Ссылки для упрощенного доступа

Футбольный мир скорбит по поводу кончины выдающегося голландского тренера Ринуса Михелся


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Валерий Винокуров.

Андрей Шароградский: Футбольный мир скорбит по поводу кончины Ринуса Михелся, выдающегося голландского тренера. Он знаменит не столько своими победами, хотя и они впечатляют (под его руководством сборная Голландии становилась чемпионом Европы и вице-чемпионом мира), Ринус Михелс считается изобретателем так называемого тотального футбола, теории, которая оказала огромное влияние на развитие самого популярного в мире вида спорта. Об этом я беседовал с обозревателем Радио Свобода Валерием Винокуровым.

Валерий, скажите, а в чем заключается теория тотального футбола?

Валерий Винокуров: Сейчас она уже так развита, столько деталей, столько нюансов, национальных, которые можно назвать современными, привнесено в эту игру, я имею в виду в тотальный футбол. Но в начале, когда, собственно, Ринус Михелс, а вслед за ним Штефан Ковач, эту теории развивали и вводили в практику, тогда смысл заключался в том, что нет резкого разграничения между линиями. Игроки обороны, средней линии, игроки линии атаки периодически меняются местами и, оказываясь на позиции не своего амплуа, должны действовать в обязанностях игрока, который на этом амплуа действует постоянно. Иными словами можно сказать, что это был какой-то шаг к универсализму, но при этом не к индивидуальному универсализму, а как бы к командному универсализму. Получалось, что команда в обороне, средней линии и в атаке действует как бы одинаково, с одинаковой силой, мощностью, с равной степенью части игроков в комбинациях.

Андрей Шароградский: Можно ли говорить о том, что это до сих пор доминирующая теория в современном футболе?

Валерий Винокуров: Можно, безусловно. Потому что сейчас уже отпали такие открытия чисто тактического плана, как было раньше, когда, предположим, появлялась система дубль-В, потом дубль-ВМ, потом бразильская система 4-2-4, затем она трансформировалась в 4-3-3, в 4-4-2 и так далее. До какого-то момента футбол развивался с помощью изменения расстановок тактических, а вот с момента, когда Михелса, а вслед за ним и Штефан Ковач, теорию тотального футбола ввели, то теперь уже нет такого как бы разграничения по тактическим расстановкам. Схема является только как бы исходной, а уже в основном идет тотальная игра.

Андрей Шароградский: В последнее время много жалоб раздается по поводу того, что в современном футболе могут побеждать серые, но это, конечно, очень субъективны суждения, команды. В качестве примера часто приводится Греция. Говорят о том, что футбольная теория уперлась в потолок. Как вы относитесь к такого рода суждениям?

Валерий Винокуров: Дело в том, что это же говорят не только о футболе. Периодически, думаю, что все виды искусства переживали нечто подобное. Я не могу с этим полностью согласиться. Потому что на каком-то этапе команда Греции, не совсем серая, она, предположим, воспользовалась отсутствием каких-то ярких достоинств у соперников, использовала какие-то свои качества, но это же не является постоянным. Все равно мы знаем, что постоянные величины - Бразилия, Германия, Аргентина, Англия, Италия, Франция и так далее – наверху. Серые команды победить, мне кажется, все равно не могут. Другое дело, что они могут противопоставить командам, состоящим из звезд, более интенсивную игру, какие-то козыри в свою пользу, которые не позволяют звездам в полной мере раскрываться. Это же было и во времена Михелса. Предположим, "Аякс" или сборная Голландии тоже не добивались бесконечных побед. К "Аяксу" еще в какой-то степени можно отнести, что он побеждал в течение нескольких лет всех и вся, но сборная Голландии, как мы знаем, так и не стала чемпионом мира. Не стала она потому, что команда, в частности, сборная ФРГ в 1972 и 1974 году на Чемпионате Европы и на Чемпионате Мира сумела взять многое из идей Михелса, но при этом внести еще какие-то индивидуальные черты своих звезд того времени.

Андрей Шароградский: В одном из сообщений, посвященных кончине Михелса, я прочитал о том, что Лобановского можно считать учеником Михелса. Вы бы согласились с этим?

Валерий Винокуров: Нет. Я категорически с этим не согласен. Потому что самым главным качеством Михелса было тончайшее понимание тактики игры, а в деятельности Лобановского тактика игры не являлась приоритетным направлением. У него ставка делалась на функциональную готовность игроков, на такую как бы твердую очень расстановку игроков на поле. Известно его выражение: "Каждый должен занимать свою точку". Вопросы импровизации отходили на второй, третий, если не на пятый план. У Михелся было наоборот. У него тактическая расстановка была как бы исходной, а главная ставка делалась на импровизацию. Мы же помним эту команду, в которой главную роль играл Йоган Круиф и его все партнеры. Она даже внешне не походила на игру киевского "Динамо".

XS
SM
MD
LG