Ссылки для упрощенного доступа

По официальным данным, все боевые действия в Нальчике прекращены


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие обозреватель журнала "Новое время" Вадим Дубнов.

Дмитрий Волчек: Начнем с событий в Нальчике. По официальным данным, все боевые действия в городе были прекращены. Часть боевиков уничтожена, часть - арестована. Так ли это, мы узнаем у находящегося в Нальчике журналиста, обозревателя журнала "Новое время" Вадима Дубнова.

Вадим, как сейчас выглядит город? Что происходит?

Вадим Дубнов: Город кажется вымершим. Если целью нападавших было запугать или парализовать совершенно спокойный обычный город, то это удалось. Не работают кафе, не работают магазины, абсолютно пусты улицы. Город медленно и очень тяжело приходит в себя. Впечатление от города совершенно чудовищное. Я знал Нальчик раньше. Это оживленный и веселый город, о котором сейчас остались одни воспоминания.

Дмитрий Волчек: Вчера было много спекуляций о том, что захват города спланировал Шамиль Басаев, что его видели в Нальчике и даже, что он был убит. Эти сообщения так и не нашли подтверждения. Есть ли у вас сведения о том, кто именно организовал нападение?

Вадим Дубнов: Шамиля Басаева здесь, по имеющимся данным, не было и не могло быть. Потому что захват города планировался совершенно другими силами, совершенно другими структурами. В основном, насколько известно, это дело рук местных кадров, здесь их принято называть ваххабитами. Это признают даже сотрудники правоохранительных органов. На 70-80 процентов - это жители Кабардино-Балкарии.

Дмитрий Волчек: Вы сказали, что возможно целью нападавших было запугать город. Но согласитесь, вряд ли все-таки это было главной целью боевиков. Понятно ли сейчас, почему они выбрали именно Нальчик? Какие у них были планы? Почему именно этот город? Что они хотели сделать?

Вадим Дубнов: Пока не очень понятно. Пока то, что произошло вчера, не очень укладывается ни в какую логику, даже ту логику, которую можно проследить по цепи терактов, начиная от "Норд-Оста" и так далее даже с Назранью. Потому что в захвате Назрани прослеживалась какая-то логика. Там были задействованы именно чеченские и ингушские бойцы. А здесь нет. Здесь этой логики не просматривается. Скорее всего, разгадку надо искать в политических противоречиях исключительно местного кабардино-балкарского порядка. Пока трудно найти какие-то подтверждения, но если и укладывается в какую-то логику, это логика в общесоциальной обстановке в Кабардино-Балкарии, в частности, это возможно смена элит, которая наблюдается в ходе замены президентом Каноковым экс-президента Кокова.

Дмитрий Волчек: Вот об этом, если можно, подробнее, Вадим.

Вадим Дубнов: Дело в том, что вопреки довольно расхожему представлению, считается, что новый президент достаточно термин к элитам прежнего. На самом деле, нет. Его действия достаточно решительны в кадровом роде. По крайней мере, заменен министр сельского хозяйства, а это важно, поскольку на самом деле на 70 процентов бюджет Кабардино-Балкарии состоит не просто из дотаций, а из целевых программ. Целевые программы - это то, за что здесь люди борются, борются кланы. Сейчас совершенно очевидно, что отодвигается клан экс-президента Кокова. Он заменяется совершенно другими людьми. В качестве некоего символа преемственности остается премьер-министр Губин, но он не является ключевой фигурой. В остальном реально ощущается то, что элиты постепенно меняется, и будут меняться гораздо более радикальным образом.

XS
SM
MD
LG