

Для меня очень интересно услышать опыт томских коллег. Я думаю, что, может быть, в ближайшем будущем у нас будет отдельный проект, очень похожий на этот, не рекламы. И мы воспользуемся опытом томских коллег.

Евгения Назарец: Александр Валентинович, Россия – все-таки страна большая, и, наверное, все-таки тенденция регионализации выставок или каких-то фестивалей, она оправдана в этих условиях. Или все-таки правильнее, на ваш взгляд, как человека, занимающегося выставочным бизнесом, создавать проекты, которые притягивают как можно большее количество регионов в одну точку?

Александр Баранов: Регионализация, в том числе, и в выставочном бизнесе существует. И я считаю, что регионы будут развиваться, в отличие от той жесткой централизации, которая была и в целом, и сегодня еще присутствует для России, регионы будут развиваться. И мы это чувствуем. И я это говорю с полной ответственностью, потому что в нашем выставочном сообществе мы являемся членами Международного Союза выставок и ярмарок, и знакомы практически со всеми крупными региональными выставочными организациями, знакомы и с нашими монстрами и коллегами из Москвы, из Санкт-Петербурга. Мы работаем по единым стандартам, мы работаем примерно на одном уровне качества с москвичами. Единственное, в чем мы проигрываем, - безусловно, это в масштабах проводимых мероприятий. Но тенденция, я еще раз подчеркиваю, в том, что выставочные мероприятия и в целом бизнес в регионах будет развиваться.

Евгения Назарец: То есть если мероприятия, сходные по концепции, проходят в разных регионах и, допустим, в разное время, чтобы не отвлекали участников, они не являются конкурентами в России? Правильно я понимаю?

Александр Баранов: Они в очень малой степени являются конкурентами. Потому что регион нуждается в более полной информированности. И в силу того, что Россия у нас велика, далеко не каждый потенциальный потребитель той продукции, которая, в частности, сегодня представлена на нашей выставке, сможет доехать до Москвы. И в этом прелесть такого рода региональных мероприятий.

Евгения Назарец: Мелани, может быть, у вас тоже есть основания или желание поговорить о конкуренции с другими регионами в сфере фестивально-выставочного бизнеса или медиабизнеса вообще?

Мелани Бачина: Действительно, Святослав, есть такая проблема? Вообще, Запад России, он ведь страшно далек от Сибири, и, соответственно, все разные.

Святослав Дубиковский: На самом деле вот я слушал коллегу из Екатеринбурга, и мне в голову пришло такое сравнение, что, по большому счету, если сравнивать с Москвой региональные фестивали, то Москва – это как большой гарем, когда есть муж, у которого куча жен, кого-то он любит больше, и, скорее всего, тут можно провести параллель с теми же москвичами, которые там же живут, условно говоря, они могут посещать там какие-то мероприятия и так далее. И как бы остальные жены, которые были самыми первыми. Которые приезжают и не знают, куда идти, и все дорого, и где жить, и так далее.

У нас же, наоборот, одна жена. Мы же любого участника, приезжающего сюда, мы стараемся его облизать, сделать для него все возможное, чтобы он сюда вернулся. И анализируя то, что происходило за эти пять лет, я вижу, что люди оценивают это и приезжают. Постоянно приезжают те люди, которые у нас были с первого года. И к ним просто каждый год добавляются все новые и новые.

Мелани Бачина: Но вы конкурируете с другими российскими регионами, где проходят подобные мероприятия – фестивали, конкурсы?

Святослав Дубиковский: Конкурируем... я думаю, что мы просто дополняем. У кого-то нет возможности именно в наши дни, а у нас это обычно проходит в конце сентября, приехать в Томск. А у кого-то есть возможность поехать, например, в начале октября, допустим. Вот сейчас будет фестиваль в Барнауле. А в ноябре – в Москве. Самый интересный фестиваль, который проходит недалеко от нас, он проходит в мае. Поэтому у каждого, так сказать, разный жизненный цикл.

Мелани Бачина: А уровень этих фестивалей, уровень участников, он разный, в зависимости от региона?

Святослав Дубиковский: Я еще раз говорю, допустим, у нас не выставка технологий, оборудования и так далее. У нас выставка работ. Поэтому чаще всего эти работы проходят цикл годовой. То есть обычно принято выставлять работы, которые сделаны в течение года, и поэтому они ходят по всем фестивалям. Ну, не факт, что одни и те же, и не факт, что побеждают даже одни и те же. Но имеется в виду, что работы во многом пересекаются.

Евгения Назарец: Спасибо.

Александр Валентинович, какие еще выставочные проекты в сфере медиабизнеса будут в ближайшее время, напомните нам, пожалуйста, в Екатеринбурге?

Александр Баранов: Вы знаете, мы раз в полгода проводим по этой теме выставки. Через полгода у нас будет выставка «Мир рекламы».

И я еще позволю себе некоторую ремарку относительно состава участников. Когда мы анализировали крупнейшую выставку России в этой отрасли «Полиграф-Интер», с нашей сравнивали, то процентов на 40 крупнейшие участники у нас совпадают. Это относительно качества участников.

Поэтому я считаю, что мероприятия в регионе и мероприятия в Москве вполне сравнимы по своей значимости.

Евгения Назарец: Спасибо вам большое за то, что в столь ранний час согласились принять участие в нашей программе.

XS
SM
MD
LG