Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Законопослушные граждане под колпаком спецслужб. Брюшко может быть признаком здоровья


Юрий Жигалкин: Законопослушные граждане мира могут вскоре оказаться под колпаком спецслужб, предупреждают американские правозащитные организации. Брюшко может быть признаком здоровья - вывод американских врачей. Об этих темах уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».

Правозащитные организации бьют тревогу! «Правительства создают глобальную структуру тотального наблюдения под предлогом войны с терроризмом», - говорят они. Так считает, например, международная «Группа по мониторингу гражданских свобод», в которую входит «Американский союз за гражданские права». Слово - Яну Рунову.

Ян Рунов: Эти организации указывают на то, что всех прибывающих в США фотографируют с помощью электронной аппаратуры, у всех будут снимать отпечатки пальцев. Страны Европейского союза до конца 2007 года тоже обязуют всех обладателей национальных паспортов сдать отпечатки пальцев. Полученная таким образом информация будет собрана в банке данных. В результате, предупреждают защитники гражданских свобод, национальное удостоверение личности превратится в глобальный биометрический паспорт, в котором будет храниться информация даже о предпочтениях в питании, что может указывать на религиозную или этническую принадлежность, или будут храниться записи перехваченных личных телефонных разговоров. Разные страны будут, в соответствии с договорённостями, обмениваться информацией о расе, политических взглядах, здоровье и сексуальной жизни людей.

По этому поводу президент компании SWS Security, выпускающей приборы электронного наблюдения, Стив Уриг говорит...

Стив Уриг: Основная часть наблюдательной аппаратуры действительно установлена в целях борьбы с терроризмом. Но в течение многих лет, с тех пор как вообще такая электронная аппаратура стала распространяться, существуют записанные в законодательстве ограничения на их использование в США. Задача таких ограничений - держать правительство в рамках, не допускающих превращение наблюдений за преступниками и террористами в слежку за всеми. Установка электронного наблюдения должна быть разрешена и одобрена судебными органами. Теракты, которые мы не так давно пережили, заставили наше общество ослабить правила, по которым использование электронной наблюдательной аппаратуры правительством было строго ограничены. Это, естественно, вызывает подозрение, что такая аппаратура может всё чаще применяться без всяких ограничений. Происходит ли такое уже - никто точно не знает, кроме тех, кто это делает. Однако возможность злоупотреблений имеется.

Ян Рунов: Стив Уриг добавил, что такое может произойти в любом государстве, даже самом демократическом. Вот почему это вызывает беспокойство у правозащитных организаций Америки, Англии и других стран.

Юрий Жигалкин: Предупреждая об опасности тотальной слежки, правозащитные организации рисуют картину, перед которой меркнет воображение Джорджа Оруэлла. Но на что в реальности сегодня способна техника, применяемая для различных видов наблюдения? Я задал этот вопрос известному американскому эксперту, главе организации «Глоубал секьюрити» Джону Пайку.

Джон Пайк: Невозможно спорить с тем, что современные технологии дают возможность с гораздо большей легкостью следить за людьми в сравнении с тем, что мы имели в XX веке. Самое главное - широко доступными стали цифровые видеокамеры и компьютерные программы, позволяющие держать в памяти, сортировать гигантские объемы информации и сводить воедино разрозненные сведения об объекте наблюдения, то есть, любом человеке. Это то, чего не способны были сделать оперативники, занимавшиеся слежкой за интересующими их людьми. То есть сейчас компьютеры с легкостью могут наблюдать за кем угодно.

Юрий Жигалкин: Но это, если можно так выразиться, классическая слежка, но ведь наступающая компьютерная эпоха позволяет, практически, не выпускать человека из поля зрения, - по крайней мере, так утверждают правозащитные организации.

Джон Пайк: Мы знаем, что в результате так называемых рыночных исследований, корпорации уже сейчас без особых проблем могут получить подробнейшую информацию о том, что вы покупаете, что вы предпочитаете из одежды, книг, пищи - этот список бесконечен. Все это можно получить благодаря анализу покупок, сделанных на пластиковую карточку. Эти данные сравнительно легко доступны. Можно проследить таким образом за передвижениями человека, выяснить, кто в это же время делал покупки в этом месте. То есть, можно увидеть, где, возможно, пересекались пути интересующих вас людей, где у них - не исключено - была подпольная встреча.

Юрий Жигалкин: Иными словами, оруэлловские прозрения осуществляются?

Джон Пайк: Я-то думаю, что это еще похуже, чем в романе "1984-ый". Проблема в том, что скачок в развитии технологий далеко опередил законодательную базу, охраняющую право не неприкосновенность частной жизни. Сейчас, например, дигитальная камера, связанная с компьютером, способна выхватить интересующее спецслужбы лицо из многотысячной толпы, о каждом человеке создаются гигантские банки данных, но пока нет правил регулирующих, кто и как этими данными будет распоряжаться.

Юрий Жигалкин: То есть не исключено, что не в столь далеком будущем человек действительно потеряет право на личные тайны?

Джон Пайк: Я не думаю, что мы утратим право не неприкосновенность частной жизни. Но люди должны осознавать, что, находясь в общественных местах, они, скорее всего, являются объектом наблюдения с помощью видеокамер, они должны помнить, что сведения о их электронных покупках остаются в электронных досье, что все, что они говорят по телефону, может прослушиваться кем-то, имеющим доступ к специальной технике.

Юрий Жигалкин: Таково предупреждение Джона Пайка, известного американского эксперта по вопросам безопасности, главы организации «Глоубал секьюрити».

В этой части рубрики «Сегодня в Америке» мы поговорим о неожиданном выводе американских диетологов, отчасти переворачивающем представления о том, что такое здоровый вес и, соответственно, что такое здоровый вид.

Американские медики из Национального Института раковых исследований и Центра по контролю и предупреждению заболеваний провели длительное исследование и обнаружили, что традиционное убеждение в том, что поджарое тело - синоним здоровья может быть не совсем верным. Как выясняется, люди с небольшим избыточным весом живут дольше, в то время, как те, чей вес ниже нормального, - живут меньше.

Можно ли дать разумное объяснение этому феномену? Мой собеседник - профессор медицины Даниил Голубев.

Профессор, такое ощущение, что эта новая информация отчасти переворачивает с ног на голову то, что нам было известно о здоровом весе, не так ли?

Даниил Голубев: Нет, не так. Я думаю, что главный вывод из этой работы, из этого сообщения заключается в том, что людям, особенно пожилого возраста, не надо истязать себя чрезмерной диетой, для того чтобы обязательно похудеть. Некоторое количество жира, будем так говорить, даже может быть полезно, особенно в этом возрасте. Но это все в определенных пределах и не касается того, что называется в статье "чрезмерным ожирением" - оно чрезмерно опасно.

Юрий Жигалкин: А можно ли как-то объяснить это феномен? Ведь раньше считалось, что лишний вес - это плохо, а сейчас говорят, что лишний вес - это не только не плохо, а это может быть даже полезно для здоровья.

Даниил Голубев: Можно себе представить, хотя это не доказано, и в этой работе нет фактического обоснования этого вывода, что в этих условиях человеку легче справляться с теми особенностями, которые предъявляет старость. Но все это не так важно по сравнению с тем, что в этой статье говорится о том, что худоба как таковая может быть причиной ускоренных смертей, учащенных смертей, и чрезмерное ожирение тоже.

Юрий Жигалкин: Из чего делается этот вывод об опасностях чрезмерной худобы. И вообще, видимо, надо прежде всего установить, что есть, так сказать, нормальный вес, если существует сейчас понятие нормального веса.

Даниил Голубев: Человек ростом 172-173 сантиметра должен иметь нормальный вес - до 75 килограммов, но не меньше 56. От 75 до 89 - это избыточный вес. От 90 до 104 - это просто ожирение. А вот сверх 105 килограммов - чрезмерное ожирение - вот это очень опасно.

Юрий Жигалкин: Итак, если мы представим, что человек действительно излишне худ...

Даниил Голубев: Вы знаете, в этой работе есть очень интересное замечание. Здесь говорится о том, что независимо от причин, которые привели к такой чрезмерной худобе, то есть к весу менее 56 килограммов при таком росте, это опасно. Если это результат заболевания, так это и говорить нечего. Если это результат изнурительной диеты, то это вредно и опасно для функционирования целого ряда систем. Ну, а если это конституциональная особенность, тогда, может быть, это и не опасно, и они не попадают в эту статистику.

Юрий Жигалкин: Иными словами, старые понятия о красоте и достатке, подразумевавшие небольшое брюшко у господина, были не столь уж нездоровыми?

Даниил Голубев: Миллионы американцев истязают себя и диетой или лекарственными снадобьями, чтобы во что бы то ни стало похудеть. И вот это представляет оборотную сторону всей этой истории. Да, конечно, чрезмерная полнота вредна, но и чрезмерное стремление похудеть тоже вредно, а может быть, и более опасно. Поэтому эта работа вносит отрезвление: некоторое количество избыточного жира, что вы называете брюшком, может быть и полезно, во всяком случае с ним так сражаться не нужно.

Юрий Жигалкин: Интересно, профессор, с обнародованием результатов этого исследования совпало обнародование новых рекомендаций американского правительства о том, как правильно и здорово необходимо питаться американцам. Каковы критерии, с точки зрения американских специалистов, американского правительства, правильного и здорового питания?

Даниил Голубев: Новые рекомендации все-таки направлены на то, чтобы питание рационировать и обязательно сочетать его с физическими упражнениями, чтобы был баланс между потреблением и обеспечением этого потребления и не было бы излишней полноты. Образно говоря, это брюшко не учитывается этими рекомендациями, все-таки все направлено на то, чтобы человек не поедал излишнего количества питательных веществ, жиров, углеводов и сделал бы большой крен в сторону овощей, фруктов и хлеба, других выпечных изделий из полных зерен, а не очищенных.

Юрий Жигалкин: Насколько я понимаю, эти рекомендации американского правительства противоречат российской традиции питания.

Даниил Голубев: Да, российское питание характеризуется избытком картофеля, мяса, цельного молока и хлеба - это в известной степени противоречит этим нормативам. Но надо сказать, что в России толстых людей намного меньше, чем здесь, даже визуальные впечатления по этому поводу позволяют сделать такой вывод. И рациональное питание везде необходимо, и критерием его является поддержание того веса, который этому возрасту и этому росту свойственен, и обеспечение этим питанием нормального жизненного стиля. При обязательном участии физкультурных упражнений - это обязательное условие!

Юрий Жигалкин: О здоровых правилах питания говорил профессор Даниил Голубев.

Однако эта тема, как выясняется, побуждает не только к разговорам, но и к музыкальному творчеству. Канадская певица Кэти Финк воспела в своей песне «Продуктовая пирамида» правительственные рекомендации о правильном питании...

XS
SM
MD
LG