Ссылки для упрощенного доступа

Цена победы. Гитлеровское наследие


[ Радио Свобода: Программы: История и современность: Разница во времени ]
[23-04-05]

Цена победы. Гитлеровское наследие

Автор и ведущийВладимир Тольц

Владимир Тольц: Очередная передача из цикла ЦЕНА ПОБЕДЫ. На сей раз она посвящена гитлеровскому наследию и наследникам.

60 лет назад, 20 апреля 45-го в Берлине весьма скромно и мрачно отмечал свой последний, 56-й день рождения Адольф Гитлер. В этот день Борман записал в своем дневнике:

"День рождения фюрера. Но, к сожалению, нет никакого праздничного настроения". Оно и понятно: с юга на Берлин шли танки Конева. Старавшийся опередить его Жуков отдал распоряжение об обстреле пригородов столицы Рейха с северо-востока. Американцы и англичане бомбили в этот день Берлин с удвоенной силой. Когда во второй половине дня канонада стихла, в саду рейхсканцелярии Гитлер обошел построившихся там тонкошеих пацанов из гитлерюгенда и трясущимися руками понацеплял им железные кресты. Затем, раньше обычного, отправился спать.

Шампанское за его здоровье пили уже без него. На патефоне бесконечно крутили одну-единственную пластинку "Кроваво-красные розы". Пытались танцевать. Иногда истерически хохотали. По радио Геббельс объявил народу: "Гитлер живет в нас, а мы в нем"

Через 10 дней человек, ввергший свою страну и мир в небывалую войну, жертвами которой оказались миллионы людей на всех континентах, ушел из жизни.

Что значит он ныне для его соотечественников и потомков тех, кто весной 45-го добивал гитлеровскую военную машину в боях за Берлин? Об этом сегодняшняя передача.

Я многие годы жил в Германии. В Мюнхене - "колыбели Коричневой национал-социалистической революции",- любимом городе бесноватого фюрера. Меня всегда интересовало, что помнят и думают там о Гитлере потомки тех, чьи толпы истошно кричали "Зиг Хайль!", когда он ехал по Принцрегентенштрассе, дети и внуки женщин, писавших ему истерические письма "Фюрер, я хочу от тебя ребенка!"

Когда двое англичан выпустили путеводитель по гитлеровским местам баварской столицы, я проехался по всем этим "достопримечательностям" (почти все уцелели) и в радиопередаче об этом, перефразируя известный советский стишок, сказал: "Здесь каждый камень Гитлера помнит. Люди постарались забыть". Власти многое для этого сделали. В любимой квартире фюрера поместили штаб-квартиру "синих собак" (так, без особой любви, именовали мюнхенцы женщин-полицейских, наклеивающих штрафные квитанции на неправильно запаркованные автомобили), в Коричневом доме - штаб-квартире Национал-социалистической рабочей партии - Школа искусств, на месте разбомбленного Бюргербройкеллер, откуда начался Пивной путч, Дворец культуры...

Да и "камни" уцелели не все - многочисленные скульптурные изображения фюрера и нацистской символики раздолбали сразу после войны.

Она закончилась без малого 6 десятилетий назад. Но имя Гитлера и символы его партии и правления не забыты. Что помнят, говорят и думают о нем сегодня? Что нового в оценках его личности и деяний в Германии и России? - Про Германию я попросил рассказать своего берлинского коллегу Юрия Векслера.

Юрий Векслер: За последнее время в ФРГ появилось немало новых материалов о Гитлере и 12 годах его правления. С неожиданной стороны увидел этот период известный немецкий историк Гетц Али. В своей книге "Народное государство Гитлера" он утверждает, что любовь народных масс Гитлер и его сподвижники постоянно покупали улучшением материального уровня жизни населения, бесперебойным снабжением продуктами питания до последних дней войны, обеспечивая эту счастливую жизнь постоянным безжалостным военным грабежом и эксплуатацией почти бесплатного труда огромного количества иностранцев, пригнанных в Германию на принудительные работы.

Официальное отношение к Гитлеру как к одному их величайших преступников давно утвердилось в денацифицированном немецком обществе, но в массовом сознании есть еще место для различных деформаций. Долгое время существовавшее табу на образ Гитлера в игровом немецком кино нарушено выходом фильма о последних днях диктатора. Сами немцы испытали шок, а некоторые с ужасом поймали себя на сочувствии к фюреру. Но теперь страсти улеглись. Скоро выходит новый четырехсерийный телефильм "Шпеер и он" о сложном платоническом романе фюрера и его любимого архитектора. В недавних публикациях в прессе появились ранее неизвестные факты о том, например, что Гитлер приказал в 1943 году генералу СС Карлу Фридриху Отто Вольфу организовать похищение и доставку в Германию Папы Пия 12. Вольф, однако, сумел уклониться от выполнения приказа и предупредить Папу об опасности. Появился также материал о том, что кузина Гитлера была в 40 году убита в психбольнице в рамках программы уничтожения нацистами умалишенных.

Владимир Тольц: Ну, это, так сказать, культурная и официальная память. А что думают и говорят о Гитлере сегодня немецкие отморозки - неонацисты, всегда старавшиеся 20 апреля продемонстрировать свою верность фюреру и его идеям?

Юрий Векслер: Хотя сам день рождения Гитлера некоторые неонацистские группы в Германии и используют как повод для проведения молчаливых, как правило, демонстраций, но отношение к фюреру в этой среде далеко неоднозначное. Вот рассказ общественного деятеля, берлинца Хельмута Штерна о встрече и беседе с юными неонацистами. Хельмут Штерн рассказывает по-русски, этот свой первый иностранный язык он выучил в эмиграции в Харбине.

Хельмут Штерн: Например, один говорит: "Евреев нет". "Как нет евреев? Вот я сижу, вот сидит мой зять". "Да нет, вы немцы". "Правильно, но евреи". "Да, нет, это Гитлер выдумал евреев, и когда его не стало, евреев не стало больше. Нет евреев". Другой говорит, они между собой тоже дискутировали, я так и хотел этого, они убеждают друг друга: "Это неправда, евреев столько же, сколько немцев". А я говорю: "А сколько немцев?". "80 миллионов". "И столько же евреев?". "Да, столько же евреев!".- "Ого, это интересно". Я, конечно, старался убедить, что это не так, хотя это не так ужасно, пусть думает, что 80 миллионов евреев. Я при случае говорил, что если бы нацисты не убили, было бы больше, но отнюдь не 80 миллионов. И вдруг один из них говорит: "Гитлер - это вообще-то аршлох".

Юрий Векслер: "Аршлох" - весьма распространенное в Германии оскорбление. "Арш" - означает "задница", а "лох" - "дыра".

Хельмут Штерн: Этого я не ожидал, потому что я думал, что Гитлер для них икона, герой, и вдруг он совершенно открыто, и никто не противоречил, главное. Это для меня новость была. Я был очень рад, конечно. И я им даже сказал: "Здорово, ребята, я не ожидал". Мы думали, что скинхеды, для них Гитлер - это.... "Да, мы националисты, мы германцы, мы немцы".

Потом, когда мы разбирали с дамой, которая нас сопровождала, психолог, она говорит: "Вы не ошибаетесь. Дело с Гитлером совсем не так, как вы думаете, что это положительно". Дело в том, что Гитлер для них теперь козел отпущения. Они считают национал-социализм без Гитлера. Гитлера они отбросили, но национал-социализм должен оставаться.

Владимир Тольц: О современных немецких неонаци берлинскому корреспонденту Свободы Юрию Векслеру рассказывал Хельмут Штерн.

Отношение русских поклонников Гитлера к своему кумиру тоже несколько в последние годы изменилось. (Не исключаю, что они отчасти мимикрировали под влиянием нынешнего юбилея Победы). На мой вопрос, что означает для него лично и, по его мнению, для России фигура покончившего с собой 60 лет назад фюрера немецкого национал-социализма Дмитрий Демушкин, лидер Национал-социалистического движения Славянский союз (сокращенно СС), отвечает:

Дмитрий Демушкин: Гитлер для меня человек, который сформулировал идею национал-социализма. Он мой учитель. Как политика я его никак не оцениваю. Есть такая формулировка - учитель и враг. Враг, если относиться к тому времени, когда была война, но как человек, который показал, что такое национал-социализм, бесспорно является учителем. Его труды входят в труды людей, которых мы считаем, бесспорно, показавшими нам национал-социализм.

Владимир Тольц: Объединительное "мы" в устах современного русского наци Демушкина видимо означает людей идейно и организационно близких к расколотому ныне на несколько частей баркашовскому Русскому Национальному Единству, сыгравшему на российской общественной сцене начала 90-х роль некоего политического пугала. Эксперт по российским политическим и общественным движениям, знаток правого российского национал-экстремизма Владимир Прибыловский рассказывает мне:

Владимир Прибыловский: В середине 90 годов самой крупной нацистской или околонацистской партией было Русское Национальное Единство Баркашова. Она была на пике своего влияния и расцвета, может быть до 10 тысяч человек в нее входило. В 93 году баркашовцы участвовали в обороне Белого дома. Выступили в конфликте на стороне парламента. И участие Баркашова и около сотни баркашовцев было у здания Белого дома, у них было несколько автоматов, было использовано, например, Ельциным и пропагандой ельцинского режима для оправдания расстрела парламента. Помимо Баркашова хороши были и Руцкой, и Хасбулатов. Тем не менее, для многих неочевидно, что в Руцкого и Хасбулатова нужно было стрелять из танков. А вот в страшных баркашовцев - пожалуй. Хотя их роль в этом кризисе была невелика. Вот этот элемент запугивания обывателя, интеллигенции, евреев тем, что если в России не будет твердой власти, сейчас какая у нас твердая власть - твердая власть Путина, поднимут голову фашисты.

Владимир Тольц: Именно этим фашистам и адресована заметка, появившаяся на сайте Демушкина в день рождения Гитлера: "20 апреля. Какой сегодня день знают практически все. Молодое поколение уже не помнит, что случилось 22 апреля, люди среднего возраста не помнят когда там родился Джугашвили. Про день рождение главного учителя национал-социализма не дают забыть те, кому небезразлична судьба нашей нации, нашей расы. Как только не пытаются смешать с грязью этого великого человека безродные слуги пейсатого дьявола".

Владимир Тольц: "Безродные слуги", так напоминающие сталинское "безродные космополиты" - это, конечно же, евреи, главные враги русских учеников Гитлера и главная их страшилка. Кстати, тот же Демушкин был в свое время изгнан из одного неонацистского начинания с формулировкой "еврей-провокатор". Инициатор этого изгнания, издатель русского перевода "Mein Kampf", лидер Русского национально-освободительного движения Александр Аратов в своем высказывании о Гитлере старается соблюсти баланс между преданностью библии национал-социализма и гитлеровским антиславянизмом:

Александр Аратов: Для меня лично Гитлер сегодня - это то же, что и Гитлер 50 лет назад. Это представитель враждебного нам государства, предводитель государства, который развязал войну с моей родиной, и поэтому я его оцениваю со знаком минус. Но как русский националист, человек, который понимает вопросы международного правительства, международной власти, того, что творится сегодня в мире со стороны сионистских олигархов, я понимаю, что Гитлер -великий человек и в первую очередь великий для немцев. Я против того, чтобы мазать Гитлера одной краской - либо белой, либо черной. Гитлер, как ни крути, овладел половиной мира, и из истории его не вычеркнешь. Никто не имеет права нам запрещать изучать то, что Гитлер писал, чтобы понять причины того, что происходит. Меня крайне возмущает то, что у нас запрещают распространять его книгу "Mein Kampf".

Владимир Тольц: А вот своего антисемитизма и антихристианских чувств Аратов не скрывает. В биографии его сказано:

"Русский. Родился 09.06.77 г. (от рождества Жидова)

По вероисповеданию - славянин-родновер (язычник). Славянское имя - ОГНЕВЕД."

Знаете, - говорю я знатоку российского правого экстремизма Владимиру Прибыловскому, - я все-таки до конца не могу понять, как в мозгу русских нацистов сочетаются их декларируемое славянство и гитлеровские, антиславянские идеи?

Владимир Прибыловский: Тут можно сказать, что, разумеется, Гитлер не может быть особо популярен в России как личность именно потому, что он был открытым врагом и русского народа тоже, не только еврейского, цыганского и так далее. И поэтому даже те люди в России, которые придерживаются нацистской идеологии или похожих взглядов, они, как правило, оговаривают, что Гитлер ошибался, как минимум, в том, что он стал воевать с Россией, что это была ошибка, что им вместе со Сталиным нужно было быть против западных сионистских демократий. Это более-менее расхожая идея среди людей. Какие-нибудь совсем оригиналы или отморозки готовы Гитлера оправдывать полностью. Это с одной стороны. С другой стороны, со времен войны прошло много лет, люди, на себе испытавшие ужасы гитлеризма, практически вымерли. Молодежь на самом деле ничего не хочет знать, во всяком случае в массе своей. Так же как она не хочет знать о преступлениях Сталина, так она не хочет знать о преступления Гитлера. Для многих молодых Гитлер, как и Сталин, просто крутые мужики, да - диктаторы, да - убивали. - "Великие люди"...

Владимир Тольц: Частичная историческая амнезия в некоторых группах молодежи, которую бессильна преодолеть казенная пропаганда "славного боевого прошлого", порождает порой индифферентное отношение и к нацистской символике, и к персонажам национал-социалистской истории. Владимир Прибыловский говорит мне:

Владимир Прибыловский: Возникает молодежная субкультура, выражаемая в том числе в музыке, когда поются песни, в которых используется символика, атрибутика Третьего рейха, упоминаются имена деятелей Третьего рейха не в отрицательном контексте. Например, панк-группа "Банда четырех" поет песню "Абсолютный рассвет", где упоминается Гимлер, по крайней мере, не в отрицательном тексте. Автор слов Александр Дугин, как поэт пишет под псевдонимом Александр Штернберг. Эти вещи, когда Гитлер, Гиммер становятся элементами молодежной субкультуры. Иногда в этом даже нет политики, это просто такой эпатаж...

Владимир Тольц: Жутковатый и не бесталанный поэтический пример такого эпатажа, я нашел в Интернете. Называется вполне актуально: ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Вход в метро с готической литерой,
Как мне нравится всё московское!
Я стою на площади Гитлера,
(Это - бывшая Маяковская)

А ко мне, как шарик от дилера
По рулетке весело пущенный
Ты бежишь от площади Шиллера
(Это - бывшая площадь Пушкина)

Мы сначала пойдём обедать,
Там где был "Пекин", в "Лузитанию",
А потом махнём в Парк Победы
(Там, где памятник Мать-Германии)

Мы с тобой не виделись долго
Этот день для тебя - награда,
Для простой девчоночки с Волги,
Из далёкого Гиммлерграда

От вина и любви хмелея,
Мы припомним жаркие ночи
Вспомним Адлер и Шварце Зее
Зотчиштадт (ну, который Сочи)

А потом загрустит красавица:
Слышал новости? Просто мрак!
Почему-то тебе не нравится,
Что на Штаты напал Ирак,

Что в саудовском небе чистом
Самолёты в дома влетают,
Что еврейские террористы
Дискотеки опять взрывают

Объяснить я тебе попробую,
Что история - дело тонкое,
Что сейчас бы этой дорогою
Мог бы русский гулять с девчонкой,

Если бы тогда, в сорок первом
Там, где памятник мы видали,
У танкистов бы сдали нервы,
И они бы Москву не взяли!

Здесь Тверская тогда была бы,
Снег по пояс, следы салазок,
Мужики в зипунах и бабы...
Ты прошепчешь: не надо сказок!

Владимир Тольц: Что ж, действительно: не надо сказок! - Ведь победил все-таки не Гитлер, а мы. А то, что его духовное и политическое наследие живо, к сожалению, не сказка, а мрачная реальность.

Если судить по обзорным материалам правозащитных организаций, активность и угроза группировок, чтящих Гитлера, возрастает. В недавнем докладе Московского бюро по правам человека о скинхедах, считающих себя "солдатами Третьей Мировой войны, ...в которой белая раса победит или погибнет", сообщается, что количество этих часто украшающих себя нацистской символикой отморозков, нападающих на женщин и детей "неправильной" национальности, в России достигло рекордной величины. Авторы доклада утверждают, что "в РФ к настоящему моменту насчитывается около 50 000 бритоголовых (для сравнения - по всему миру, исключая Россию, их число составляет не более 70 000 человек)".

- Что же означают все эти многочисленные тревожные сигналы? - спрашиваю я у эксперта по российским политическим и общественным движениям, знатока правого российского национал-экстремизма Владимира Прибыловского. - О демонстрациях юных неонаци в Москве, Ленинграде и Прибалтике мы читали еще в советские времена. Правда, лишь в самиздате да в иностранных газетах. Теперь об их выходках, куда более серьезных и опасных, кто только не пишет и кто только не читает. Означает ли все это, что угроза неонацизма в России с тех пор заметно возросла?

Владимир Прибыловский: Угроза именно конкретно нацизма, я бы не сказал, что она очень сильно увеличилась. России нацизм как политический режим, как фашистская диктатура в общем-то не угрожает. Но в России существует нацизм как довольно маргинальное, но все-таки заметное явление в политической жизни, в идеологии. Существуют нацистские группы, как правило, небольшие, но достаточно агрессивные. Нацизм как политическая практика с погромами, существует. Она является одним из тех элементов хаоса, существующего в России, криминального хаоса, который в свою очередь может привести к тому, что в России будет диктатура, пусть не нацистская, но такая диктатура того типа, которая существует в многочисленных странах третьего мира, включая и некоторые страны так называемого постсоветского пространства.

Владимир Тольц: Таково мнение эксперта по правому экстремизму в России Владимира Прибыловского. Что ж, это довольно мрачная перспектива для народа, собирающегося отметить 60летие своей победы над гитлеровским национал-социализмом. Но именно этот юбилей меня лично и обнадеживает: все-таки тогда мы их одолели. А ведь даже в апреле 45го, когда Гитлер отмечал свой финальный день рождения, они были куда сильнее, чем их последыши - мои московские собеседники апреля 2005 года, расхваливающие идейное наследство их кумира.

XS
SM
MD
LG