Ссылки для упрощенного доступа

Прошлое и настоящее польского бриджа


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий.

Алексей Кузнецов: Очередной командный чемпионат Европы по спортивному бриджу пройдет в Варшаве. Поляки - одни из лучших бриджистов в мире. Оказывается, такая позиция не в последнюю очередь связана с социалистическим прошлым Польши. Сегодняшняя европейская история о прошлом и настоящем польского бриджа, рассказывает Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковицкий: Руководители польского Союза спортивного бриджа говорят, что поводов для того, чтобы организовать очередной чемпионат Европы по бриджу именно в Варшаве, сколько угодно. Во-первых, приближается полувековой юбилей этой организации. Во-вторых, польский Союз спортивного бриджа, объединяющий в своих рядах более 7 тысяч членов, славится своей организованностью и дисциплиной. А, в-третьих, пожалуй, нет такой награды в мире бриджа, которую бы не завоевали поляки.

Почему же поляки так хорошо играют в бридж? Своим мнением по этому поводу с нами поделится Кшыштоф Мартенс, политик и один из наиболее выдающихся теоретиков бриджа в мире, однако сначала немного истории.

Историю польского бриджа сравнивают с историей польского джаза. И джаз, и бридж начали развиваться в Польше в конце 30-х годов. По окончании Второй мировой войны, в период сталинизма, бридж так же, как и джаз, считали формой буржуазного развлечения, чуждой для жителей новой социалистической Польши.

Из подполья бридж вышел только в 1956 году, во время оттепели, когда было разрешено зарегистрировать Союз спортивного бриджа. И практически сразу польские бриджисты стали добиваться выдающихся результатов в международных соревнованиях. Почему? Теперь слово Кшыштофу Мартенсу - олимпийскому чемпиону, чемпиону мира и Европы по бриджу.

Кшыштоф Мартенс: Бридж был в то время окном в мир. Очень многие выдающиеся ученые, интеллектуалы видели в нем шанс вырваться из страны. В 70-е годы, например, в бридж играли очень многие университетские преподаватели, которые таким образом могли выезжать, встречаться с коллегами за границей. Нельзя также забывать и о финансовой стороне. Например, я помню, что нередко выигрывал на международных соревнованиях денежную премию, например, в размере тысячи долларов - это была в ПНР годовая зарплата моего отца, широко известного польского архитектора.

В начале 90-х такой исход ученых и преподавателей в ряды бриджистов прекратился - многие из них снова вернулись в науку, так как оказалось, что там уже можно выжить.

Алексей Дзиковицкий: Здесь следует добавить, что многие польские выдающиеся бриджисты вернулись не только в науку, но и пополнили ряды удачливых бизнесменов, банкиров, политиков.

К примеру, председатель польского Союза спортивного бриджа Радослав Келбасиньский - генеральный директор филиала одного из западных банков в Польше. По его словам, успехи поляков в бридже связаны и с некоторыми чертами национального характера.

Радослав Келбасиньский: Есть что-то такое в поляках, что мы умеем и можем быть этакими комбинаторами. Иногда это, кончено, имеет не совсем положительное значение, но в бридже - как раз наоборот. Наши врожденные способности в данном случае очень помогают. Это, конечно, моя собственная теория, не подтвержденная никакими научным исследованиями. Многие бриджисты в конце 80-х, начале 90-х, когда в Польшу заглянул капитализм, бросили карты и взялись за бизнес с мыслью - наконец-то можно действовать. Многие добились значительных успехов, и знание бриджа в этом им помогло.

Алексей Дзиковицкий: По-видимому, успехи польского бриджа связаны все же скорее с предрасположенностью поляков к этой игре, чем с присутствием на польской территории войск Варшавского договора. Иначе, как объяснить тот факт, что молодые польские бриджисты также одни из лучших в мире и вовсе не уступают своим маститым наставникам.

23-летний студент Яцек Калита уже успел стать чемпионом Европы и мира по бриджу среди юниоров.

Яцек Калита: По-моему, то, о чем говорят наши старшие коллеги, продолжает оставаться актуальным. Бридж - это окно в мир. Вот, например, последний чемпионат мира среди юниоров был в Австралии, а следующий будет в Китае. Я вряд ли мог бы, будучи студентом, посетить эти места. Ну и сам бридж, конечно. Эта игра сочетает в себе дух спортивного соперничества, эмоций с умственным напряжением. Бриджем можно очень серьезно заниматься, причем это не мешает учебе.

Алексей Дзиковицкий: Кшыштоф Мартенс считает, что у бриджа большое будущее, поскольку в наш компьютерный век человеческий мозг все больше атрофируется, а игра в бридж в данном случае - простой способ справиться с этим процессом.

XS
SM
MD
LG