Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Стоит ли ожидать конфронтации на саммите в Братиславе? Из-под домов в Калифорнии уходит земля


Юрий Жигалкин: Стоит ли ожидать конфронтации на саммите в Братиславе? Нелицеприятный американо-российский обмен мнениями в Вашингтоне. Из-под домов в Калифорнии уходит земля. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

Сегодня в Братиславе состоится американо-российская встреча в верхах. События в двух столицах, происшедшие незадолго до встречи, заставили некоторых аналитиков заговорить даже о возможной конфронтации на этом саммите.

Владимир Абаринов: Критика России - главная неожиданность европейской поездки президента. Наиболее резко Джордж Буш высказался после заседания Совета НАТО на высшем уровне в Брюсселе.

Джордж Буш: Мне нравится, когда в стране есть свободная пресса. Со стороны российского правительства имели место меры, как бы получше выразиться, отказа отдельным средствам информации в их праве на существование. Я считаю, очень важно, что президент Путин услышит не только мое мнение в конфиденциальном порядке, - а он его услышит, - но и озабоченность, которую услышал я, сидя сегодня за круглым столом переговоров, например, от представителей балтийских государств. И я намерен донести до президента Путина послание о том, что для него было бы весьма важно объяснить некоторые свои действия, а также уважать своих соседей. И я не сомневаюсь, что это можно сделать в искренней манере.

Владимир Абаринов: Москва, судя по всему, ожидала такого поворота событий. Во вторник в газете «Вашингтон Пост» появилась статья российского посла в США Юрия Ушакова. «В нашей двусторонней повестке, - пишет посол, - всевозможные темы, включая вопросы демократии. Российская сторона открыта для содержательной критики, если она продиктована желанием помочь и продвинуть взаимопонимание, а не стремлением заработать политические очки и заставить Россию обороняться. Любые попытки демонизировать Россию неуместны и неприемлемы». В среду «Нью-Йорк Таймс» напечатала ответы Юрия Ушакова на вопросы газеты, которые она получила в письменном виде. Посол предупреждает, что если президент Буш поднимет на саммите вопросы демократии и прав человека, президент России ответит аналогичными претензиями «относительно ситуации в Соединенных Штатах и определенных аспектов политики Вашингтона». Посол ссылается на общественное мнение в России, которое далеко не единодушно одобряет «некоторые действия США в мире» и критически относится к американской избирательной системе.

Ушаков не указывает конкретные действия, которыми недовольны в России, но высокопоставленный сотрудник администрации, которого газета попросила прокомментировать эти высказывания, сказал, что в Белом доме «знакомы с полным списком претензий России». Юрий Ушаков указывает, что после трагедии в Беслане система управления в России потребовала перестройки с тем, чтобы наилучшим образом обеспечить безопасность граждан и единство государства. «Каждая страна, - пишет посол, - находится в уникальных условиях, у нее своеобразное историческое и культурное наследие», и то, «что благотворно для одной страны, может оказаться бесполезным в другой».

Юрий Жигалкин: Насколько серьезно стоит воспринимать эти трения, ведь нечто подобное происходило и накануне прежних встреч двух президентов? Я задал этот вопрос профессору Маршаллу Голдману, содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета.

Маршалл Голдман: Нет, я думаю, за этим стоят серьезные явления. Прежде всего давление общественного мнения и политического истэблишмента на лидеров обеих стран. Американские законодатели и другие видные политики реально встревожены тем, что российский президент демонстрирует авторитарные наклонности и уводит страну в сторону от демократии. А у нас уже есть печальный опыт того, что может принести миру автократия в России. Поэтому мы и стали свидетелями целой кампании обращений к президенту Бушу и выступлений законодателей в газетах с призывами опираться на здравомыслие, а не на дружбу с Путиным, выстраивая двусторонние отношения. Нечто подобное происходит и в Москве, где часть политиков болезненно воспринимает международную стратегию Вашингтона и его критический взгляд на происходящее в России. На обоих президентов оказывается небывалое давление, и нам остается, я думаю, лишь наблюдать за тем, спасут ли искренне теплые отношения Джорджа Буша и Владимира Путина межгосударственные отношения двух стран.

Юрий Жигалкин: А что, как вы считаете, может ожидать две страны при наихудшем развитии событий на саммите?

Маршалл Голдман: Нам, естественно, не грозит возвращение к «холодной войне», к счастью, нас больше не разделяет идеология. Я думаю, будущее больше будет напоминать политический спарринг, в результате которого мы придем к новому балансу отношений. Перед Западом постоянно будет стоять вопрос: может ли Россия, ограничивая права граждан, выбирать своих лидеров, преследуя предпринимателей под надуманными поводами, урезая свободу прессы, считать себя членом клуба демократий? Москва будет на это отвечать, что никто не имеет право вмешиваться в ее внутренние дела.

Юрий Жигалкин: Профессор, последний вопрос. Стоит ли многочисленным критикам Владимира Путина - и российским, и американским - рассчитывать на то, что Джордж Буш выскажет в лицо президенту России их правду?

Маршалл Голдман: Я думаю, стоит. В конце концов, это дело принципа. Как бы Джордж Буш ни дорожил дружескими отношениями с Путиным, на этих переговорах он представляет Соединенные Штаты, он обязан быть верен нашим ценностям.

Юрий Жигалкин: Теперь коротко о новостях дня и о том, почему земля уходит из-под фундаментов многомиллионных лос-анджелесских особняков.

В среду судебно-медицинские эксперты объявили о завершении беспрецедентной работы по идентификации останков жертв террористических актов одиннадцатого сентября. Три с половиной года назад, сразу после разрушения Всемирного торгового центра, когда специалисты осознали, что им не придется иметь дело с телами погибшими, а лишь с частями тел, часто размером со спичечный коробок, они начали просеивать миллионы и миллионы тонн бетонной крупы и праха, того, что осталось от башен-близнецов. Под развалинами погибло около трех тысяч человек, поисковыми командами было собрано двадцать тысяч частей тел. Из них удалось опознать с помощью анализа ДНК почти тысячу шестьсот погибших. Тем из их семей, кому повезло больше, удалось похоронить несколько частиц тел своих любимых. Не удалось опознать останки тысячи ста человек. Но, как говорят эксперты, в специальных холодильных установках продолжают храниться несколько тысяч частиц человеческих тел, которые невозможно было распознать с помощью сегодняшних технологий. Так что у тысячи ста семей остается надежда когда-нибудь предать земле останки своих близких.

В среду неожиданно быстро, лишь за пять дней, завершился отбор присяжных, которым предстоит вынести вердикт по делу Майкла Джексона, обвиняемого в сексуальном совращении 13-летнего мальчика. В состав суда присяжных вошли четверо мужчин и восемь женщин в возрасте от двадцати до семидесяти девяти лет. Интересно, что среди них нет ни одного афро-американца, хотя четверо присяжных - из семей испаноязычных иммигрантов. Хотя обвинение и защита пытались выбрать из двухсот сорока трех кандидатов в присяжные людей, которые бы могли нейтрально оценить это дело, которые не следили за этой историей, в присяжные была отобрана учительница, чья сестра была изнасилована в двенадцатилетнем возрасте, и пожилая женщина, чей внук был осужден за сексуальные преступления. Судебные слушания могут начаться уже на следующей неделе, ну а в преддверии их некоторые средства информации сообщили о том, что пятнадцатилетний обвинитель Джексона прежде пытался обвинить в сексуальных домогательствах своих собственных родителей.

В последние дни 9 человек погибли в Калифорнии в результате проливных дождей и оползней. Таких обильных осадков этот штат не знал более ста лет. Из под домов лос-анджелесского пригорода Малибу, облюбованного кинозвездами, в прямом смысле уходит земля. Что происходит на земле, которая всегда считалась райским уголком Соединенных Штатов?

Ян Рунов: Один мужчина погиб под рухнувшим на него эвкалиптом. Девочка спала в своей постели, когда прямо на спальню рухнули огромные камни и убили ребёнка. Земля буквально уходит из-под миллионных особняков. В одно мгновение исчезают террасы, бассейны, садовые участки с апельсиновыми и лимонными деревьями. Жители бегут из домов, оказавшихся в аварийном состоянии. Дороги проваливаются. Шоссе вдоль Тихоокеанского побережья залито водой или забито мокрой грязью. Пошли разговоры, что всё побережье может быть смыто в океан. Поезда из Лос-Анджелеса не ходят: железная дорога размыта. Аэропорт Санта-Пола в округе Вентура закрыт, потому что взлётная полоса обвалилась под напором вод реки Санта-Клара. Огромные куски асфальта унесены волнами.

В Лос-Анджелесе годовая норма - 38 см осадков, а сейчас только за одну неделю выпало около 24 см. Снежная шапка на вершине Лысой горы (Маунт Болди) в горной цепи Сан-Бернардино к северо-востоку от Лос-Анджелеса выросла на 3 метра.

Вот как комментирует бедствие научный сотрудник вашингтонского института «Компетитив Энтерпрайс» Ин Марри...

Ин Марри: Разница между погодой и климатом в том, что климат - это то, что вы ожидаете, а погода - то, что вы получаете. Да, климат, действительно, можно в большей степени предсказать, предвидеть. Погоду предвидеть гораздо труднее. Кто мог ожидать, что в Калифорнии в феврале будут бушевать то снежный буран, то штормовые дожди. Это очень необычное явление, которое трудно предвидеть.

Ян Рунов: Если богатейший штат с уникальным климатом постоянно страдает то от землетрясений, то от лесных пожаров, то от штормов, почему люди не бегут в другие штаты?

Ин Марри: Калифорнийцы принимают условия жизненной игры. Климат в этом штате, действительно, очень хороший - тепло, но не слишком жарко, и здесь легче найти высокооплачиваемую работу. Люди готовы взять на себя дополнительный риск ради того, чтобы побольше заработать и жить в районе, где, наверно, самая развитая в мире экономика.

Ян Рунов: Ущерб, нанесённый дорогам и имуществу в округе Лос-Анджелеса, оценивается в 53 миллиона долларов. На срочные ремонтные работы уже истрачено 9 миллионов.

Мэр Лос-Анджелеса призвал губернатора штата Арнольда Шварценеггера обратиться к президенту Бушу, чтобы тот объявил Лос-Анджелес федеральной зоной бедствия.

XS
SM
MD
LG