Ссылки для упрощенного доступа

<a href="/programs/desc_russia.asp#letters">Ваши письма</a>


[ Радио Свобода: Программы: Россия ]
[04-12-05]

ВедущийАнатолий Стреляный


Автор этого письма пишет из интернет-кафе: "Сижу, попиваю из пластиковой бутылочки свой очень вкусный зелёный чай, заваренный дома перед выходом (добавил в него чуть водочки, граммов пять) и пишу тебе эти строки. Ты никогда не пробовал непосредственно из окружающего воздуха мысленно вдыхать Нежность? Или Радость? Попробуй. Только прежде нужно по Слову Божиему внутренне стать ребёнком, лет семи: то есть самим собой. То же самое попробуй делать, когда пьёшь чай".

Не пробовал я ничего вдыхать, не пробовал. И потреблять не пробовал ничего из того, что советуют заботливые слушатели: ни керосина для профилактики рака, ни собственной мочи (не знаю, для чего - наверное, для того же). А уж если добавлять во что-либо водки, то не пять, конечно, граммов. Вот разница между теми, кто меня поносит, и теми, кто одобряет. От первых ничего, кроме грубостей, не дождёшься, а от вторых приходят полезные советы. Хорошо помню одно письмо из Белоруссии. Автор советовал обнимать вековые деревья в богемских и моравских лесах, заодно и юную спутницу, каждый раз новую, чувствовать себя в её присутствии бизоном, совершать такие телодвижения, будто ломаешь стволы и выдираешь кусты.

На следующий день тот же человек снова пишет. (Я не о том, что из Белоруссии, а о том, что попивал чаёк в интернет-кафе). "Знай, Анатолий Иванович, что у тебя (там-то - даётся полный адрес и телефон) имеется лучший в мире друг, с которым не соскучишься и не пропадёшь. И чай он готовит лучше всех, и кашу - пальчики оближешь! А что касается "поговорить" - потолковать об этой жизни (о Её Высшем Смысле, само собой), то тут ему нет равных в масштабах. Просто ему Сам Бог дал такое сердце с самого рождения. Хотя, конечно, с ним не просто, коль боишься откровенной, сермяжной правды".

Я не боюсь правды - что её бояться? А вот толковать о жизни, особенно - о её "высшем смысле", не то что боюсь, а скучно как-то. Вот о том, как сварить хорошую кашу и запарить чай - другое дело, это интересно, это слушать могу; и как баню правильно построить, и как целебные пары готовить. Это всё мастерство, творчество. А в разговорах о смысле жизни, да ещё о "Высшем Смысле", в них нет творчества.

Автор упомянутого письма очень опасается, что скоро иссякнет источник жизни каждой "языческой" души. Он считает, что люди становятся всё более бесчувственными. "Вспомни, - обращается он ко мне, - какими были простые люди - не только советские, но и международные "совки" - лет десять тому назад, особенно в глубинке, и сравни их с настоящим временем. Разницу чувствуешь? Люди должны срочно включиться в осмысление смысла человеческой жизни. Нужно, чтобы весь народ понял, в чём состоит смысл жизни: не в барышах, а в Братстве. Человечество загнало себя в цейтнот (тупик), а выхода не знает".

Выход этот слушатель видит в том, чтобы обратить всех в свою веру.

Не буду называть этой веры. Не хочу помогать ему в его пропаганде. Этому слову пятьсот лет, означало оно, в общем, то же, что и сейчас, только относилось исключительно к религиозным воззрениям. А люди - что простые, что сложные - за десять лет, по моим наблюдениям, не стали хуже. Могу по-другому сказать: десять лет назад они не были лучше, чем сейчас. И пятьдесят лет назад тоже. Тоже не были ни лучше, ни хуже, чем сейчас. Есть, кстати, кое-что более точное, чем мои личные наблюдения. Есть данные всевозможных исследований, есть даже статистика. Нравы - материя тонкая, но и она в какой-то степени поддаётся измерениям. Супружеские измены, домашние ссоры и драки, уличная и иная преступность, служебные "боевые действия", доносительство, недоносительство и так далее, и тому подобное - это всё составляет предмет науки. Статистика возврата владельцам потерянных и забытых вещей. Могу сказать с точностью до года, когда прочитал первое письмо в газету о том, что раньше люди были проще, мягче, щедрее и что им надо срочно задуматься о смысле жизни. Это было в 1957 году. Тогда я пришёл работать в районную газету "Колхозная правда" в Северном Казахстане. То есть, без малого пятьдесят лет.

Вот и письмо как будто специально к этому разговору: "Уважаемый товарищ Н.Д.Стреляный!" Это автор так острит. Н.Д. - значит, "недостреляный". "Пора уже вам, престарелому крупному специалисту по колхозной нравственности, закончить свою антисоветскую деятельность. Да и кому, кроме вас лично, она теперь нужна? Ведь столь обожаемые вами буржуины уже давно взахлёб пьют нашу кровь". Ну, вот, как признанный специалист по "колхозной нравственности" заявляю, что пятьдесят лет назад она не была не выше и не ниже, чем сегодня.

"Здравствуйте, Анатолий Иванович! Пишет вам ваш давний слушатель из Казахстана. У меня появился, наконец, компьютер, и первое электронное письмо - на "Свободу", вам. Мне кажется, что Россия в десять раз более либеральное государство, чем Казахстан. Интересное время наступило у нас - не думал, что увижу такое. Идет президентская кампания, Победит нынешний президент Назарбаев, поэтому странно, что так усилена пропаганда в его пользу. Перед этим нас "вступали" в пропрезидентские партии. Было, конечно, противно, но никто не хотел терять заработок. Привыкли и к помпезным встречам вождя с народом. Теперь же нам дают на подпись "разрешение на предоставление возможности проведения предвыборной агитации" в отдельно взятой квартире и раздают агитационные плакаты - наклейте, мол, на окна. В нашем городе фасады домов уже наполовину увешаны этими желто-красными плакатами. Попробуй не наклеить! У меня такое ощущение, что ничем хорошим это не кончится. До каких пор уже можно думать за людей, водить их за руку и при этом попрекать социально-политическим инфантилизмом, потребительским отношением к власти, называя это всё наследием "тоталитарного прошлого"! А еcли еще через неделю после выборов взлетят цены на бензин и продукты, тогда мы станем свидетелями революции. Это будет революция не казахов или русских, а всех жителей страны, так что в ходе её возникнет казахстанская политическая нация, как в Украине возникла украинская политическая нация". Автор письма считает, что в этом будет заслуга и нынешней назарбаевской власти, - заслуга без кавычек. Дело в том, что она всё же смогла, как он пишет, "найти такую точку равновесия, когда можно не воспринимать всерьез ни национал-патриотов с их аульной "исконностью", ни либералов на западный манер, ни коммунистов с их просоветскими (то есть, прорусскими) идеями. Это равновесие наши идеологи называют межнациональным согласием, хотя по сути это состояние общества сложилось еще при социализме, только называлось оно тогда пролетарским интернационализмом. С уважением Максим, 26 лет".

Максим хочет, чтобы я что-нибудь сказал о будущей казахстанской революции в свете украинской "оранжевой". Если думать, что всё в жизни к лучшему, можно не беспокоиться, Максим. Но даже если это и так, то лучшее где-то за горизонтом, а худшее даёт себя знать сразу. Мало кто из демократов в Украине ожидал, что вожди революции окажутся такими слабыми работниками. О новом президенте остряки говорят: "Человек ничего не делает, а им почему-то недовольны". Или так: "Человек ничего вам не сделал, а вы им недовольны". Число довольных упало почти наполовину. За полтора десятка лет страна не успела вырастить запасного командного состава, хотя бы равного основному. Чтобы было, как в старых демократиях: одни правят, другие в полной готовности ждут своей очереди. К сожалению, нет ни малейших оснований надеяться, что противники Назарбаева хоть что-то умеют делать лучше, чем противники Кучмы в Украине. Разве что бешбармак. Зато противники Кучмы лучше, чем противники Назарбаева, умеют делать борщ. Вот в чём беда, Максим, и никто в ней не виноват. Командный состав любой нации, любой страны образуется очень медленно. Это - как плодородный слой земли, как почва: на сантиметр прироста требуется столетие. Некоторые считают, что на пространстве бывшего Советского Союза есть только одна страна, где "оранжевая революция" может привести к власти не худших, а лучших по сравнению с теми, кого сметёт. Это Россия. Но и тут есть сомнения. Серьёзные исследователи говорят, что Россия больше всего страдает от нехватки не демократии, а дельных работников. Не хватает умелых жестянщиков, умелых станочников, умелых кровельщиков, умелых чиновников даже для кремлёвских кабинетов. Встретишь дельного человека - плачешь от радости. Это я говорю из личных впечатлений. Но революция не хочет и не может ждать. Революция - как ребёнок в утробе матери-истории. Пришло время - и он должен появиться на свет.

К вопросу о жестянщиках. На радио "Свобода" поступило письмо из пресс-службы КА "Автокадр". Не знаю, что такое "КА", но дело не в этом, а в более чем злободневном содержании. Читаю: "В свете последних событий во Франции, где только отбушевали беспорядки, вызванные межэтническим конфликтом, Автомобильное агентство "Автокадр" решило провести исследование проявлений расизма в автобизнесе. В Москве есть районы, где представители той или иной диаспоры начинают преобладать над коренным населением, более того, есть школы в спальных районах рядом с крупными рынками, где в первых классах практически нет русских детей. Иными словами, в Москве, как в пригородах Парижа, есть районы локального проживания одной национальности. Еще одной причиной погромов во Франции эксперты называли безработицу. При этом нельзя сказать, что нет работы, она есть, но представителям той или иной национальности туда невозможно устроиться. Аналогичная ситуация и в Москве. Мы решили провести исследование. Мы составили резюме вымышленного кандидата на самую востребованную должность в автобизнесе - жестянщика. В одном случае его фамилия была Задорнов, в другом Муртазалиев. Всех официальных дилеров разделили случайным выбором на две группы. В одну группу отправили резюме Задорнова, в другую - Муртазалиева. О полученных результатах сообщим дополнительно. Пресс-служба КА "АВТОКАДР".

К сожалению, эти результаты можно предсказать.

Беру следующее письмо: "Уважаемый Анатолий Иванович! В вашей передаче, которую я только что прослушал, вы признались, что были глупы и невежественны. Вам, по вашим словам, долго не хватало ума и знаний, чтобы понять, что успешный социализм невозможен. Я тоже признаюсь вам, что у меня до сих пор не хватает ума и знаний, чтобы это понять. А вы этот вопрос оставили без объяснений. Поэтому я пока что остаюсь при мнении, что успешный социализм возможен. От вас зависит, сколько времени я ещё буду в этом убеждён. Сергей Кириллов, 24 года, Астрахань".

Если бы вы, Серёжа, знали, как мне надоело говорить о социализме! Так же, наверное, вот-вот надоест говорить только об одном предмете. Это, между прочим, такой же "возвышенный" предмет, если не более "возвышенный". Я говорю о "смысле жизни", вернее, о людях, которые уверены, что его постигли, и спешат приобщить к своей радости весь мир. В сущности, это тот же разговор - о социализме. Тех же щей, да пожиже влей. И те, и другие преследуют одного врага рода человеческого: приобретательство. Так уж им хочется, чтобы все питались святым духом и были равны, как в общественной бане. Но мало ли что надоело или не надоело мне лично. Что пишут, то я и должен читать. С социализмом у меня дело обстояло так, Сергей. Я не понимал, что успешный социализм невозможен по причине, так сказать, бухгалтерии. Это мне было особенно неприятно узнать. Всего-навсего невозможность правильной калькуляции производственных затрат! При таком устройстве вы не можете знать, что почём: что почём не на ярлыке, а в жизни. Поэтому, затевая то или иное производство, вы не можете знать, что получите - прибыль или убыток. В такой стране всё идёт наперекосяк. Страшная бесхозяйственность. Такая страна не выдерживает конкуренции. В семидесятые годы в СССР был один академик-кибернетик, который считал, что природную вычислительную машину под названием "свободный рынок" (а вычисляет она как раз цены) может заменить всеохватная сеть компьютеров. Он умер, так и не поняв, что мечтал о "вечном двигателе". Народный здравый смысл всю эту механику понимал всегда. Есть анекдот, в котором вся премудрость экономической науки и практики. Красный дурачок радуется: социализм, мол, скоро победит во всём мире. Умный человек говорит: но в одной стране - например, в Швейцарии - надо бы всё-таки оставить капитализм. Зачем? - спрашивает красный дурачок. А чтобы знать, что почём, отвечает умный. Когда советского коммуниста, который до сих пор не поменял своих взглядов, приглашаешь вникнуть хотя бы в само понятие "производственная калькуляция", в ответ слышишь православное: "Изыди, Сатана!" Уже поэтому невольно симпатизируешь людям, которые не держатся за свои убеждения, как старая дева - за своё никому не нужное девство.

Несколько минут назад я читал письмо Максима из Казахстана и забыл сказать, на мой взгляд, главное. На мой взгляд, главное, Максим, не президентские выборы в вашей стране, а то, что у вас появился, наконец, компьютер. Это то, что меняет жизнь по-настоящему. Назарбаевские плакаты повисят на окнах - и будут сорваны ветром. Я знаю, что это такое - ветры Казахстана. Пронизывают до костей - и непрерывно. Пока там не жил, не думал, что от ветра можно так уставать. Плакаты ветер унесёт, а ваш компьютер останется, Максим. Мир заметно меняют не "оранжевые" революции, а научно-технические. Их роднит только то, что они являются к нам, никого не спрашивая.

"Путь к демократии государств, отошедших от СССР к Западу, не для нас, - пишет Сергей Леонтьев. - Там народ, находясь в социалистическом раю на тридцать лет меньше, был не такой отсталый. Гранича с демократическими государствами, он видел, насколько там лучше живут, ненавидел советских захватчиков. Это помогло ему встать на путь свободы и свободного труда. Мы же не работаем, а выпрашиваем на жизнь у власти и класса собственников. Да, мы выпрашиваем на жизнь подхалимажем, демонстрациями, голодовками, и угрозу бунта представляем самим своим существованием. Демократия у нас наступит только тогда, когда мы почувствуем себя свободными людьми и начнём думать, как заработать, а не как урвать или получить, когда избавимся от векового заблуждения, что только власть способна дать нам благосостояние".

Дожить до этого господин Леонтьев, естественно, не рассчитывает, но его утешает, по его словам, то, что он успел кое-что понять в этой жизни. Примерно так, как он, некоторые исследователи описывают население стран Латинской Америки. Люди там, мол, представляют угрозу бунта самим своим существованием. Они выходят на улицы, как только власть пытается поставить их на путь труда, а не попрошайничества. Так создаётся заколдованный круг. Не хотят учиться и трудиться, потому что бедны, а бедны - потому что не хотят учиться и трудиться. Но живут, в общем, веселее, чем вечно озабоченные, все как один целеустремлённые люди Северной Америки и Западной Европы. Вечно озабоченные и все как один целеустремлённые - это впечатление, которое они производят на своих гостей из таких стран, как Аргентина или Россия. Сами себе они не кажутся такими уж запрограммированными. Но учёба, хороший заработок, карьера - это у них действительно не на последнем месте.

Следующее письмо на радио "Свобода": "Не умолкают взрывы в нашей стране. Причём, взрывы устраивают наши сограждане, так что идёт, по существу, гражданская война. Виновником войны является существующий режим, который делит людей на хороших и плохих. Для хороших предназначены все блага, а для плохих - гонения, концлагеря и тюрьмы. Диктат Кремля стал беспрекословным, иначе Ходорковский продолжал бы свою деятельность. У нас не допускают деятельности честных принципиальных людей. А для того, чтобы придать всему законный вид, готовится очередной бессовестный шабаш советской номенклатуры, называемый Общественной палатой, в составе которой будут все те, кому живётся весело, вольготно на Руси. Эта палата должна убедить народ в правильности политики президента, взявшего на себя полномочия диктатора, отменившего выборы губернаторов, поэтому теперь следует ждать отмены выборов в Государственную думу и выборов президента. Так и живёт страна то в разрухе из-за президента-алкоголика, то в застое из-за президента-деспота, и никто не собирается давать народу свободу творческой деятельности, а если разрешают что-то делать особо узаконенным номенклатурщикам, то только под диктат полицейско-чиновничьего аппарата. И народу ничего не остаётся, кроме пьянства до потери сознания, причём пьют почти все: от губернатора до уборщика мусора, выпивка стала обязательным явлением нашей жизни, и если не принимать мер, не методом запрета, а улучшением жизни народа, будет непрерывно расти число катастроф, несчастных случаев и аварий в нашей стране, напичканной оружием массового поражения. И если эту опасность не понимает наш президент, то ему это сможет объяснить президент Буш в соответствующей форме, и это будет иметь положительный эффект, поскольку оба президента всегда находят взаимопонимание по основным жизненным вопросам. С уважением, Сергей Васильевич, Нижний Новгород".

В этом письме, как в большинстве таких, правда перемешана с выдумками, натяжками и преувеличениями. Я бы назвал это самодеятельной антипутинской пропагандой. Да, пропагандистская самодеятельность. Человеку хочется разозлить власть, вменить ей всё, в чём она виновата и в чём не виновата. Во многом это продукт несвободы. Несвободе хочется дерзить, несвободу хочется обижать, вешать на неё всех собак. Даже лучшие произведения против "душителей свободы" испокон веков страдают одним природным недостатком. Они поверхностны, они упрощают дело. Они, как ни трудно произнести это слово, не совсем справедливы. Из великих русских людей первым об этом сказал, конечно, Пушкин.

Пишет Александр Петров из Щёлковского района Московской области: "Думалось, что с ликвидацией совдепии исчезнут такие вещи, как "райкомовский активизм", стукачество. Как бы не так! Молодёжь, которая год назад была в молодёжном движении Союза правых сил (нынче там плохо с деньгами), теперь в "Наших". "Наши" - это современная смесь "гитлерюгенда" с комсомолом. Двое сыновей моих знакомых теперь состоят в инструкторах "нашистов", а начинали в молодёжном движении СПС. Карьера! А стукачество, Анатолий Иванович, нынче тоже соответственно в большом ходу и в большом почёте. Только не политическое, а производственное. Раньше, по моим подсчётам, было процентов десять тех, кто доносил начальнику о работниках, отзывавшихся о нём критически. Теперь стучат не меньше сорока процентов. В общем, почва готова. Ждём-с! Новой КПСС плюс ВЛКСМ".

В следующем письме говорится, по существу, об этом же, но с другим настроением: "В настоящее время в России происходят большие изменения. Всё возрастает роль русской православной церкви в России и в бывших республиках СССР. Усиливается централизация власти, повышается роль органов безопасности, милиции, армии. Россия становится всё более похожей на империю, а именно механизм имперской власти является основой существования России как государства, предотвращая её распад. Подавляющее большинство жителей России находится за чертой бедности. На улицах много нищих и бездомных, чего не было даже в печально известные восьмидесятые годы. Но Россия медленно и неуклонно становится сама собой. Даже на российском паспорте уже имперская символика - двуглавый орёл, у нас флаг времён становления Российской империи, только гимн пока остаётся советским. Недавно мне удалось посетить Петропавловскую крепость - место захоронения императора Николая Второго и членов его семьи. Я осмотрел галерею фотопортретов потомков императорского рода Романовых, живущих в настоящее время на Западе. Всё это внушает надежду на возрождение России как Великой Державы. Желаю вам успехов в вашей работе".

Автор этого письма, видимо, думает, что под крыльями двуглавого орла, когда он их опять раскинет по-имперски, нынешние бездомные и нищие заживут припеваючи. Если бы это было возможно, его крылья никогда не опускались бы.

XS
SM
MD
LG