Ссылки для упрощенного доступа

В Мурманске начинается расследование инцидента с российским траулером «Электрон»


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Королев.

Андрей Шарый: В Мурманске начинается расследование инцидента с российским траулером «Электрон», задержанным норвежскими пограничниками за незаконный лов рыбы и бежавшим из-под стражи. Судно вернулось в порт Мурманска. Капитан его госпитализирован. С подробностями из Мурманска корреспондент Радио Свобода Андрей Королев.

Андрей Королев: В арктической пограничной группе ФСБ России были уверены, что капитан сейнера Валерий Яранцев должен будет ответить перед законом, тем более что и мурманские специалисты никогда не отрицали факт нарушения «Электроном» правил рыболовства. Председатель Союза рыбопромышленников Севера Геннадий Степахно неоднократно заявлял, что рыбаки использовали на промысле нестандартные снасти, однако, по его мнению, этого было недостаточно для ареста судна и препровождения его на норвежскую территорию.

Геннадий Степахно: Капитан показал, что он нарушил и пошел в свой родной порт. Если его будут судить, то будут судить по российским законам. Если бы он пошел в норвежский порт, то этот корабль, наверное, уже конфисковали и так далее.

Андрей Королев: Российские пограничники нашли в действиях мятежного капитана свой резон и сейчас полагают, что бегство траулера было продиктовано желанием спасти судно от продажи на норвежской территории. Заместитель начальника управления береговой охраны погрангруппы ФСБ Леонид Мирошниченко говорит, что, судя по всему, капитана Яранцев принял единственно верное решение.

Леонид Мирошниченко: Если бы задержанное судно «Электрон» попало на норвежское побережье, то, конечно, претензии были бы предъявлены, крупные меры воздействия были бы приняты по норвежским законам. Наши законы несколько отличаются от норвежских. Если оценивать первоначальные слова норвежской стороны, то нарушения соответствовали и нашим законам. Это довольно серьезное нарушение.

Андрей Королев: Вместе с тем пограничников не удовлетворяют вещественные доказательства, которые ими получены от капитана корабля норвежской береговой охраны, заявляет Леонид Мирошниченко.

Леонид Мирошниченко: Это видео- и фотосъемки, которые сделаны на любительском уровне, и не соответствуют нашим требованиям судов и юрисдикции. Официально документы не были переданы. Только те, что изъяты на «Электроне» - это судовой журнал, два промысловых журнала, паспорт моряка капитана. Доказательной базы у нас на руках нет. Поэтому сказать, что было это нарушение или не было, я в настоящий момент не могу и комментировать это не буду.

Андрей Королев: В настоящее время капитан траулера «Электрон» Валерий Яранцев также не может помочь следствию, поскольку находится в мурманской областной клинической больнице. Как уверяют врачи, к вечеру состояние его улучшилось, и он переведен из реанимации в обычную палату. Когда капитан Яранцев начнет отвечать на вопросы следователей, пока неясно. К нему в палату допускается только супруга.

Андрей Шарый: Андрей Королев в прямом эфире нашей программы. Андрей, вы были сегодня в порту на встрече траулера «Электрон». Как она проходила?

Андрей Королев: Встреча не носила характер торжества, как это ожидалось. Скорее всего, власти все-таки поняли, что встречать членов экипажа «Электрона» как национальных героев не совсем уместно. Кроме того, траулер был пришвартован к закрытому причалу, который контролируют пограничники. С командой могли общаться только журналисты, которые выходили навстречу «Электрону» на специальном катере.

Сразу же после швартовки с мостика спустился капитан судна Валерий Яранцев. Его вели под руки. Судя по всему, он, действительно, чувствовал себя плохо. К мостику подъехала карета «скорой помощи» и увезла капитана Яранцева в больницу.

Андрей Шарый: Андрей, как эксперты и специалисты в Мурманске объясняют это довольно заметное изменение настроений? Сначала фактически единодушно говорили о том, что экипаж нарушил правила рыбной ловли у берегов Шпицбергена, но сейчас из вашего репортажа мы слышали, что настроения меняются. С чем это связано?

Андрей Королев: Это, скорее всего, можно объяснить дипломатическими соображениями. Дело в том, что свои обвинения в нарушении правил рыболовства российские пограничники предъявляли капитану траулера в тот момент, когда траулер находился еще в Норвегии, и затем, спустя сутки, когда он находился в открытом море, во время погони. Я полагаю, что российские пограничники просто не хотели усугублять таким образом положение российских рыбаков и нагнетать страсти вокруг этого побега. Ситуация была весьма и весьма сложной.

Сейчас, когда пограничники получили некоторые доказательства вины капитана, они находят какие-то свои резоны для того, чтобы оправдать его действия.

XS
SM
MD
LG