Ссылки для упрощенного доступа

Религиозные проблемы в Америке


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Никита Татарский: Отделена ли в Америке церковь от государства? Отделена, но недостаточно. Так считает группа адвокатов, пытавшихся через суд добиться запрета на фразу «В Бога мы верим», выбитую на фронтоне некоторых правительственных зданий, а также написанную на американских денежных купюрах.

Ян Рунов: Администрация округа Дэвидсон в городе Лексингтон, штат Северная Каролина может оставить высеченную над главным входом в здание федерального центра надпись «В Бога мы верим». Апелляционный суд не нашёл в этой надписи нарушения Первой поправки к Конституции о свободе религии и нарушения закона об отделении церкви от государства, а Верховный суд вообще не принял жалобу к рассмотрению. Иск подали два адвоката, у которых практика находится в этом здании. Надпись была высечена в 2002 году на частные пожертвования, в том числе церковные. Четвёртый окружной апелляционный суд постановил, что фраза «В Бога мы верим» стоит на американских деньгах, и что в своё время Конгресс сделал её национальным девизом. Поэтому, говорится в постановлении суда, «для разумного наблюдателя эта фраза имеет патриотическое значение, связанное как с историей, так и с сегодняшним днём». На это адвокат истцов возразил: «Да, это национальный девиз, но это и религиозное кредо». Ранее подобные споры велись и из-за десяти заповедей, тоже начертанных внутри правительственных зданий или вблизи них. Но десять заповедей убрать из правительственных и общественных зданий легче, чем фразу «В Бога мы верим» с национальных денежных банкнот и с исторических зданий и памятников архитектуры, считает Джеймс Морган, прокурор округа. Адвокаты истцов выступили с ходатайством вернуть жалобу на пересмотр со ссылкой на июньское решение суда о том, что помещённые в здании суда штата Кентукки десять заповедей нарушают закон об отделении церкви от государства. Но Верховный суд отклонил просьбу без всяких разъяснений.

Вот по этому поводу мнение Брайена Андерсона, научного сотрудника Манхэттенского института политических исследований, редактора "Сити-Журнала".

Брайен Андерсон: История этого, конечно, достаточно сложная. В течение последних 30 лет суд пытается вытеснить религию из государственных, общественных мест, сделав то, что не было сделано судом в прошлом, и что не предусмотрели отцы-основатели государства. Но в самое последнее время суд начал отступать, подвергая сомнению утверждения атеистов, что мы нарушаем и первую поправку к Конституции о свободе религии, и собственный закон об отделении церкви от государства. Теперь суд пытается найти путь как не оскорбить чувства верующих (прежде всего христиан) и одновременно не нарушить Первую поправку, запрещающую государству признать доминирующей какую-то одну религию.

Ян Рунов: Удаётся ли удержать баланс?

Брайен Андерсон: Первая поправка к Конституции провозглашает религиозную свободу и закрывает путь для одной государственной религии. Во времена, когда наше государство только создавалось, во многих штатах существовала государственная религия. Со временем суд не только пресёк возможность федерального правительства или властей штата объявить одну религию государственной, но и полностью отделил церковь от государства. Вера и религиозная жизнь в нашей стране дело сугубо личное. Это радикальное переосмысление Конституции, в которой такое отделение не было предусмотрено большинством отцов-основателей Америки. Нынешние жалобы на нарушение Первой поправки суд рассматривает в связи с конкретным делом, не выработав ещё общей принципиальной позиции, вот почему жалобы в суд поступают опять и опять.

Ян Рунов: Президент США принимает присягу на Библии...

Брайен Андерсон: Да, конечно...

Ян Рунов: Это обязательно?

Брайен Андерсон: Да, и то же самое делается в каждом суде нашей страны. В здании Верховного суда на стене начертаны десять заповедей. Надо помнить, что наша страна была основана очень религиозными христианами. И полная дехристианизация может потребовать серьёзного пересмотра всех наших законодательных основ.

Ян Рунов: Но на лицо явные противоречия между конституционным отделением религии от государства и клятвой главы государства на Библии, а не на Коране, скажем.

Брайен Андерсон: Это стало большей проблемой, поскольку непрекращающийся наплыв иммигрантов делает наше общество всё более плюралистичным. Теперь проблема не ограничивается христианской или иудейской верой, но и мусульманской, буддистской, индуистской... А всё же вряд ли наше поколение станет свидетелем того, как всякое упоминание Бога будет изъято из всех публичных мест. В Америке воинствующий атеизм, даже если у него есть своя логика, не пользуется поддержкой большинства населения.

Ян Рунов: С другой стороны, разве не является святотатством имя Бога на денежных купюрах?

Брайен Андерсон: Нет, я так не считаю. Фраза «В Бога мы верим» - «In God We Trust» - отнюдь не обожествляет деньги. Она говорит не о природе денег, а о природе Америки. Этой фразой мы хотим показать, что власть американского правительства, казначейства, денег, человека, который владеет этими деньгами - эта власть ограничена.

Ян Рунов: Так считает Брайен Андерсон, научный сотрудник Манхэттенского института политических исследований, редактор "Сити-Журнала".

Конгресс США утвердил фразу «В Бога мы верим» на американских монетах в 1865 году, а в 1958 объявил эту фразу как бы гербовой. Она начертана над креслом спикера Палаты представителей США и над входом в зал Сената.

Теперь ещё один атеист, на этот раз в Калифорнии, Майкл Ньюдоу заявил, что на этой неделе намерен подать в суд жалобу с просьбой изъять фразу «В Бога мы верим» с американских денежных купюр, поскольку эта фраза, по его мнению, нарушает религиозные права атеистов.

XS
SM
MD
LG