Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Права собственности могут быть ущемлены во имя общественного интереса. Последний крестовый поход Билли Грэма


Юрий Жигалкин: Индивидуальные права собственности могут быть ущемлены во имя общественного интереса, считает Верховный суд. Последний крестовый поход евангелиста Билли Грэма. Об этих темах уикенда в рубрике «Сегодня в Америке».

На прошлой неделе Верховный Суд США принял решение, серьезно ущемляющее права собственников недвижимости. Суд постановил, что принудительное отчуждение собственности с предоставлением компенсации является законным, если оно мотивировано общественной пользой. С подробностями Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Эту тяжбу ведут власти штата Коннектикут и жители городка Нью-Лондон, который 15 лет назад был признан «зоной экономического бедствия». В городе очень высокий уровень безработицы, а численность населения меньше, чем была век назад. В целях оживления депрессивного района разработан масштабный план строительства, предусматривающий возведение офисного центра, гостиницы, новых жилых комплексов и благоустройство набережной реки, которая, как и в Лондоне старом, называется Темзой. Чтобы создать все это, необходимо снести дома местных жителей. 15 домовладельцев, среди которых есть люди, прожившие в своем доме долгую жизнь, наотрез отказались переезжать и обратились в суд за защитой своего конституционного права на частную собственность.

Случай оказался непростым. Пятая поправка к Конституции США гласит: «Частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения». Весь вопрос в том, что считать общественным пользованием. Ведь строить бизнес-центр будут частные застройщики - земля и недвижимость не станет собственностью штата или муниципалитета, а перейдет от одних частных владельцев в другие. Вместе с тем общественная польза от реализации проекта несомненна: не говоря уже о новых рабочих местах, доходы муниципалитета значительно возрастут за счет налогов с нового бизнеса.

Верховный суд штата Коннектикут в прошлом году признал право штата на принудительное отчуждение частной собственности. Истцы пошли выше и наконец добились рассмотрения дела в высшей инстанции - Верховном Суде США. Пятью голосами против четырех Суд поддержал предыдущие решения, сославшись на аналогичные прецеденты в прошлом, когда в целях экономического развития, а, следовательно, общественной пользы, правительство отчуждало недвижимость, и Верховный Суд с этим соглашался.

В меньшинстве осталось консервативное крыло суда, в том числе его председатель Уильям Ренквист. Их главный аргумент сводится к тому, что теперь под предлогом общественной пользы любую недвижимость можно будет передать другому собственнику, если только при этом предполагается повысить доходность использования этой собственности. Как пишет в особом мнении меньшинства судья Сандра О'Коннор, теперь ничто не мешает властям штата передать землю, на которой стоит дешевый мотель, под строительство роскошного отеля Ритц-Карлтон, сломать частный дом ради сооружения торгового центра или на месте фермы поставить завод.

Как свидетельствует статистика, пострадавшими при таком переходе прав собственности чаще всего оказываются люди со скромными доходами, не имеющие возможности вести длительные и дорогостоящие судебные споры.

Юрий Жигалкин: О решении Верховного суда, ущемляющем индивидуальные права собственности, рассказывал Владимир Абаринов. Этот неожиданный вердикт заставил американских комментаторов задаться вопросом - не нуждаются ли в дополнительной защите права мелких собственников? Но, прежде всего, каков законодательный фундамент традиционного американского понятия неприкосновенности частной собственности? Я задал этот вопрос юристу, сотруднику Вашингтонского института Кейто Марку Моллеру.

Марк Моллер: Пятая поправка к Конституции определяет, что власти не могут взять частную собственность в общественное пользование, не предоставив владельцу справедливой компенсации. Это единственное Конституционное положение, регулирующее отношения собственности. По традиции сложившейся в девятнадцатом веке, суды трактовали его в пользу частного владельца, допуская отчуждение собственности лишь в случаях, когда земля использовалась для муниципальных или федеральных проектов: строительства школ, дорог, инфраструктуры. В двадцатом веке некоторые штаты решили, что законным поводом для отчуждения земли также является снос трущоб и строительство нового жилья на их месте. Теперь же Верховный суд постановил, что местные власти могут взять собственность из одних рук и по сути передать ее в другие частные руки, в данном случае, крупной компании, которая устраивает там свою штаб-квартиру, на основании того, что это принесет экономическую выгоду городу.

На мой взгляд, подобное решение опасно тем, что зачастую муниципалитеты выносят такие решения в результате лоббирования богатых строительных фирм, рассчитывающих получить сверхприбыль за счет новой застройки, а у этих фирм обычно много друзей в городских советах.

Юрий Жигалкин: Но при этом ведь все же нельзя забывать, что хозяева собственности получают справедливую, как требует Конституция, компенсацию и они могут отстаивать свои права и в местных органах власти, и в судах.

Марк Моллер: Да, этот вердикт Верховного суда не является универсальным правовым документом. Верховные суды штатов могут не признавать права муниципалитетов отчуждать собственность исходя из экономических интересов города. Мичиганский верховный суд признал такую практику незаконной на территории штата именно потому, что она открывает возможности для злоупотреблений местным властям. Им очень легко таким путем отдавать долг своим могущественным бизнес союзникам.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, стоит ли ожидать законодательных попыток более четко кодифицировать право индивидуальных собственников?

Марк Моллер: Это можно сделать на федеральном уровне. И в Конгрессе ходят разговоры о том, что необходим закон, определяющий механизмы выполнения положений Билля о правах, частью которого является пункт о частной собственности. Но пока непонятно насколько готов ли Конгресс действовать в этом направлении.

Юрий Жигалкин: Это был юрист, сотрудник Вашингтонского института Кейто Марк Моллер. Говорили мы с ним о вердикте Верховного суда, решившего, что муниципалитет может отчуждать недвижимость и землю у горожан, исходя из экономических интересов города.

В этот уикенд десятки тысячи ньюйоркцев собирались несколько вечеров подряд в городском парке на последнюю массовую службу легендарного проповедника, евангелиста Билли Грэма. 86-летний Грэм, иногда величаемый Папой протестантского мира, приобрел национальную и всемирную славу в пятьдесят седьмом году, проведя в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден небывалую четырехмесячную службу, куда изо дня в день собирались десятки тысяч людей; событие, впоследствии названное крестовым походом. Последний крестовый поход Грэма затянулся лишь на три дня. Он был по сути публичным прощанием с человеком, давшим начало гигантскому всемирному движению евангельских христиан. О феномене Билл Грэма рассказывает Ян Рунов.

Ян Рунов: Весь Нью-Йорке заклеен афишами, оповещающими о прощальном выступлении баптистского проповедника Билли Грэма. Позади более полувека проповедей. Грэма слушали 210 миллионов человек в 185 странах. Его называют Папой Римским протестантской Америки. Президент Буш-старший назвал его «всеамериканским пастором». C ним любили беседовать президенты Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон, Никсон, Форд, Картер, Рейган, Буш. Только президент Трумен назвал молодого тогда проповедника «фальшивым».

Имя Билли Грэма, в отличие от некоторых других американских проповедников Евангелия, не замешано ни в каких финансовых или сексуальных скандалах. Но был другой скандал, всплывший тогда, когда была обнародована давняя запись разговора Грэма с президентом Никсоном. Вот как вспоминают об этом сегодня.

Диктор: В 2002 году государственный архив США рассекретил магнитофонную запись беседы, проходившей в Овальном кабинете Белого Дома. Беседа носила антисемитский характер. Когда президент Никсон сказал, что евреи захватили контроль над средствами массовой информации, проповедник Грэм согласился: «Да, сэр!» Публикация записи вызвала возмущение, особенно среди лидеров еврейских организаций: как это человек, которого в Америке считают образцом морали, не только не возразил, но даже поддержал такое высказывание. Грэм в своё оправдание заявил, что его слова во время разговора с Никсоном не отражают его истинных взглядов. Он попросил прощения у еврейских лидеров, с которыми встретился в Цинцинатти.

Отношения проповедника с другими президентами были иными, гораздо менее политическими, более пасторскими. Личная дружба связывала Грэма с президентами Рейганом и Бушем-старшим. Но и с ними он говорил не о политике.

Ян Рунов: Сам Билли Грэм говорит.

Билли Грэм: Я старался держаться подальше от политики. И в последнее время я не высказываюсь по злободневным вопросам. Моя тема - Евангелие Христово, проповедь Божьей любви, Божьего прощения, и веры в Него. Вот моё послание.

Ян Рунов: Сейчас ему 86 лет. У него рак предстательной железы, водянка головного мозга симптомы болезни Паркинсона. После того, как он упал и сломал бедро, ему тяжело передвигаться. Он с трудом говорит, голос слаб. И всё же он решился на трёхдневный марафон выступлений с проповедями перед 70-тысячной аудиторией в парке стадиона «Шей» в нью-йоркском районе «Квинс».

Эксперты в области религии отмечают, что Грэм, хотя и представляет евангельский лагерь в Христианстве, приемлет различные учения и обращается ко всем верующим в Иисуса Христа, а также к верующим других религий. Поэтому он и выбрал для прощальной проповеди Нью-Йорк, этот новый Вавилон с его смешением языков и верований. Когда его сын, тоже проповедник, Франклин Грэм назвал Ислам религией зла и ненависти, Билли Грэм осудил такое заявление.

Патрик Фэген из вашингтонского фонда «Наследие», бывший сотрудник администрации президента Буша-старшего, на вопрос, как представители других конфессий относятся к Грэму, ответил.

Патрик Фэген: Я думаю, он всегда пользовался уважением у самых разных христианских конфессий. Я вырос в католической семье в Ирландии, и там Билли Грэм был очень известен уже в 50-х годах. К его словам внимательно прислушивались. Я помню, как в 60-х годах его цитировали католические священники. Католики в Ирландии не рассматривали его как соперника, как представителя «неправильной» христианской ветви. Я могу не соглашаться с его трактовкой некоторых христианских догм, но то, что он говорит, это хорошо.

Ян Рунов: А что вы думаете о его участии в антисемитском разговоре с Никсоном?

Патрик Фэген: У разных религий свои проблемы. Евреев антисемитизм преследует в течение всей истории иудаизма. Предубеждениями против евреев страдали многие заметные исторические личности, лидеры Католической церкви, Англиканской, Баптистской. Но Билли Грэма нельзя назвать антисемитом.

Ян Рунов: Он стар, немощен. Зачем ему в таком виде представать перед многотысячной аудиторией?

Патрик Фэген: Каждый, кому подарена долгая жизнь, кому повезло в течение долгих лет иметь хорошее здоровье, и кто вступает в период старости и потери физических сил, должны продолжать радоваться жизни и учить этому других. Мир должен видеть больше, а не меньше таких примеров. Мы не должны прятать этих людей. Слава Богу, что оставался на виду Папа Иоанн-Павел Второй, и что Билли Грэм делает то же самое.

Ян Рунов: Это был Патрик Фэген из Фонда «Наследие».

Билли Грэм предчувствует скорый конец. На вопрос, боится ли он смерти, проповедник ответил: «Я встречу смерть с надеждой на встречу с Создателем лицом к лицу».

Юрий Жигалкин: О феномене проповедника Билли Грэма рассказывал Ян Рунов. Взлет христианского евангелистского движения сопровождался музыкальным феноменом: христианской поп-музыкой, в которой попробовали себя многие из звезд. Например, Джонни Кэш, записавший несколько альбомов госпелов. «Я взываю к тебе, Боже!»

XS
SM
MD
LG