Ссылки для упрощенного доступа

Чего следует ожидать жителям Хабаровска?


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.

Александр Гостев: В Хабаровском крае продолжается строительство дамбы, которая должна преградить путь загрязненным бензолом водам Амура к водозаборам Хабаровска.

Чего следует ожидать жителям Хабаровска, чего бояться, и чего бояться не следует? Моя коллега Марина Катыс побеседовала с директором Института водных проблем Российской Академии наук, профессором Виктором Даниловым-Данильяном.

Марина Катыс: Осталось, насколько я понимаю, 15 километров, и бензольное пятно придет в водозабор Хабаровска. Как вы оцениваете ситуацию на данный момент? Чем это грозит жителям города?

Виктор Данилов-Данильян: Я думаю, что ситуация не слишком драматичная. Потому что концентрация, наверное, где-то уже приблизилась к предельно допустимой. Так что, серьезного превышения ни в коем случае не будет. К сожалению, китайцы отстают с сооружением дамбы, которая могла бы способствовать тому, чтобы вода сохранилась почище, где водозабор города Хабаровска. Но даже и без этого, я думаю, что ничего там страшного не произойдет. Может быть, в течение нескольких дней будет отключено горячее водоснабжение. Конечно, изведут какое-то количество активированного угля на станциях водоподготовки, но, в общем, ничего страшного не грозит Хабаровску.

Марина Катыс: Вы сказали об отключении горячего водоснабжения. А чем опасна вода, содержащая бензол, если ее подогревать?

Виктор Данилов-Данильян: Нет, дело в том, что пропускная способность с учетом усиления очистки будет недостаточной для того, чтобы обеспечивать и горячее водоснабжение и холодное.

Марина Катыс: Это не связано с повышением температуры и химическими реакциями в воде?

Виктор Данилов-Данильян: Нет, нет, это просто ограничение подачи.

Марина Катыс: А если все-таки человек, живущий на берегу Амура, не пользующийся городским водозабором, случайно выпьет воду, содержащую эти загрязняющие вещества. Чем это, в принципе, грозит?

Виктор Данилов-Данильян: Мы до сих пор толком не знаем, что там кроме бензола, вот в чем еще некоторый момент тревоги состоит. Но, в принципе, бензол в достаточно больших концентрациях негативно действует, прежде всего, на нервную систему, а также на желудочно-кишечный тракт, в частности, на печень. Но это не сильный токсикант.

Марина Катыс: А то, что запрещен лов рыбы и, как уже объявили, в Амуре лов рыбы будет запрещен ближайшие два года?

Виктор Данилов-Данильян: Насчет двух лет трудно сказать. Нужно конкретно смотреть. Думаю, что это скорее имеет характер такого серьезного предупреждения, чтобы слушались. Само собой разумеется, что летом будут проведены дополнительные исследования, после которых станет ясно, насколько, на самом деле, нужно на какое время запретить лов рыбы. Два года взято с запасом.

Кроме того, не совсем понятно, каким образом накапливается и трансформируется бензол в организме рыбы. Но это все можно будет дополнительно посмотреть.

Марина Катыс: Сейчас по пути прохождения этого бензольного пятна от Сунгари до Хабаровска огромное количество токсичных веществ выпало в донное отложение. Весной с паводком будет повторное отравление реки.

Виктор Данилов-Данильян: При паводке, конечно, нечто вроде вторичного загрязнения произойдет, но при паводке идет очень большое количество воды. Поэтому концентрация в этом очень большом количестве воды по определению будет не слишком высока.

Марина Катыс: То есть, в принципе, особой опасности ближайшей весной вы для Амура не видите?

Виктор Данилов-Данильян: В общем, не вижу. Конечно, лед подтаивает, пока он идет ледоходом вниз по реке, но это будет сравнительно незначительно. Подтаивает он, в основном, сверху, а снизу как раз в лед вмерзает вся эта гадость.

Марина Катыс: Китайская сторона до сих пор не дала точной химической формулы того, что собственно попало в реку Сунгари.

Виктор Данилов-Данильян: Да.

Марина Катыс: Как вы можете объяснить поведение китайских властей? Ведь от этого зависит здоровье и жизнь достаточного количества людей на российской территории.

Виктор Данилов-Данильян: Понимаете, я думаю, что китайские власти о своем населении не привыкли уж особенно заботиться. Поэтому считают, что их поведение нормальное по отношению к россиянам. Конечно, если бы что-нибудь подобное случилось на границе между Австрией и Германией, можете себе представить, чтобы там было, если бы пошло это дело по Рейну!

Марина Катыс: Кстати, а что было бы в юридическом смысле?

Виктор Данилов-Данильян: Там были бы суды, там были бы иски относительно причиненного ущерба, там бы все это было описано, оценено по много раз.

Марина Катыс: То есть китайцам просто повезло, что они граничат с Россией, а не с Австрией?

Виктор Данилов-Данильян: Безусловно. Мы даже толком не знаем, что такое Амур. Там же на самом деле довольно трудно будет многие вещи доказать, если мы возьмемся доказывать. Мы не можем предъявить исчерпывающих характеристик той воды, которая была до этой аварии.

Марина Катыс: То есть никаких международных санкций, или санкций России по отношению к Китаю, или возмещение ущерба в данном случае не будет?

Виктор Данилов-Данильян: У нас соглашения с Китаем нет.

Марина Катыс: О трансграничном загрязнении?

Виктор Данилов-Данильян: Да, у нас с Китаем такого соглашения нет. Его проект существует много лет, но соглашение так и не заключено.

XS
SM
MD
LG