Ссылки для упрощенного доступа

Выставка Марка Шагала


[ Радио Свобода: Программы: Культура ]
[20-03-05]

Выставка Марка Шагала

Редактор и ведущая Лиля Пальвелева


Лиля Пальвелева: Марк Шагал прожил долгую, почти столетнюю жизнь. К тому же, у него почти не было периодов творческого простоя. Благодаря двум этим счастливым обстоятельствам, Шагал оставил огромное наследие.

Выставки работ одного из самых знаменитых художников ХХ века постоянно проходят в разных странах, однако в России они - редкость. Последняя, сколько помнится, была год назад в стенах Музея современной истории России, но там показывали только графику, большой цикл иллюстраций Шагала к Библии.

Нынешняя выставка в Третьяковской галерее дает редчайшую возможность познакомиться со всеми техниками, в которых работал художник, а также - что особенно ценно! - со всеми периодами его творчества.

"Это очень сложный проект, который мы готовили в течение трех лет", - признается куратор выставки Екатерина Селезнева.

Екатерина Селезнева: Пожалуй, только сейчас можно сказать, что то желание Марка Шагала, которое он всегда выражал быть представленным в Третьяковской галерее, реализовано со всей возможной на сегодняшний день полнотой. Это желание не могло быть исполнено так полно, если бы мы не получили просто беспрецедентную поддержку со стороны наших французских партнеров. 27 работ из Центра Помпиду. Мы все понимаем, какая это большая цифра. Это живописные работы, действительно, шедевры, которые отбирались Третьяковской галереей очень тщательно. Среди них, конечно, знаковая картина "России, ослам и другим", "Двойной портрет с бокалом вина", "Свадьба" и многие другие.

Лиля Пальвелева: Выставка в Третьяковке называется "Здравствуй, Родина!", - точно также как и одна из картин Марка Шагала. Но дело не только в этой работе с радостным человеком, изогнутым в полете крутой дугой, тем более, что небольшого формата, похожая на эскиз картина из собрания Музея изобразительных искусств имени Пушкина, скажем так, не этапная, не самая заметная в наследии художника.

Подлинным же эпиграфом к выставке служит остроносенький, нежный и лукавый "Ангел с палитрой", в котором есть что-то от самого Шагала. Символично, что именно этой, ранней живописной работой открывается экспозиция, в то время, как этикетку с надписью "Здравствуй, Родина!" при некотором усилии можно разыскать лишь в дальнем углу. Так что, повторим, название для выставки выбрали не только, имея в виду конкретную картину с патриотичным названием.

Важнее другое - всю жизнь художник, в какой бы стране он ни находился, вписывал в картины (хоть на краешек полотна!) покосившиеся домики своего родного Витебска. Его знаменитые парящие в воздухе влюбленные, козы, петухи и коровы, его скрипачи на крыше - оттуда же, из уютного еврейского местечка. Их встречаешь везде, даже в библейских сюжетах. Впрочем, утверждает Екатерина Селезнева, Родиной Шагал называл и другие места.

Екатерина Селезнева: Первая родина Шагала - Витебск. Побывав в первый раз в Париже, уехав совсем из России, пожив в Германии, он говорил, что Париж стал его вторым Витебском. Писал: "Париж мне необходим, как влага дереву". Третьим его Витебском, осмелимся предположить, стал Сен-Поль де Ванс, где он обрел покой, счастье и те источники творческого вдохновения, которые и обеспечили его столь долгую жизнь как художника, и как человека. Поэтому мы и выбрали для нашей выставки в основном французские собрания.

Лиля Пальвелева: В самом центре экспозиции - трехметровое полотно "Авраам и три ангела". Картину привезли из Ниццы, из Национального музея с длинным названием "Библейское послание Марка Шагала". Говорит директор этого музея Жан-Мишель Форе.

Жан Мишель Форе: И даже в этом библейском произведении проявляются отклик и опора на Россию. В знаменитой картине "Авраам и три ангела" нельзя не чувствовать икону. Поэтому, когда выставку запланировали в России, было очевидно - эту картину нужно для экспозиции одолжить, чтобы таким образом вернуть ее как бы на место рождения. Хотя это полотно никогда не должно было выходить из музея в Ницце, что уточнил сам Шагал в своем завещании, однако, я думаю, Марк Шагал был бы очень счастлив, узнав, что картина попала сюда.

Лиля Пальвелева: Упоминание русской иконы не голословно. Картина торжественно полыхает красным - любимым цветом ярославской иконописной школы, а кроткие наклоны голов сидящих за трапезным столом ангелов - это явная отсылка к "Троице" Андрея Рублева. Только, как давно заметили искусствоведы, у Рублева Авраам выведен за раму, он лишь подразумевается, он превращен в зрителя, а у Шагала же нашлось место и самому пророку, и жене его Сарре, и даже всякой мелкой и крупной живности.

На открытие выставки приехала внучка Шагала Мерет Мейер. Оказалось, она разительно похожа на свою бабушку Беллу, постоянную и любимую модель мастера. Мерет Мейер понравилось, как развешаны картины.

Мерет Мейер: На выставке устанавливается такой же контакт с публикой, какой был в Еврейском театре. Каждая картина висит таким образом, что, смотря на нее, видишь еще несколько. Это можно сравнить с хореографией и мизансценой.

Лиля Пальвелева: На волнах "Радио Свобода" вы слушаете передачу "Выставочный зал". Наша следующая рубрика - ЛИЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Наш коллега Михаил Соколов недавно побывал в Вене, где - вот совпадение! - тоже проходит выставка Марка Шагала. Итак, Австрия, Вена, знаменитая художественная галерея под названием "Альбертина".

Михаил Соколов: Черное летящее самолетное крыло крыши над входом в классический дворец, открытый год назад после 10-летней реставрации музей "Альбертина" в Вене, - первое, что впечатляет путешественника, поднимающегося с Альбертина-плац на эскалаторе к входу в беломраморное здание.

Крупнейшее в мире собрание графики в строгих залах показывает свои шедевры, к примеру, те же акварели Альбрехта Дюрера - "Кусок дерна" и "Заяц". Но, безусловно, хитом художественной зимы в музее стала выставка "Библейские мифы" Марка Шагала.

Сегодня, когда масштабная экспозиция Шагала открыта в Москве, ее создатели угощают прессу легендой о том, что художник запретил вывозить свои полотна из Национального музея библейского послания Марка Шагала в Ницце. Надо же, вот в Москве сейчас, после трудных переговоров с семьей Шагала, все же представлена одна из этих работ. Но тут, как видно, больше желания порисоваться, ведь в венской "Альбертине" сегодня выставлены 17 поздних работ Шагала 1954-1967 годов, которые якобы завещано не вывозить как раз из того же музея в Ницце.

Всего же на венской выставке более 150 картин - акварелей, пастелей, гуашей, - позволяющих понять шагаловскую интерпретацию Священного писания. Начинается экспозиция с работ начала 30-х годов, с 39 гуашей, созданных по заказу Амбруаза Воллара, после поездки художника на Святую Землю, когда личное восприятие людей природы Палестины и дало шагаловское видение Пятикнижия, от которого художник уже не отступил, создав картины "Жервтоприношение Исаака" и "Ной, отпускающий голубя". Поэзия Библии стала источником вдохновения Шагала. Зритель будет впечатлен летящими над грешной землей привычными осликами, багровыми тонами "Песни Соломона", откроет "Синий рай" и следующее за ними "Изгнание из рая", где Адама и Еву гонит из Парадиза белый архангел, не замечающий ехидной усмешки змея. Зритель восхититься единым в двух лицах портером Давида и Вирсавии.

На мой личный вкус, вершиной Шагала оказалась "Спящая в цветах" из музей швейцарского Вадуца. Здесь зависший в небесах букет и цветочная поляна, на которой спит девушка, - лишь эпизоды. Главное - как из завораживающей глубины под вечной Луной выплывает на зрителя ,словно лапутянский летающий остров, тот самый Ершалаим, великий город, в центре которого храм со страшной Антониевой башней.

"Мифы Библии" еще можно успеть увидеть. Выставка Марка Шагала работает в "Альбертине" до 28 марта.

Лиля Пальвелева: Своими впечатлениями от выставки "Библейские мифы" поделился корреспондент "Радио Свобода" Михаил Соколов.

XS
SM
MD
LG