Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Переселение ассирийцев


[ Радио Свобода: Программы: История и современность: Документы прошлого ]
[08-10-05]

Переселение ассирийцев

Редактор и ведущийВладимир Тольц
Авторы Елена Зубкова и Ольга Эдельман


Владимир Тольц: В российской истории 20 века заметное место занимает тема эмиграции. Бежали от революции, гражданской войны, потом от советской власти. Сейчас, когда нынешняя российская власть страстно "полюбила" былых эмигрантов и их стареющих на чужбине (для них она родина) потомков, для многих политологов, журналистов, историков стало модной и к тому же доходной словесная жвачка говорить о "волнах эмиграции", их страданиях миссии и "культурном вкладе"...

Давайте обойдем сейчас стороной всю эту вульгарную банальщину и поговорим о том, о чем в стране вдруг страстно воспылавшей к своим изгоям, говорят и сегодня нечасто. - О народе, о целом народе, эмигрировавшем, бежавшем не из России, а в Россию, да еще в 1918 году! О народе, известном с библейских времен, а нам - с начальной школы - об ассирийцах.

Ольга Эдельман: Некоторое количество ассирийцев оказалось на территории Российской империи еще в середине 19 века, после завоевания Карской области. В тогдашних границах России возникло поселение Урмия, ассирийское. Когда же после революции рухнул русско-турецкий фронт Первой мировой войны, в Карскую область пришли турки, и ассирийцам пришлось спасаться от резни. В России в те годы была гражданская война, разруха, голод и холод, - а тут южный народ, никак не приспособленный ни к климату, ни к жизни в больших городах, без языка, без заработка. Зато здесь ассирийцев не убивали поголовно.

Докладная записка представителя ассирийцев Мурад-Хана Ваграма в Совнацмен Наркомпроса, копии - в Бюро Соцвоса, Политпросвет, 1925 год.

В целях развития политпросвет и социально-воспитательной работы среди ассирийских масс, а также правильной постановки дела, считаю необходимым доложить следующее:

Примечание: Материал приводимый взят от Ассирийского Союза "Хояд-Атур" и является ориентировочным. К сбору более официальных сведений приняты меры.

1. Причины, побудившие ассирийцев покинуть родину и поселиться в СССР

Ассирийцы (ассур, атур, ашур), "айсоры", потомки древних ассиро-халдейцев, с 3 века нашей эры уже окончательно теряют присущую им способность возрождаться вплоть до слияния в государственные единицы и постепенно становятся в ряды наций, имеющих значение как этнографические. [...] Империалистическая игра, ведомая крупнейшими державами Европы и царской Россией на Востоке, не могла не затронуть хотя бы этнографические группы, в частности, ассирийцев, которые, являясь винтиками объекта игры в ловких руках европейских культуртрегеров, становились неотъемлемыми частями механизма. Национальный антагонизм выращивался "цивилизаторами" при "усиленнейшем питании" и в конце 14-го года дошел до своего апогея. Уже в начале 1915 г. ассирийцы караванами, голые, босые тянулись к России и в Месопотамию, теряя насиженные ими места в северо-западной Персии у озера Урмия и в Труции в Санджаке Хаккиари. В Россию в первое бегство двинулось около 75 тысяч человек. Из них впоследствии около 25% вернулось обратно, остальная часть разбрелась по России в поисках источника к существованию. Второе бегство в 1918 г. дало России до 15-20 тысяч душ.

2. Занятие

Будучи по своей основной профессии мелкими землеробами и в подавляющем большинстве своем платящие феодалам малиат, будучи землеробами и попав в Россию в новую, хотя земледельческую, страну, они не смогли [...] заняться своей прямой профессией и должны были избрать наиболее примитивную и легко усваиваемую работу, каковой и оказалась чистка обуви (для горцев) и черная работа и мелкая разносная торговля для урмийцев. Таковыми их занятия являются и поныне, за исключением некоторых перемен.

Примечание: Исключение составляют Тифлис и Эривань. В Тифлисе есть строительные рабочие, организованный профсоюз, в Эривани занимаются земледелием и виноградарством.

3. Культурный уровень

В культурном отношении ассирийцев нужно считать нацией, оставшейся на задворках, причем происхожденцы Санджака Хаккиары - горцы - отличаются особой отсталостью и фанатичностью. Общество горцев тесно замкнуто. Они избегают культурные начинания. Традиции еще господствуют и их главари - мелики, при посредстве традиций всячески стараются оградить массу от культвеяний. Среди них абсолютная неграмотность. Происхожденцы северо-запада Персии - урмийцы являются более культурным слоем населения. Среди них встречаются лица, получившие образование в Европе и России. Фактически всю культурную работу вели и ведут урмийцы. Культурные начинания ими встречаются с радостью. Взаимоотношения горцев и урмийцев благожелательные.

Ольга Эдельман: Сегодня в нашей московской студии - представитель ныне действующей ассоциации живущих в Москве ассирийцев, ведущий программу "Голос ассирийцев" на радиостанции "Россия" Сергей Георгиевич Осипов. Я прошу его рассказать, как происходило переселение ассирийцев в Россию, и вообще, что это был за народ.

Сергей Осипов: Ассирийцы появились на территории России еще с середины 19 века после подписания Туркманчайского договора, который представлял от России Грибоедов Александр Сергеевич. И по этому договору христиане, проживающие в Персии, имели право переселяться в российскую империю. Первая волна была незначительная, это произошло после убийства Грибоедова. А основная волна и массовая миграция ассирийцев, которые продолжали компактно проживать на своей исторической родине. И только с началом Первой мировой войны в 1914 году ассирийцы стали покидать эти места. Сначала покинули свои земли так называемые горские ассирийцы, которые проживали в горах Турции. Дело в том, что патриарх ассирийский был не только духовным, но и светским лидером, поскольку не было никакой другой светской власти. Патриарх предложил свои услуги Антанте и повел свой народ на борьбу с Оттоманской империей.

И из-за того, что не было должной поддержки и со стороны англичан, и со стороны русских войск, патриарху пришлось собрать весь свой народ и переселиться с гор Турции, вообще с территории Турции в западную Персию, в район озера Урмия, поскольку там проживало тоже достаточно большое количество так называемых урмийских ассирийцев. Но после резни, дело в том, что в 17 году меньшевистское правительство издало приказ о том, что ликвидируется Кавказский фронт, и все российские войска были отозваны на родину. Как только русские войска вышли, то ассирийские войска остались один на один со всем этим окружением вражеским. И конечно, тут началась резня, ничего не оставалось, как уйти из этих мест. Большая часть ассирийцев ушла в Месопотамию на свою историческую родину, а часть, около 100-150 тысяч ассирийцев на север в сторону Закавказья и России, и только небольшая часть осталась в пределах Персии в районе города Тевриза.

Владимир Тольц: Сергей Георгиевич, не могли бы вы поведать нашим слушателям, где сейчас, кроме пространства бывшего СССР, живут ассирийцы?

Сергей Осипов: Надо сказать, что Первая мировая война оказалась трагедией для народа, потому что это рассеяние приняло массовый характер и продолжается по сегодняшний день. Очень много ассирийцев сначала выехало в Западную Европу, поселились в основном во Франции, в Германии. После этого стали осваивать более северные страны. Очень большое количество ассирийцев проживает в Швеции, в Голландии, Норвегии, в Дании. И довольно большое число ассирийцев уехало в Америку, и сегодня за пределами Ближнего Востока больше всего ассирийцев проживает в Соединенных Штатах Америки. И если взять всю диаспору, то можно сказать, что распределились приблизительно пятьдесят на пятьдесят. То есть половина ассирийского народа проживает на Ближнем Востоке, а вторая половина рассеялась по всему миру.

Из докладной записки представителя ассирийцев Мурад-Хана Ваграма, 1925 год.

Пункты расселения. Статистические данные (предположительные). Грамотность и положение политпросветработы.

Ныне, после бурных революционных дней, пунктами наиболее плотно населенными являются: РСФСР: Москва - около 4.300 человек, грамотность не более 2%, Лениград - 2000 с лишним, грамотность до 2%, Ростов, Нахичевань на Дону, Новочеркасск до 3500, грамотность до 5%, Краснодар до 800 человек, грамотность до 2%, Армавир, Бадинск до 3000 человек, грамотность до 5%, в других малых городах и местечках до 2000 чел., не считая Курск, Тверь, Смоленск, Омск, Томск, о которых сведений не имеется, также Саратов и Астрахань.

Украинская ССР: Киев - до 2570 чел., грамотность до 3%, Екатеринослав свыше 1000 человек, грамотность менее 2% [...]

Грузинская ССР: Тифлис до 10.000-11.000 тысяч, грамотность достигает 15%, Генджя до 1500 чел., грамотность до 3%.

Армянская ССР: Эривань до 20.000 чел., дальнейших сведений не имеется.

Такова приблизительная статистика и процент грамотности. Число детей школьного возраста также трудно установить, но нужно исходить принятым процентом из общего числа, т.е. 20-25%, следовательно, можно насчитать детей школьного возраста до 10.000 душ. Общий процент безграмотности безошибочно будет, если выразить в 96%, что касается политпросветработы и социально-воспитательной работы, то она ведется и начинается в следующих пунктах: Москва (в зачаточном положении) имеются 2 ликпункта, клубный уголок, кружок политграмоты, общеобразовательный, готовится к изданию газета. Имеется Союз Ассирийцев с культурно-просветительным отделом. Ростов и Нахичевань на Дону: работа ведется с 1920 г., но вследствие экономических причин проваливалась. Теперь функционирует школа 1-й ступени с 1924 г. (до 50 детей), ликпункт, драмкружок, сель-хоз. кооператив и бюро газеты "Хояд-Атур". Новочеркасск: функционирует одна школа - 50 детей обучается. Ввиду отсутствия средств школа хромает и может провалиться. Киев: работа велась. В начале 1925 г. провалилась, не оказалось средств, если не ошибаюсь, имеется школа и ликпункт. ... Тифлис: ведется успешная работа. Есть комсомол, пионеры, партработники. Имеется коллектив артистов, имеется типография. Изданы брошюра о Ленине, по истории РКП и др. Политпросветработа ведется в кружках клубов. Ликбез имеется, школы на своем языке не имеется. Средств нет. Культработники имеются.

В общем, вся работа в зачаточном положении и не имеет экономического базиса.

Владимир Тольц: Кстати, об экономическом базисе. Ассирийцам, беженцам, приходилось обустраиваться, адаптироваться к новым реалиям - а ведь это были двадцатые годы, не только тяжелые экономически для самих русских, но и пора революционного энтузиазма и кликушества со всеми его несуразностями. Когда в порядке борьбы с поголовной неграмотностью первым долгом издавали брошюру о Ленине. А еще антирелигиозная борьба... Это при том, что не знавшим русского языка ассирийцам остро требовалось элементарное: возможность заработка, жилье.

Ольга Эдельман: Легче было ассирийцам, осевшим в Грузии, Армении - там климат и природные условия были более-менее привычны, была возможность заниматься знакомым земледелием. То же и на юге России. В Москве и Петербурге они нашли свою нишу, занявшись в первую очередь чисткой и ремонтом обуви. Числились кустарями, имели свой кооператив, сопутствующие производства (обществу ассирийцев принадлежала, например, гуталиновая фабрика в Москве).

Владимир Тольц: Кстати сказать, Оля, - и об этом мне уже более подробно приходилось рассказывать в других передачах - одно из прозвищ Сталина, бытовавших в антисоветски настроенном народе, "гуталинщик", "гуталин" связано именно с внешним сходством вождя с айсорами-холодными сапожниками и чистильщиками обуви (черные усы и внешность южанина).

Из докладной записки представителя ассирийцев Мурад-Хана Ваграма, 1925 год.

Политические моменты

Ассирийцы рабоче-крестьянскую власть считают властью, которая им нужна. Об иге персидских и турецких феодалов они вспоминают с неприкрытой ненавистью, таковое же ненавистное отношение к англичанам, американцам и французам. Таково же отношение к европейцам и ассирийцев, населяющих ныне Моссул и живущих вообще в Месопотамии. Это видно из писем, получаемым нами из означенных мест. Идей коммунистических они боятся, постольку, поскольку таковые касаются их религии. Молодежь стремится к партии. Идеи коммунизма вполне ей приемлемы, но традиции препятствуют приближению к партии. Среди более взрослого населения есть симптомы. Форма семьи и жизни вообще носит характер общинно-родовой.

Экономический момент

Ассирийский народ беден, пролетаризован. Условия жизни наихудшие. Есть тяга к земледелию и садоводству, а также к кустарному производству. Нынешний дневной заработок от черной работы, чистки обуви еле покрывает дневной расход. Перспектив у него нет.

Письмо Союза Ассирийцев в Московское управление налоговой инспекции, 8 декабря 1924

Ввиду того, что большинство ассирийцев, проживающих в Москве, ютится в подвалах без достаточного количества воздуха и света, в тесноте и сырости, затем, благодаря незнанию русского языка, несмотря на наличие специалистов в различных отраслях производства, многим из них приходится заниматься чисткой обуви, что дает возможность вести лишь полуголодных образ жизни, несмотря на вышеизложенное, правления жилтовариществ взимает с них квартирную плату по высшей ставке для кустарей, т.е. по три руб[ля] с кв[адратной] саж[ени] в месяц, что является непосильным для членов н[ашего] Союза, а посему Президиум Всероссийского Союза Ассирийцев просит вас дать распоряжение всем правлениям жилтовариществ о том, чтобы таковые взымали бы квартирную плату с членов н[ашего] Союза, живущих в подвальных помещениях, не более 1 рубля с кв. саж. и по 1,5 рубля с живущих в первом и др[угих] этажах.

Ольга Эдельман: В 1924 году был создан Всероссийский союз ассирийцев "Хаятд-Атур", он существовал до 1937 года. Это была общественная организация. Деятельность союз вел самую разнообразную. Занимался трудоустройством ассирийцев, владел несколькими небольшими предприятиями. Пестовал национальную футбольную команду. Возбуждал всякие ходатайства перед властями. Особая статья - юридическая помощь: если, скажем, не владевшие русским языком ассирийцы попадали в суд, представители союза служили переводчиками. Много занимался союз и культурно-просветительной деятельностью.

Владимир Тольц: Оля, пока мы не перешли к вопросам "ликвидации неграмотности на ассирийском и русском языке среди культурно-отсталых ассирийцев", я хочу спросить нашего гостя, Сергея Георгиевича Осипова, вот о чем. Всероссийский союз ассирийцев просуществовал до 1937 года. В общем-то, по дате понятно, что было дальше. Но интересны детали...

Сергей Осипов: В начале 38 года практически вся верхушка, можно сказать. Все правление этого общества была арестована и поголовно расстреляна. С этого началась вообще вся террористическая эпопея уничтожения вообще всей национальной культуры. То есть были закрыты все ассирийские школы как в Грузии, так и в Армении, так и в южных районах России. Были закрыты церкви, все священнослужители так же были расстреляны. Была закрыта газета "Звезда востока", она издавалась в Тбилиси, но распространялась практически по всему миру. Так что вся национальная культура и вся интеллигенция ассирийская в 38 году была уничтожена.

Ольга Эдельман: По нашим документам видно, что и в двадцатые годы не все было гладко. Вот, например, в один и тот же день, 19 декабря 1924 года, заместитель председателя Союза Ассирийцев подал два заявления начальнику 31 отделения милиции г. Москвы.

1) Президиум Всероссийского Союза Ассирийцев ... сообщает, что гр. Кочоев по заявлению членов Союза, продолжает собирать кучками ассирийцев, ведет среди них антисоюзную агитацию и, пользуясь их темнотой, натравливает и разжигает их против Союза.

Разъясняем, что Кочоев является бывшим чиновником канцелярии наместника Кавказа в Тифлисе Николая Николаевича и секретарем бывшего патриарха, главы и деспота ассирийского народа Муршумуна, а также и организатором добровольческих дружин из темных масс ассирийцев в Персии, в Турции в 1915 и 1916 г. для монархической армии быв[шего] царизма.

У гр. Кочоева и в данный момент имеются документы на перечисленные должности.

Для пресечения в корне всех этих злонамерений, которые предпринимает гр. Кочоев против Союза, целью которого является политическое просвещение и коммунистическое воспитание нашего темного и измученного пролетариата, Союз просит вас арестовать гр. Кочоева и отобрать у него удостоверение Союза в том, что он является пред[седателем] ревизионной комиссии, а также привлечь его к ответственности за его контрреволюционную пропаганду.

2) Прошу вас немедленно выслать одного милиционера для ареста гр. Хошаба Ховшиба, который начал возбуждать ассирийцев против Союза и в присутствии сотрудников Союза ... и присутствующих ассирийцев начал ругать и выражаться площадной бранью, для того, чтобы народ пошел по его примеру и поднялся бы бунт.

Быв. сотрудник Революционного Трибунала гр. Жан Патто сообщает, что Хошаба Ховшиб является очень темной личностью и занимался бандитизмом, что я также прошу принять во внимание, арестовать его и привлечь к ответственности.

Владимир Тольц: Да, в двадцатые годы проблемы решались просто. Заметьте, не государственный орган, просто общественная организация просит милицию немедленно взять и арестовать человека как "темную личность". Но вернемся к ликвидации неграмотности. Кстати, упоминаемые в документах "ликпункты для ассирийцев" - это пункты по ликвидации неграмотности.

Выписка из протокола заседания Президиума Совнацмена Наркомпроса, 30 января 1925 г.

Слушали: о работе среди ассирийцев. Ходатайство об открытии двух школ 1-й ступени.

Постановили: Считать возможным принять одну ассирийскую школу в Москве на государственный бюджет за счет ассигнуемых из Культфонда сумм на усиление культурно-просветительной работы среди татаро-башкир.

Выписка из протокола заседания женкомиссии нацменок при Московском Комитете, 16 декабря 1927 г.

Слушали: Информация о работе среди восточниц. ...

Если сравнить работу западниц и восточниц, то видим громадную разницу. Западницы работу ведут по плану и работа поставлена хорошо. Среди восточниц положение очень печальное. Не только плановая работа, но даже в некоторых нациях она еще не начата. Царит темнота, неграмотность до 99-100%, как например ассирийцы - из 800 женщин лишь 2 грамотных, среди мордовок то же самое. Что касается остальных наций, как-то - татарок, узебечек и др., то имеем 26 организованных кружков. В дальнейшем нам необходимо добиться организации ликпунктов (в особенности для ассириек, мордовок, чувашек, цыганок), на что обратить внимание союзов этих национальностей, куда очень мало внимания ...

Постановили: 1. Предложить Райполитпросветам о необходимости организовать ликпункты среди ассириек, цыганок, мордовок и татарок.

2. Предложить ассирийкам, цыганским союзам о необходимости организации кружков кройки и шитья и выделить женорганизаторов, которые неоднократно требовались со стороны Нацмен МК.

Владимир Тольц: Русский язык этих "ликвидаторов неграмотности" своеобразен и весьма впечатляющ.

Ольга Эдельман: А задачи перед ними стояли неподъемные. Нужны школы, учебники, которых нет, просто книги - все это на ассирийском языке, наконец, люди, которые бы писали, переводили, преподавали. Не говоря уж о материальных ресурсах. В октябре 1925 г. Союз ассирийцев просил московские власти отдать под школу помещение бывшей пивной по 3-му Самотечному переулку. И одновременно - революционный радикализм с порывами решительно все сделать новым, доселе невиданным способом: "почти вся существующая литература и отчасти метод работы являются остатками прошлого, явно устарелого". Например, требовали отказаться от построения букварей по буквослагательному методу, как "недопустимого" и перейти на некий метод целых слов.

Письмо культпросветотдела Союза Ассирийцев, 25 мая 1925 г.

По имеющимся у нас сведениям, Советом Нац. меньшинств при Губоно открывается для ассирийской колонии в Ленинграде школа, причем предполагается устройство таковой по типу медресе. Считая означенный тип школ в корне вредным и недопустимым, Культпросветотдел просит войти в Совнацмен с ходатайством об отмене такового предположения и создании школы по типу советских школ 1-й ступени ...

Председатель правления Общества ассирийцев - председателю Комитета по нацмену Наркомпроса, 24 декабря 1928 г.

Вопрос нового ассирийского алфавита принимает затяжной характер.

Проект профессора Поливанова, после научной проработки в Главнауке, был направлен на утверждение Коллегии Наркомпроса.

Как нам известно, тов. Штейн не считает возможным поставить вопрос об утверждении проекта на коллегии - впредь до получения заключения исполкомов, в районе которых живут ассирийцы, чтобы иметь общественное мнение последних.

Не возражая против принципиально правильного мнения тов. Штейна, мы считаем, что такая постановка вопроса в условиях ассирийской действительности нереальна.

Необходимо учесть, что из ассирийцев, проживающих в СССР, 99% неграмотных, причем подавляющее большинство грамотных состоит из духовенства и в его реакционном отношении к новому алфавиту можно заранее быть уверенным. Таким образом, создание действительного общественного мнения вокруг нового алфавита среди сплошной неграмотной массы является невозможным, и на лишний год может быть и два, задержит нашу культурную работу.

В настоящее время аппаратом Наркомпроса приготовлены учебники, которые необходимо издать на новых основах, так как все ассирийские школы находятся без учебников. Издание этих учебников на старом алфавите вызовет, с одной стороны, лишние расходы, с другой стороны - лишнюю работу школе на год и два этими учебниками.

Считаем необходимым указать, что инициатива нового алфавита не носит индивидуальный характер. Первоначальный проект выдвигался Правлением н[ашего] Общества, вокруг которого объединены основные культурные силы ассирийцев. Этот проект подвергался тщательной проработке со стороны научных сил в течение целого года.

Таким образом, мы считаем, что проект, с точки зрения научной проработки и создания вокруг него общественного мнения, вполне обеспечен.

Просим поставить вопрос перед коллегией Наркомпроса об утверждении проекта, чтобы мы могли сейчас же взяться за культурную работу среди самой отсталой группы населения СССР - ассирийцев.

Владимир Тольц: Я прошу нашего гостя Сергея Осипова пояснить, что там было с алфавитом?

Сергей Осипов: Это была политика советского государства. Вы знаете, что первое десятилетие все народы, входящие в состав Советского Союза, имеющие свою письменность, свой алфавит стали переходить на новый алфавит - на кириллицу. И в Средней Азии, и в Азербайджане, и в том числе ассирийцы стали создавать новый алфавит на основе кириллицы. Слава богу, это не прижилось. Ведь арамейская письменность, которую ассирийцы использовали в течение более трех тысяч лет, сохранилась, несмотря на то, что ассирийцы просуществовали под правлением самых разных народов, самых разных культур. Но все равно ассирийский язык на основе арамейской письменности сохранился по сегодняшний день. И сегодня ассирийцы во всем мире используют именно арамейскую письменность.

Ольга Эдельман: Постепенно наладилось книгоиздание на ассирийском языке. Типографские шрифты купили в Тбилиси. Пока не появилось национальных писателей, стали активно заниматься переводами.

Отзыв

Центральный Ассирийский клуб одобряет пьесу "Норд-Ост", переведенную на ассирийский язык т. Лазаревым Нимрудом Яковлевичем, считает, что пьеса вполне соответствует сегодняшним требованиям. Пьеса прочтена нами и допускается к постановке. То же в отношении пьесы "Расправа".

14 июля 1933 г.

Партиздат ЦК ВКП (б) - Ассирийскому обществу в Москве, 20 сентября 1933

Ставим вас в известность, что на склад Партиздата поступили новые книги на ассирийском языке:

Обращение I Всесоюзного съезда колхозников-ударников.

Что дали крестьянам колхозникам? Письмо колхозников т. Сталину.

Кроме того, у нас имеется нераспроданная литература, которая не потеряла своей политической актуальности и ценности:

Бонч-Бруевич "Покушение на Ленина".

Булле "Жизнь и борьба работниц и крестьянок Китая".

Островский "Магнитострой".

Резолюции XVII конференции ВКП (б).

Сталин "Итоги I пятилетки".

Сталин. "Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства".

Сталин. "О работе в деревне".

Просим вас проинформировать ассирийские организации, связанные с вами, и прислать заказы на эту литературу в нац. бюро Партиздата.

Владимир Тольц: Двадцатые и тридцатые годы были тем, чем они были. Оценки прошлого и эмоции по поводу него могут меняться и варьироваться. Но важно понимать детали и, если угодно, его "эффективность". Сейчас можно констатировать, что история с переселением в СССР ассирийцев - оказалась достаточно успешным и во многом уникальным примером приема, размещения, адаптации беженцев в самые сложные для принимающей страны годы.

XS
SM
MD
LG