Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Иов многострадальный


[ Радио Свобода: Программы: Россия ]
[Архив]

Иов многострадальный

Автор и ведущаяЕлена Ольшанская
РедакторАлексей Цветков В передаче участвуют: Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ - филолог, этнолингвист, Институт славяноведения РАН Светлана ИНИКОВА - этнограф, Институт этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая РАН Благодарность Михаилу СУББОТИНУ, США

6 мая (по старому календарю, по новому - 19-го) Русская Православная церковь отмечает день Иова многострадального. Знаменитый библейский праведник претерпел страшные муки и лишения, но не отрекся от Бога, за что был вознагражден новым счастьем и богатством. На Иова в старину сеяли горох ("Иов-горошник, Иов росы распустил"...) В этот день в 1868 году родился последний российский монарх Николай Александрович Романов. Он изо всех сил пытался не допустить революции, хотел сохранить империю, но, по мнению многих, своими действиями лишь способствовал ее краху. Императорская семья, расстрелянная большевиками, была церковно канонизирована в конце ХХ века. Однако верующие уже давно тайно поклонялись фигуре царя-мученика и чудотворца.

Елена Ольшанская: 18 мая 1896 года в Москве состоялась коронация нового императора Николая II. В честь этого события народу были обещаны угощение и подарки. Люди собрались с ночи на большом Ходынском поле, но к ожидаемому моменту раздавать что-либо было уже невозможно: пакеты пришлось бросать в возбужденную, густую толпу. В результате очень многие оказались убиты и искалечены. В дневнике самодержца это событие описано так: "Сегодня случился великий грех... потоптано около 1300 человек! Отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 1/2 завтракали, и затем Аликс (императрица) и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном "народном празднике". Собственно там ничего не было... Поехали на бал к Монтебелло (французскому послу). Было очень красиво устроено"...Дядя императора Сергей Александрович писал: "Многие советовали государю просить посла отменить бал и во всяком случае не приезжать на этот бал, но государь с этим мнением совершенно не согласен. По его мнению, эта катастрофа есть величайшее несчастье, которое не должно омрачать праздник коронации; ходынскую катастрофу надлежит в этом смысле игнорировать".

Елена Левкиевская: День рождения последнего русского императора Николая Александровича Романова по православному календарю приходится на день памяти Иова многострадального. И это некий знак, который предопределил всю его судьбу и, может быть, его поведение при жизни, и который позволяет рассматривать исторические жизненные обстоятельства Николая Второго именно под углом зрения судьбы библейского Иова, человека, которому было многое дано. Он был праведен, богат, имел многодетную семью, он был любим Богом. И вот по воле Божьей он был низвергнут с вершины благополучия в самую пучину человеческих бед. И со смирением, которое отличает истинно верующего человека, он принял все эти страдания, не взроптал, не отрекся от Бога. Легенда о связи Иова Многострадального с судьбой последнего русского императора стала складываться задолго до рождения Николая Второго. И она соединена с именем монаха Авеля, который жил во времена Екатерины Второй и Павла Первого. Авель предсказал войну с французами 1812 года, разорение и пожар Москвы, предсказал первую и вторую мировые войны. Когда он отвечал на вопрос Павла Первого о судьбе дома Романовых, то сказал о том, что родится последний русский царь, которого ждет судьба Иова.

Елена Ольшанская: Монах Авель, в миру крестьянин-коновал Василий Васильев, родился в 1757 году. Из 83 прожитых им лет более 21 года он провел в тюрьмах из-за того, что "всех начальников познал". Екатерине П Авель сообщил точную дату ее смерти, Павлу 1 пообещал скорую гибель от заговорщиков, Александру 1 - восстание декабристов. Про Николая 1, который заключил Авеля в Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале, где он умер в 1841 году, монах предрек: "Змей проживет тридцать лет", и не ошибся. По одной из легенд, в Гатчинском дворце много лет хранился опечатанный ларец. Вдовствующая императрица Мария Феодоровна якобы завещала открыть его в 100-летнюю годовщину гибели Павла Петровича, убитого в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Это должен был сделать действующий в тот момент монарх. Как вспоминала одна из фрейлин императрицы Александры Федоровны, 12 марта 1901года "Государь и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной интересной прогулке... Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что обрели они в этом ларце, никому ничего не сказали. После этой поездки Государь стал поминать о 1918 годе как о роковом годе и для него лично, и для Династии". Никаких реальных документов, подтверждающих встречи русского Нострадамуса с царями, равно как историю, рассказанную камер-фрау Герингер, специалистам найти не удалось.

Елена Левкиевская: Легенды о Николае Втором, которые стали складываться вскоре после его гибели, отмечают смирение, которое он проявил после своего отречения, когда он был арестован, и семья его находилась в ссылке, его готовность воспринять свой мученический крест. В этих рассказах Николай Второй лишен какой-либо имперскости, державности, государственности. Этот человек уподобляется любимым в народе святым, типа Николая Угодника и даже фигуре самого Христа, которые ходят по земле и восстанавливают попранную справедливость. Они награждают добрых, бескорыстных людей и наказывают злых, богатых. Фигура царя предстает в образе простого человека, нищего странника, не отличимого по своему внешнему виду от других простых людей. "Гимнастерочка-то у него старенькая, с заплаточками, но очень чистенькая гимнастерочка..." Только глаза, как все другие святые, он выделяется особым блеском, лучистостью ясных глаз, добрых глаз. Он - человек, страдающий за свой народ.

Светлана Иникова возглавляет группу ученых, работающих над проектом "Современное состояние народной культуры русских Рязанского края": В 1995 году мы искали в Рязанской области материалы по теме "Православие и народная культура". И написали книжку, книжка интересная, там такие сюжеты, как, например: старчество и юродство, почитание святых источников, почитание Богородицы. Но мы обратили сами на это внимание и один священник мне сказал: "Прочитав вашу книгу, я все вижу в розовых очках. У вас все сплошь православные, все такие верующие". Но когда пишешь книгу по православию, с кем общаешься? Мы общались, естественно, с людьми воцерковленными, и получилось так, что Рязанская область вся насквозь религиозная. В связи с этим мне вспоминается рассказ Чехова "Мужики". Жуткая, мрачная картина: бабы, которые не знают ни одной молитвы, которые тупо исполняют какую-то обрядность. И - Шмелев, в его рассказах удивительные, потрясающие, просветленные лица, там люди верующие. Невольно возникает вопрос - кто лжет? На самом деле никто не лжет, и Чехов прав, и Шмелев прав.

Мы решили вернуться к этой теме, пустили в Рязанской области анкету, анкета не социологическая, а этнографическая. Социологи, наверное, не признали бы ее, потому что мужчины отказывались ее заполнять. Говорить на темы души, на темы Бога мужчины были не в состоянии. Где-то 70% - женщины отвечали. Мы брали не бабушек-старушек, с которыми обычно имеем дело, а людей среднего возраста и молодых, до 25 лет. В основном это люди с полным высшим и средним образованием и подростки 15-16 лет. Мы задали, например, такой вопрос: "Считаете ли вы себя религиозно верующим?" Так вот, интересно, что люди боятся сказать правду - внутренний ли это какой-то страх или стало неприличным ответить, что ты атеист? Сейчас, кажется, неловко заявить: я не верю. Поэтому большинство, конечно, у нас верующие и, м.б., сомневающиеся. Ситуация по Рязанской области, я думаю, повторяется и в других областях, потому что Рязань типичный регион. Чем еще она нас удивила? Мы знаем, что в советское время преследовали, не разрешали крестить детей, требовали у родителей документы. При опросе жителей оказалось, что крещены 96,6 сельчан и 98% горожан. Причем почти все, за редким исключением, были крещены в младенчестве. Крестили даже детей партийных, комсомольских лидеров. У 98% сельских жителей и 88% городских дома есть иконы. То есть, показатели очень высокие, можно говорить о том, что религиозность на высоком уровне. Но мы попытались выяснить качество веры. Люди, у которых в домах есть иконы, очень многие говорят: "Не знаю, что за образ - мужчина на коне, мужчина с мечом, женский лик..." Мы попытались выяснить, как же все-таки рай, ад, представления какие-то, Бог единый в Троице. Люди верят в Христа, но не верят в Бога-Троицу. Из верующих без всяких сомнений только 36% заявили, что их жизнь зависит от Бога, а у остальных - это судьба, обстоятельства. 20% подростков верят в переселение душ.

Елена Ольшанская: "Каждый год я непременно хворала пневмонией... Попав в очередной раз на сквозняк, я долго переносила недуг на ногах,... пока не свалилась... Был день рождения Императора новомученика, 19 мая (н.ст.) В моем дневнике этот день подчеркнут. К моему горю, дома я была совершенно одна, муж в командировке, родные далеко... Я слабела духом и сдавалась, знобило. Хотелось пить. Утром мне стало полегче, я очнулась...Поверх одеяла я была накрыта чем-то. Офицерская старинная шинель с орлами. Господи! Откуда?! В кресле сидела девочка лет семнадцати и читала тихонько грудным голосом акафист святителю Николаю... Произношение у этой незнакомки несовременное, а как у бабушки, "ч" и "щ" произносит по-петербургски... "Откуда такая странная шинель?" - "Папина", - ответила она. - " А ты кто?" - "Мария... сестра милосердия"... Она подошла ко мне с чашкою молока... Я выпила молоко, теплое, вкусное. "Ты выздоровеешь окончательно. Папа сказал. У него сегодня день рождения, а послезавтра имянины. Это тебе от него в подарок..." Рассказ опубликован в журнале "Русский паломник" за 1997 год и включен в сборник "Николай Второй и новые мученики".

Елена Левкиевская: В рассказах о чудесах, о помощи, полученной людьми по молитвам, которые характерны для для 1990-х годов, Николай Второй предстает "хозяином земли русской", как он сам себя назвал, настоящим главой семьи, именно той фигурой, которой очень часто не хватает русским женщинам, когда нет в доме мужика. А он предстает именно таким хозяином, на которого можно опереться, которому можно передоверить свои беды, какие-то свои неурядицы, который все починит, устроит в хорошую больницу больного ребенка. И по ее молитвам к ней приходит такой хозяин земли русской, крепкий, надежный, способный решить любую житейскую проблему мужчина, и чудесным образом очень скоро, почти что моментально все устраивает. Вот доминанта рассказов народных о нем.

Елена Ольшанская: Знаменитый ответ Николая П на анкету во время первой всероссийской переписи населения 1897 года: в графе о роде своих занятий он написал: "Хозяин земли русской".

Светлана Иникова: Если говорить о почитании святых в Рязанском крае, кого сейчас особенно почитают? Пожалуй, это Серафим Саровский. В каждом доме обязательно есть его икона. И неоднократно мы слышали, что "вся земля от Тамбова до Сарова - святая земля". Но, естественно, Рязанская область таким куском попадает в это пространство. И очень развит культ Матренушки, Матронушки, как они говорят. Обе иконы есть буквально в каждом доме, очень много неканонических молитв Матронушке, стихов Матронушке. Кому-то она являлась, многие ездили на поклонение ее мощам, привозили оттуда песочек. Из святых, которым поклоняется вся Россия, конечно, на первом месте - Николай Чудотворец, он лидирует по всем опросам, по всем показателям. Но вот поводу Николая Второго, его канонизации, вы знаете, мы спрашивали и неоднократно обращались, как, какие мнения, может быть кому-то он помог? Никаких таких материалов, к сожалению, потому что нам было бы интересно что-то такое встретить, мы не нашли. У некоторых воцерковленных людей, которые очень близки к церкви, есть его портреты. Обычно это фотографии, маленькие литографии, даже календари. Однажды мне довелось встретить женщину, у которой нашлась молитва, причем она была уверена, что это Николаю Чудотворцу. Когда я ее взяла и прочитала, там: "Император Второй Николай святой, возьми все на свои руки". Вот буквально два предложения. Оказывается, сейчас эту молитву распространяют среди тех, кто идет в больницу на операцию, чтобы он все уладил, все разрешил. Но женщина была в полной уверенности, что это святитель Николай, несмотря на то, что там говорится об императоре.

Елена Левкиевская: Заявление о возможности канонизации послужило своеобразным катализатором тех процессов, которые подспудно уже существовали, но они просто не были оформлены, собирались никем: ни фольклористами, ни этнографами, ни социологами, ни историками. Интерес к ним проявился именно в начале 1990-х, когда собирание текстов народного православия и, в частности, текстов, свидетельствующих о культе Николая Второго и других современных святых мучеников 20 века, потерпевших гонения в годы советской власти, стали объектом изучения, с одной стороны, и, с другой стороны, они стали собираться церковными людьми. В частности, здесь можно вспомнить фигуру протоиерея Александра Шаргунова, настоятеля московского храма Николы в Пыжах, который начал собирать и публиковать рассказы и свидетельства о помощи, полученной по молитвам к царю Николаю Второму.

Елена Ольшанская: Вот одно из опубликованных свидетельств о чуде по молитве к царю Николаю Второму: "В 1997 г. Людмиле Кудрявиной, заместителю главного редактора журнала "Держава", было дано на работе задание решить некоторые вопросы с патриархом Алексием. Исполнить это было невозможно. Поэтому она помолилась об успехе царю Николаю. Неожиданно ей позвонили и сказали, что сегодня патриарх будет на ЗИЛе, где состоится отливка самого большого, 27-тонного колокола для храма Христа Спасителя, спросили: "Не хотите ли вы туда пойти?" Поблагодарив Господа и царя Николая, она отправилась на завод. Там... она помолилась, чтоб оказаться близ патриарха и с ним выяснить все свои вопросы (его очень плотно обступали десятки людей). И вдруг услышала как бы голос Николая: "Вот, сейчас окажешься рядом, и не мешкай". Она не поверила: ведь столько народа окружает патриарха. И вдруг, все куда-то отвернулись, патриарх повернулся к ней, они остались наедине. Получив от него благословение, она разрешила с ним все вопросы... Чудо завершилось".

(Сборник "Николай Второй и новые мученики")

Елена Левкиевская: Здесь два вектора, идущие с разных сторон. С одной стороны, как я уже пыталась показать, всегда существовала народная традиция почитания царя, которая вписывала его фигуру в сюжет народных представлений о культе святых. С другой стороны, идет вектор сверху и даже не сверху, может быть, а от определенных политических групп, для которых фигура Николая Второго становится знаком новой имперскости, если так можно выразиться. Когда ставится знак равенства между православием и политической, монархической и имперской ориентацией. Иногда это бывает прямой политический заказ. Вот пример: две родные сестры - царица Александра, которая всю жизнь была ненавидима двором и народом, и ее родная сестра Елизавета Федоровна, которая стала монахиней и была принята народом как мученица, как святая. Несмотря на пропагандистские усилия, которые тратились в последние 15 лет, огромное количество книг, которые выходили о царице Александре Федоровне, чтобы представить ее в образе "верной супруги и добродетельной матери", насколько она была нелюбима народом, настолько сейчас, можно сказать, что ее молчаливо стали терпеть, благодаря почитанию ее царственного супруга и, в общем, очень нежного отношения к ее детям.

Елена Ольшанская: "В собор св. Александра Невского города Новосибирска привезли мироточащую ксерокопию иконы святого Царя-страстотерпца Николая, которая ранее пребывала в московском храме святителя Николая в Пыжах, - сообщило некоторое время назад одно из информационных агентств. - По словам настоятеля Александро-Невского собора прот. Александра Новопашина, икона считается особенно чудесной, так как представляет собой всего лишь ксерокопию литографии подлинной иконы, написанной в Америке в 1996 году русским художником Павлом Тихомировым. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из них попала в г.Рязань, где с нее в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Вполне вероятно, что на данный момент это - единственная в мире мироточащая ксерокопия иконы...".

Светлана Иникова: То, что обновляются и "плачут" иконы и даже литографии - это довольно часто теперь такое слышишь. Даже я видела истекание капель с них. В свое время я интересовалась в реставрационной мастерской Рублевского музея, как это может быть. Они объясняют вполне атеистически, что в древесине иконы сохраняются какие-то смолы, определенное совпадение температурного режима и давления, и что-то из них начинает истекать. На доске это можно объяснить, но как быть, когда это литография - тут никаких объяснений не придумаешь. Но чтобы мироточила или благоухала ксерокопия, это уже выше всякого понимания. Меня немножко, я бы сказала, тревожит, но опять же я могу говорить в основном про Рязанскую область, поветрие канонизаций. Уже стольких канонизировали и готовят к канонизации ... Недавно мы были в селе Царево. Когда я там была в 1995 году, то слышала о такой Полюшке Бешеной. Совершенно очевидно, что это был человек душевнобольной, она потеряла разум после смерти мужа. Потом так получилось, что сын забрал ее в Москву. И вдруг на каком-то кладбище кто-то из Царева обнаружил могилку с ее фамилией, именем и отчеством. Она ли это, не она - неизвестно. Но эксгумировали, привезли, промыли косточки кагором, святой водой, не знаю, чем, захоронили с огромным количеством священников и уже пишут житие . Что рассказывают о ее чудесных дарах? Вот однажды она в чем-то красном побежала по селу, через три дня пожар начался. Это все идет оттого, что священнику хочется, чтобы был какой-то святой в его приходе, чтобы рядом был святой источник, который никогда святым раньше не был. Причем, святых источников создается немыслимое количество и создает их администрация! На территории закрытой зоны, где когда-то зэки отбывали наказание, пробился источник. Почему-то его объявили святым, хотя никаких чудес не было. Теперь на праздник Фрола и Лавра там идут службы, обязательно привозят батюшек, приезжают верующие. То есть, это все устроила местная администрация для оживления жизни, для разнообразия...

Елена Левкиевская: Если бы мы могли на какой-нибудь машине времени переместиться в начало 20 века, в то же самое 9 января 1905 года, и сказать этой толпе, которая бежала от Зимнего дворца: а знаете, ребята, что ровно через сто лет человек, которого вы сейчас рьяно ненавидите и который у вас вызывает раздражение, будет для ваших потомков актуальным и почитаемым святым? Наивная историческая память делает очень странные кульбиты. Посмотрите: 9 января 1905 года была расстреляна мирная демонстрация, потом этот же человек привел Россию к разрухе в результате Первой Мировой войны, он втянул Россию в эту войну, где погибли многие миллионы, и в результате началась революция и гражданская война. Вот этот человек был в общем-то человеком слабой воли, он не сумел удержать в руках власть, когда наступила критическая минута. Но эти исторические факты в рамках вновь творимого мифа проскальзывают, как ни странно. На них отвечают: ну и что? Зато он был настоящим христианином! Его оболгали, это не он, он не знал про 9 января! Пожалуйста, вот пример фигуры Брежнева, которого во времена его реального правления все связывали с застоем, и когда стояли за колбасой по 2.20, проклинали и рассказывали о нем анекдоты: "Кто такой Брежнев? Малозначимый исторический деятель во времена Аллы Пугачевой". И если бы этим людям сказали, что наступит не такое уж отдаленное будущее, когда в народном сознании этот человек будет связываться со стабильным и положительно воспринимаемым периодом в России, я думаю, мы с вами сочли бы это неудачной шуткой. Во всяком случае, не поверили бы в такое ощущение собственной истории. Я думаю, что и для современной нашей политической ситуации подобного рода стереотип весьма актуален.

XS
SM
MD
LG