Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Как ТЭФИ отражает телевизионный процесс


[ Радио Свобода: Программы: СМИ ]
[21-11-05]

Как ТЭФИ отражает телевизионный процесс

Ведущая Анна Качкаева

Анна Качкаева: Главная телевизионная интрига минувшего сезона позади, и минувшей недели тоже - вручена национальная премия Академии российского телевидения, вручена в одиннадцатый раз. И сейчас мы напомним вам имена победителей в самых популярных номинациях. Разговор наш, как вы поняли, будет сегодня посвящен ТЭФИ и тому, как ТЭФИ отражает телевизионный процесс. Итак, имена победителей.

Диктор: Информационно-аналитическая программа - "Вести недели" с Сергеем Брилевым (телеканал "Россия");

Информационно-развлекательная программа - "Истории в деталях" (СТС);

Информационная программа - "Сегодня в 22:00" (НТВ);

Ведущий информационной программы - Мария Ситтель ("Вести", "Россия");

Ведущий информационно-аналитической программы - Владимир Познер ("Времена", Первый канал);

Репортер - Вадим Такменев (НТВ);

Интервьюер - Владимир Соловьев ("Воскресный вечер", НТВ);

Журналистское расследование - "Специальный корреспондент", фильм Александра Хабарова "Ловцы душ" ("Россия");

Ток-шоу - "Основной инстинкт" со Светланой Сорокиной (Первый канал);

Развлекательная программа - "Розыгрыш" (Первый канал);

Ведущий развлекательной программы - Андрей Малахов ("Пять вечеров", Первый канал);

Телевизионная игра - "За семью печатями" ("Культура");

Ведущий телевизионной игры - Петр Кулешов ("Своя игра", НТВ);

Музыкальная программа - "Звездный альбом Юрия Башмета" "Джансук Кахидзе из цикла "Вокзал мечты" ("Культура");

Телевизионный художественный фильм, мини-сериал - "Брежнев" (Первый канал);

Телевизионный сериал - "Штрафбат" ("Россия");

Исполнитель мужской роли в телесериале - Сергей Шакуров ("Брежнев", Первый канал);

Исполнительница женской роли в телесериале - Анастасия Заворотнюк ("Моя прекрасная няня", СТС);

Специальный приз телеакадемии - Канал "Культура";

Премия за вклад в развитие отечественного телевидения - Ирена Лесневская и Лев Николаев.

Анна Качкаева: Вот они победители. А теперь к теме. Насколько премия ТЭФИ отражает телевизионный процесс? Может ли академия влиять на этот процесс? Что изменила новая поименная система голосования, сделала ли она академиков свободнее и ответственнее? И почему академики так часто голосуют за программы канала "Культура", а рейтинги собирает другое телевидение? Как преодолеть этот разрыв?

Обо всем этом сегодняшний наш разговор, и со мной обозреватель газеты "Коммерсант" Арина Бородина. Арина сегодня, как и все наши коллеги, написала об этом событии. Естественно, сейчас о своих впечатлениях расскажет. Здесь же со мной и мои молодые коллеги, пока еще студенты: сотрудник "Вестей" Федор Иваница, который болел за своих старших коллег и смотрел премию ТЭФИ по телевидению, и Анастасия Денисова, она работает в телекомпании НТВ.

А я хочу напомнить вам, как это все было.

Звук: Джингл открытия телевизионной церемонии ТЭФИ.

Анна Качкаева: Мерцающая синева экранов, электронное перемигивание плазменных панелей, белизна подсвеченной сцены, минимализм во всем: слов минимум, действия никакого. Одинаково статные красавицы выносят бронзовые статуэтки, статисты-ведущие, как на плацу, выкрикивают академиков дюжинами, академики чинно рассаживаются, сосредоточенно жмут на кнопки. Все прилично, без нервов, без полутонов и полунамеков. На экране торжество красивой, монтажно безупречно и стерильной картинки. Одновременно нарядной и удивительно плоской. Без швов, сбоев и эмоций. Вполне символично: за "Журналистское расследование" голосовали в одном блоке с развлекательными программами - блестящий фасад современного телевидения.

Звук: Музыкальное оформление процедуры голосования и голос ведущего трансляции: "Голосование началось"

Анна Качкаева: Технологичное дело - голосование - превратилось в главное действие церемонии, но так и не стало интригующим зрелищем. Впервые в истории академии голосование было открытым и поименным. Но фамилии проголосовавших, которые выводились на экран, разглядеть по телевизору было практически невозможно. Не говоря уже о том, что большую часть определявших судьбу ТЭФИ телезрители просто не знают. А представлять академиков почему-то никому в голову не пришло. Телезрители очень озаботились одним пустующим креслом в момент голосования за блок развлечений, недоумевая, кто же не вышел и кто же в результате голосовал? А все просто: за кадром остался Яков Лондон, член академии из Новосибирска, который передвигается на коляске. Его то ли из ложно понятой деликатности, то ли по недальновидности так и не показали. Хотя именно такой фрагмент мог бы добавить глянцевому собранию немножечко теплоты.

Звук трансляции церемонии

Анна Качкаева: Жесткая с морально-этической точки зрения затея поименного голосования , кажется все-таки удалась, во всяком случае, в зале, в отличие от телеверсии, напряженно следили за фамилиями, которые возникали на трех экранах с названиями программ-финалистов. Главная интрига, разумеется, наступала, когда две или три программы получали одинаковое количество голосов. Это случилось трижды, когда вручались премии в категории "Профессии", и тогда окончательный выбор приходилось делать президенту академии Владимиру Познеру. Но страна этого не видела, в тринадцати номинациях, отнесенных к категории "Лица" такого драматического момента не случилось. Дневника первого дня церемонии зрителям не показали, кстати, может быть, и поэтому церемония на экране выглядела такой пресной и куцей.

Звук трансляции церемонии и голос ведущего "Голосование окончено"

Анна Качкаева: Идею разделить ТЭФИ на вручение премий в категориях "Профессии" и "Лица" предложил Александр Любимов, а идею поименного голосования - Константин Эрнст. Кстати, лицо Константина Эрнста, то удовлетворенное, то проникновенное, чаще, чем многие другие лица, мелькало в телевизионной версии церемонии. Одиннадцатая ТЭФИ - очередной триумф Первого канала - 14 наград - злые языки уже окрестили "перечнем достижений Эрнста". Но дело не только и не столько в Эрнсте. Другой телевизионный руководитель, цинично-правдивый Владимир Кулистиков на церемонию не явился, но зато оставил свое понимание современного телевидения в праздничном буклете. Звучит оно так: "Телевидение - это реальность, данная зрителям в ощущениях теле начальников". Церемония, по сути, была триумфом утвержденного ими порядка. Поскольку никаких содержательных речей с анекдотами, цитатами, фрондирующими намеками не звучало, то в памяти остались только здравицы в адрес мудрых "генеральных". Если судить по голосованию академиков, то получается, что самыми свободными, позволявшими себе отдать голос за конкурента или друга, как раз и были в основном руководители каналов. Ну и еще "городошники" Стоянов с Олейниковым, в меру шутившие над остервенело веселящимся "ящиком", который делают академики и который так любят массы. Но, за который, брезгуя, никогда не дают ТЭФИ.

Звуковой фрагмент песенки про телевидение

Анна Качкаева: Ну, и последнее, такой благостной, такой тихой церемонии действительно не было никогда. Как будто между юбилейной - десятой, когда вручали награды за скопом закрытые программы - , и нынешней - одиннадцатой - прошел не год, а десятилетие. Может, в прошлое, а может, в будущее. Это было ТЭФИ времен телевизионного безвременья.

Вот такая картинка. Очень субъективная, моя. Сейчас я спрошу, как коллеги отнеслись к церемонии.

И предлагаю нашим радиослушателям также ответить на вопрос: кому бы вы дали ТЭФИ?

Федор, что вам показалось интересным, кажется ли вам все правильным в том, как голосовали академики? Согласились ли вы с ними?

Федор Иваница: Честно говоря, я не знаю, насколько я могу судить объективно.

Анна Качкаева: Вы же - зритель. Они для вас работают, а вы будете потом работать и уже работаете для зрителей.

Федор Иваница: Как зрителю мне показалось, что это действительно была ТЭФИ "эпохи телевизионного безвременья", потому что, честно говоря, смотреть было откровенно смешновато. Во-первых, прежде всего из-за короткого объема. Мне не понравилось во многом, голосование как проходило. Как-то все это быстро. И я во многом не согласен с выбором академиков.

Анна Качкаева: Ну, а с чем именно? Потому что ТЭФИ - это всегда отражение телевизионного процесса.

Федор Иваница: Мне, прежде всего, не понятно, существуют какие-то общефедеральные программы. Я просто считаю, что некорректно ставить такие программы в один ряд, как, например, информационную программу "Сегодня", "Вести-Москва" и еще какую-то программу региональную, которую никто не может вспомнить. Естественно, за нее никто не проголосует. То есть выбор очевиден, что эту программу отметут сразу.

Анна Качкаева: Но это дело ведь ответственности академиков, смотрят они программы или нет.

Федор Иваница: Но это не только выбор академиков, ТЭФИ смотрят и телезрители всей России, им интересно делать объективный выбор. А здесь получается, что выигрывают не те, которые по качеству опережают другие, а наиболее рейтинговые передачи. Я считаю, что это не совсем правильно.

Анна Качкаева: То есть вы считаете, что все-таки "фактор культуры" - это верно. На церемонии вышел один из награждавших и сказал: "Дело в том, что вы награждаете не то телевидение, которое смотрит страна".

Федор Иваница: Да, я с этим согласен. И в силу этого мне было не совсем интересно смотреть, потому что заранее можно было предопределить, какой выбор сделают академики.

Анна Качкаева: Во всяком случае, вы согласны с тем, что "Вести недели" выиграли правильно?

Федор Иваница: Абсолютно. Я был уверен, что Сергей Брилев станет и лучшим ведущим информационно-аналитической программы, но в силу субъективных для меня причин: И потом мне не совсем понятно, Владимир Познер является президентом академии - и не совсем корректно давать ему эту награду.

Арина Бородина: В пятый раз.

Федор Иваница: Это мое личное мнение. И мне, честно говоря, было скучно смотреть, как он выходил и как скучно благодарил.

Анна Качкаева: На самом деле, там чуть-чуть вырезали его "почти слезу", потому что он с комом в горле получал эту статуэтку.

Анастасия, вы согласны с выбором академиков?

Анастасия Денисова: Я не согласна изначально с набором номинантов в каждой категории, потому что вещи совершенно не сопоставимые. Как какие-то мэтры эфира сражаются с совершенно новой передачей и с региональным представителем. Мне кажется, что уже на этом этапе было неинтересно, потому что, очевидно, что или победит какой-то молодой птенец, либо снова дадут награду мэтру, который давно заслужил и соответственно должен получить. Поэтому интереснее всего было смотреть, конечно, номинации в категории "Информация", потому что это основа телевидения, как я считаю. И то, что победила "Сегодня в 22:00" или "Страна и мир" - это, конечно, очень приятно. Работая на НТВ, я могу это сказать. А с другой стороны, не понятно, почему могла победить Мария Ситтель? Потому что опять же здесь вопрос категорий.

Анна Качкаева: Федя, почему могла победить Мария Ситтель?

Федор Иваница: У меня обратный вопрос: а почему она не могла победить?

Анастасия Денисова: Потому что здесь сражались диктор, пишущий журналист, который раньше вел аналитическую программу, и Норкин, которого в России даже не видят, хотя RTVI я очень уважаю, но не видела ни разу.

Федор Иваница: То есть вы считаете, что Мария является диктором?

Анастасия Денисова: Ну, у меня такое мнение.

Федор Иваница: Дело в том, что я немного знаю Марию Ситтель. Могу сказать точно, что она ни в коей мере не является диктором, зная, как она правит подводки, практически все их пишет сама. Я не могу с вами согласиться.

Анна Качкаева: Вот, Арина, мы с вами наблюдаем, как два молодых птенца, которые начали работать на телевидении, горой стоят за собственные компании. А вам не кажется, мои дорогие друзья, что это странно, что, может быть, можно посмотреть на конкурентов другими глазами? Может быть, они - конкуренты - не так уж и плохи?

Анастасия Денисова: Я очень уважаю Сергея Брилева. Я считаю, он делает замечательную аналитическую программу с той точки зрения, что он прекрасно держится в кадре. Это очень умный, мыслящий человек. Другое дело - его идеологическая позиция.

Анна Качкаева: Да уж, особенно за неделю до вручения ТЭФИ Сергей Брилев сказал замечательную по своей исторической полноте фразу о том, что "в России островок стабильности и спокойствия", когда как раз маршировали нацисты по улицам Москвы. Арина, давайте вы подведете свой итог гораздо более продвинутого зрителя и наблюдателя за этим процессом.

Арина Бородина: Я, конечно, во многом согласна с оценкой вашей субъективной, Анна, которую мы слышали в начале эфира. Она отчасти совпадает с тем, что я писала в сегодняшней своей заметке в газете. Но я сразу хочу сказать, что, например, Федор немного сам себе противоречил, не слыша себя, что академики делают выбор не в пользу качества, а в пользу рейтинга. При этом я хочу сказать, что как раз рейтинговые программы, если мы говорим о рейтингах, как раз не были представлены в номинациях, в том числе в развлекательном эфире. И это, на мой взгляд, отрадно, потому что, согласно ВЦИОМу, самая популярная у нас программа - это "Кривое зеркало". И согласно "Гэллап медиа", измерителю действующему, "Аншлаг", "Новые русские бабки" и прочие юмористические концерты - они очень рейтинговые. Но, слава Богу, они даже не попали в число финалистов развлекательных программ. Это как раз отрадно.

Я скажу то, что на самом деле меня задевает больше всего. И сейчас опять задело. Я сегодня утром, выходя к вам, прочитала несколько заметок, в том числе и "Московский комсомолец". Опять сквозит это явное пренебрежение к коллегам из регионов. И это слышалось у очень многих уважаемых людей, которые просто не знают регионального телевидения. Давайте вынесем за скобки, вы смотрели телетрансляцию, как зритель, но академия - это все-таки профессиональное сообщество, которая, как это должно быть в идеале, оценивает профессию, мастерство своих коллег. Премия в общем национальная, пока ее никто не называл московской. Действительно, бывали ситуации, когда слабые программы или довольно средние из регионов попадали тем или иным путем в тройки финалистов. Но в этом году, например, программа "Час пик" вышла - она известна профессионалам, вообще телекомпания "ТВ2" - одна из сильнейших в России, у нее более чем десятилетний опыт существования на рынке. А что касается номинации "Интервьюер", это единственное, о чем я сегодня не писала, и, наверное, не писала сознательно. Дело в том, что Юлия Мучник и Евгений Енин - это действительно два профессионала высокого класса. Более того, у Юли, по-моему, есть ТЭФИ, если я не ошибаюсь:

Анна Качкаева: Да.

Арина Бородина: :только как у ведущей информационно-аналитической программы "Час пик - суббота". И она является членом Академии российского телевидения. У меня просто глубокое убеждение, что в этой номинации академики голосовали, во многом ориентируясь на то, что они действительно лучше знают Владимира Соловьева. Я, кстати, ни в коем случае не умаляю его профессиональные достоинства и , считаю как раз его очень неплохим интервьюером из всех его многочисленны ипостасей в телеэфире и на радио. Но, в данном случае, мне кажется, это голосование было не совсем справедливым. Это то, что меня на самом деле возмутило, потому что когда я читаю или слышу о том, что это программы, которых никто не видел и никто не знает, это довольно таки оскорбительно, на мой взгляд, для тех людей, которые собственно были представлены.

А что касается какого-то краткого общего впечатления, чтобы не занимать долго эфир, я скажу, что мне как раз система открытого голосования была симпатична. Я согласна, что во второй день интриги было мало, ее практически не было, это такое было очень корпоративное мероприятие, которое, наверное, вообще не нужно было показывать по телевидению. Это профессиональная премия закрытая - пришли, проголосовали, выбрали, наградили и ушли.

А вот в первый день мы с вами, Анна, наблюдали, в общем, это было очень занятно действительно попытаться рассмотреть, как кто из академиков голосовал. Я соглашусь с вами, что, конечно, наиболее свободны в своем выборе были начальники наши телевизионные. Но в принципе, были и рядовые сотрудники телевидения, которые голосовали весьма оригинально:

Анна Качкаева: :и которым , за это, вроде как, уже не поздоровилось.

Арина Бородина: А некоторые, напротив, не стеснялись своего выбора. Вообще, я считаю, что личный выбор, личная ответственность - это всегда лучше, чем анонимное голосование. Хотя мнения на этот счет расходятся. Я говорю о своем впечатлении первом, оно самое верное.

Анна Качкаева: Я знаю, что часть академиков, посчитав такое голосование для себя унизительным и выражением некоторого недоверия по отношению к их профессионализму, отказались вообще участвовать в голосовании. Мне интересно, вы, Федор и Анастасия, как относитесь к поименному голосованию? Вам оно кажется демократичной процедурой?

Анастасия Денисова: Наверное, это правильно. Конечно, это рождает некий конфликт, потому что те, за кого не проголосовали, потом запишут себе список фамилий, и будут разбираться, почему. То есть видна объективная картина, кто собственно решил судьбу ТЭФИ, можно проследить, почему, на каких основаниях, у кого какие отношения между собой. Но, с другой стороны, это опять получается очень корпоративный вопрос. Потому что большинство фамилий, мне кажется, широкой публике неизвестны.

Анна Качкаева: Вот это и есть проблема трансляции.

Арина Бородина: Мы же говорили про профессиональную премию. Широкая публика смотрит телетрансляцию, может быть, ее не надо показывать.

Анна Качкаева: Либо не надо показывать, либо точно рассказывать, кто они такие, успевать с помощью титров указывать , или их объявлять.

Арина Бородина: Нет, их объявляли, но рассказывать биографию ста человек в эфире очень сложно.

Анна Качкаева: Виктор из Санкт-Петербурга: "Премии вручены, но телевидение как было серым и бестолковым, так и осталось. Складывается впечатление, что телеакадемики играют друг с другом в бирюльки, и кукушка хвалит петуха. Смотреть нечего и некого. Какая жизнь - такое и телевидение".

"Какие выборы в зале - смешно! - пишет госпожа Орлова, - Все выбрано и подсчитано задолго до церемонии. Попробуйте разубедить слушателей". Это займет очень много времени. Уверяю вас, не выбрано и не подсчитано, но доказывать сейчас это не имеет смысла. "Когда Соловьев получил ТЭФИ, выпила половину пузырька валокордина, собралась пить вторую, но обошлось. Поздравляю Сорокину, Лесневскую, канал "Культура" и других. Кумир моей семьи - Вяземский и "Что? Где? Когда?", - пишет нам Марина. Вяземский тоже, кстати, получал ТЭФИ. Светлана Сорокина не пришла на церемонию, так же, как и не пришел на нее Владимир Соловьев. "Как во времена "перестройки" и позже, журналюги писали на костях и издевались над Брежневым и его Политбюро за то, что они вешали себе ордена и геройские звезды. Но как только самим позволили, тут же начали украшать свои ничтожества всякими ТЭФИ", - пишет нам Александр.

"Роскошно - Ситтель, замечательно - Пушков, "Культура" с Феликсом Разумовским - где он? Почему он ничего не получил?", - спрашивает Роман.

Арина Бородина: В финал вышел.

Анна Качкаева: В финал вышел и был в тройке, это совершенно точно.

"Я не знаю, кому можно давать эту премию. По-видимому, достойных людей и программы немного. Но то, что ее не нужно было давать Андрею Малахову, в этом я точно уверен. Именно эта программа показывает деградацию нашего общества и телевидения", - пишет нам Владимир.

"Что же вы Познера не пригласили? Он бы вам не дал болтать, что попало", - пишет нам Саша. Пригласили. У Владимира Владимировича, к сожалению, неприятные обстоятельства, и он за час до эфира позвонил, извинился, что не смог до нас доехать. Я думаю, что поговорить с ним возможность у нас еще будет.

"В стране и на телевидении война поколений. Четыре поколения никак не могут ужиться на телевидении", - пишет нам Людмила Петровна.

"Страстные поклонники ТЭФИ! Вы же делаете телевизор ненавистным, скоро их станут выбрасывать и перестанут покупать".

Арина, вы хотели прокомментировать?

Арина Бородина: Я хотела как раз сказать по поводу Владимира Познера. Скорее, наверное, ответить Федору по поводу того, что некорректно президенту академии получать ТЭФИ, это его пятая статуэтка. Я считаю, что это один из важных вопрос среди огромной череды вопросов, которые возникают после каждой ТЭФИ, и будут возникать дальше, если будет премия существовать. С одной стороны, наверное, в этом есть какая-то логика. Но тогда ТЭФИ должны не получать не только президент академии, но и все другие члены академии, а их более ста человек. С другой стороны, я считаю, что если человек силен или программа сильна, ее совершенно спокойно можно выдвигать каждый год. В этом смысле я считаю примером абсолютным - это программа "Пока все дома" и ее ведущий Тимур Кизяков. Если программа на протяжении почти 13 лет является, на мой взгляд, суперпрофессиональной программой в своем жанре, а ведущий просто, я считаю, не стоит на месте, делает замечательно свое дело, то он достоин каждый год выдвигаться на ТЭФИ. Почему нет? В этом смысле и Владимир Познер - в общем, действительно, очень профессиональный ведущий и интервьюер, и программа в общем неплохая. Другой вопрос, что когда на сцене Владимир Познер поблагодарил Константина Эрнста и говорил, что, возможно, он даже сокращает ему жизнь, это было очень пафосно и патетично. У меня это вызвало некоторую саркастическую улыбку, потому что мы знаем, что очень во многих моментах программа господина Познера, к сожалению, очень беззубая, с точки зрения актуальности действительно реальным событиям. Это такой компромисс ведущего и канала, он этого не скрывает, собственно, сам Познер. И иногда предпочитает об этом не говорить.

Анна Качкаева: Просто не ясно, почему он - подчеркивающий свое не служение на канале - вдруг решил так свою благодарность выразить.

Арина Бородина: Для меня это тоже было загадкой. И вчерашний пример эфир программы "Времена", когда Владимир Познер сказал, что, конечно, самым главным событием недели была инфляция, для меня это лишний раз подчеркнуло. Все программы говорили об операции "преемник", так или иначе о кадровых назначениях последних Путина, а инфляция в стране у нас, как известно, длится уже много лет.

Анна Качкаева: Правда, они вчера в основном о ЖКХ говорили.

Арина Бородина: Начали с инфляции, а потом ЖКХ. Но это тоже не самое главное событие недели. Но, тем не менее, мне кажется, что ничего страшного в том, что он пятый или шестой раз получил ТЭФИ, нет.

Анна Качкаева: Действительно, ничего страшного нет. Профессионал - всегда профессионал. Просто у меня всегда вопрос к академикам. От того, что в прошлом году программу выдвинули в рамках конкретного жанра или выдвинули ведущего как интервьюера, а в следующем году - как аналитика, в третьем году - как ток-шоу, чем же он занят, и что за программу вы делаете. Хочется сказать, ребята, может, вы определитесь с жанром?

Арина Бородина: Несовершенство номинаций. Много раз помню, когда "Женский взгляд" выдвигали в публицистику, "Дог-шоу" - в детские программы. Ну, это безумие.

Анна Качкаева: Эта проблема все-таки малочисленности академиков и все-таки очень небольшого количества номинаций.

Анастасия Денисова: Может быть, наше телевидение еще не готово к тому, чтобы у него была своя премия, чтобы его оценивали?

Арина Бородина: Может быть.

Анастасия Денисова: Потому что у нас есть десять человек и десять программ. И из года в год они просто появляются в разных номинациях, в разных наборах, но, по сути, это одни и те же люди. Как вы говорите, "Пока все дома" - отличная программа, но действительно, она уже 13 лет, и вот эти тонкости профессиональные, как она подросла за минувший год, зритель не чувствует.

Арина Бородина: Ну, как это не чувствует? Он голосует тем, что он смотрит эту программу каждое воскресенье.

Анастасия Денисова: Да, но:

Арина Бородина: Если мы говорим о зрителях. Если мы говорим о профессионалах, разбираться в том, как меняется программа - это их профессия, их ремесло. Вы же разбираетесь, как меняется информационное вещание за год на НТВ?

Анастасия Денисова: Безусловно.

Арина Бородина: И как работа редакторов, корреспондентов улучшается?

Анастасия Денисова: Конечно.

Арина Бородина: Но почему же они не видят, как Тимур Кизяков, например, меняется?

Анастасия Денисова: Мне кажется, это вопрос настолько поверхностный, несерьезный.

Арина Бородина: Когда программа НТВ "Сегодня" получала 7 лет подряд статуэтку ТЭФИ, это ни у кого не вызывало вопросов. Когда репортеры НТВ, до сих пор я считаю, это одна из самых важных традиций негласных, получают статуэтку ТЭФИ в номинации "Репортер" - это тоже ни у кого не вызывает вопросов.

Анна Качкаева: Вопросы возникают там, когда есть ощущение какой-то, может быть, не совсем бесспорности. Это было видно на церемонии, когда аплодировали Такменеву, безусловному победителю. Было ощущение зала, было количество проголосовавших, так же как с Настей Заворотнюк в "Моей прекрасной няне". И есть небезусловное решение, это ощущается всегда. Правда, это очень тонкая грань. А мне просто интересно. Федя и Настя, за кого бы вы проголосовали, помимо ваших каналов? Или так - просто за кого бы вы проголосовали в основных номинациях?

Арина Бородина: Вот в новостях, Федор?

Федор Иваница: Видимо, у вас сложилось такое впечатление, что я если я работаю в "Вестях", то я, естественно, буду поддерживать своих. Отнюдь. Я считаю и уверен в том, что на данный момент информационная программа "Сегодня" значительно опережает все другие программы, и я полностью был согласен с академиками. Именно "Сегодня в 22 часа", потому что эту программу мне всегда гораздо интереснее смотреть, чем 20-часовые "Вести". Я думаю, что мало у кого возникнет сомнение.

Арина Бородина: А вот в "Репортерах", как вам кажется, кто сильнее?

Федор Иваница: Я все-таки считаю, что выбор академиков правильный, я поддерживаю их выбор.

Анна Качкаева: То есть вы согласны, что Такменев действительно в этой компании был самым достойным?

Федор Иваница: Да.

Анна Качкаева: А вы, Настя?

Анастасия Денисова: К сожалению, мне кажется, что сейчас единственная категория, где НТВ может рассчитывать на награды, - это только информация и репортеры. Поэтому дело уже не в моей субъективности, которая, безусловно, есть, но действительно "Сегодня" и Такменев - лучшие.

Анна Качкаева: Вот Маргарита Платоновна нас, кстати, спрашивает: "Объясните, пожалуйста, как отбирались программы в финальные тройки? Почему программа НТВ "Сегодня в 22" представлена одним Пивоваровым, хотя программу ведут двое?" Объясняю. Финалистов отбирали гораздо раньше, и они утверждаются общим собранием академии после того, как академики работают в секциях и выдвигают лучших в каждой из категорий программ. А вот почему был представлен один Пивоваров - это действительно вопрос. Потому что ведут программу двое, и уж логично было бы тогда заявлять и его партнершу. Не говоря уже о том, что к Пивоварову у меня вообще морально-этический вопрос. Я рассчитывала, что господин Пивоваров, молодой и очень обещающий и очень похожий на Леонида Геннадьевича Парфенова человек, не забудет со сцены поблагодарить своего учителя и создателя этой программы, по сути дела, который, кстати, голосовал и за него, и за эту программу.

Арина Бородина: Я вам больше того хочу сказать. Когда Алексей Пивоваров, получая ТЭФИ, сказал, что я хочу поблагодарить свою партнершу Асет Вацуеву и Антона Хрекова, без которого бы эта программа не состоялась, я уже открыла глаза и подумала: сейчас через запятую он бы должен сказать не без Антона Хрекова, а без Леонида Парфенова, который придумал этот формат. Более того, Парфенов сидит в первом ряду и нажимает, как вы сказали, кнопку. Но почему-то Алексей Пивоваров этого не сделал, хотя, на мой взгляд:

Анна Качкаева: Может быть, растерялся.

Федор Иваница: Может быть, разволновался.

Арина Бородина: Говорят, что после ТЭФИ, когда они отмечали традиционно победу, Леонид приехал на этот банкет небольшой, здравицы в его адрес звучали. Почему же они не прозвучали со сцены?

Анна Качкаева: Тем более, когда Леонид шел к креслу голосовать, вы, наверное, заметили, овация в зале тоже была по-прежнему овацией, хотя он уже не на экране. А его коллеги, безусловно, признают за ним право считаться одним из определяющих моду на современном телевидении.

Давайте послушаем наших уважаемых дозвонившихся. Вадим, вы в эфире.

Слушатель: Я бы хотел сказать, премия ТЭФИ - это, безусловно, одна из главных премий нашего российского телевидения, и здесь ничего не попишешь. Но мне кажется, как было ранее, закрытое голосование, мне кажется, нужно было оставить все на том же уровне.

Анна Качкаева: Понятно. А кому бы вы дали ТЭФИ?

Слушатель: Я даже не знаю. Я телевизор смотрю редко, программы не все знаю, о которых говорилось.

Анна Качкаева: Ну, а которые вы любите?

Слушатель: Дал бы программе "Сегодня в 22".

Анна Качкаева: Вы с этим согласны?

Слушатель: Да.

Анна Качкаева: Владимир Иванович из Москвы.

Слушатель: Приятно слышать, что есть у нас такая премия ТЭФИ. Как любая премия в области какой-то деятельности это хорошее дело, она повышает некий профессиональный уровень. Лично я отдал бы эту премию Соловьеву по причине его умения быть близким к народу. Приемлемая программа, приемлемая дикция, приемлемая постановка вопроса, не залеты в возвышенности.

Анна Качкаева: Мы поняли вас. И Владимир Соловьев получил премию ТЭФИ как раз в номинации "Интервьюер", хотя, наверное, вы бы предпочли ему дать за какую-то другую программу, за постановку вопросов - это, надо полагать "К барьеру!".

Евгений из Ельца, вы в эфире.

Слушатель: Мне хочется сказать очень коротко. Меня просто изумляют эти так называемые академики и телевизионные начальники. Дело в том, что эти премии - все надуманно и схоластично. Напоминает это лет 20 назад, когда Политбюро сами себе ордена вешали.

Анна Качкаева: Ну, а вы бы кому-нибудь дали премию?

Слушатель: Я бы выделил, и с очень большим отрывом, Соловьева и программу "Сегодня в 22".

Анна Качкаева: Видите, вы совершенно солидарны с академиками. Обе эти программы ТЭФИ получили.

Николай из Курска, здравствуйте.

Слушатель: Я бы дал бы Максимовской, и хотел бы обратить внимание, насколько порядков была неинтересна, пресна церемония этого года выдачи премий. И то, что не пришла наша Сорокина и Соловьев. В прошлом году это был какой-то: Была и интрига, чувствовалась борьба, и протестное голосование было. Мы помним, как награждали Ольгу Романову с "Ren-TV" и многое другое. Я хотел бы сказать, что у нас появились новые каналы. Я думаю, что будущее за ними, за "Звездой", за Православным "Спасом". Я хотел бы обратить внимание, что новой звездой телевизионной становится министр обороны. Как он здорово выступает! Вручая премии артистам армейским, он говорил: "Вы столько летаете по стране, если бы наши летчики столько летали. Вы так хорошо кушаете, если бы наши летчики так хорошо кушали".

Анна Качкаева: То есть может быть, нам министру обороны программу предложить на телевидении?

Слушатель: Да, он ведет лучше многих ведущих.

Арина Бородина: "Жизнь прекрасна-2"

Анна Качкаева: И министры.

Арина Бородина: "Вечер с Ивановым"

(Смех в студии)

Анна Качкаева: Да, да, "Вечер с Ивановым субботний". Слушайте, надо предложить, хорошая идея.

Михаил из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Мы очень с женой любим программы юмористические, почему-то их не отметили: "Кривое зеркало", "Пока все дома" - хорошая передача. Пушкова любим, Соловьева.

Анна Качкаева: Понятно, Михаил. Тут вот наши молодые коллеги просто откинулись в креслах. Что же, возражайте, это и ваши зрители. Вот любят такие программы, что вы можете этому противопоставить? К разговору о том, как преодолеть этот самый разрыв, потому что голосуем очень часто за канал "Культура" и за программы, которые идут после ноля часов, а делаем-то другое телевидение.

Анастасия Денисова: Опять же получается разрыв между премией и тем, что смотрят, потому что безумные рейтинги - это "Кривое зеркало", это Петросян, Степаненко и компания. Наверное, кому-то это нравится, наверное, стоит уважать.

Анна Качкаева: Кому-то: Миллионам нравится!

Федор Иваница: В данном случае, мне кажется, лучше такая редкая ситуация, когда все-таки рейтинг не показатель того, что эту передачу нужно так или иначе награждать. Я считаю, что должна выходить на первый план все-таки воспитательная функция телевидения.

Анна Качкаева: Да, но понимаете, какой ужас - разрыв-то какой! Академики голосуют за воспитательную функцию, получается, за лучшее, за хорошее.

Анастасия Денисова: А зрители - за развлечение.

Анна Качкаева: Нет, это не самое страшное. Голосуя за доброе и разумное, они для зрителей делают другое телевидение.

Арина Бородина: То есть, они хотят быть такими белыми по итогам премии. У нас "Культура" всегда очень позитивна. Мне нравится у нас один уважаемый академик, далеко не последний человек на телевидении говорит: "Для женщин, пожалуйста, есть канал "Культура". Для интеллигенции тоже есть канал "Культура". Для мужчин есть канал "Спорт". А для зрителей, для широкой массы есть "Аншлаг" и "Кривое зеркало" на канале "Россия".

Анна Качкаева: Это точно. Юрий из Санкт-Петербурга, здравствуйте.

Слушатель: По-моему, нашему главному академику дали премию совершенно заслуженно. Рядом с ним близко никого поставить нельзя. То, что он академик, - он не виноват. А Соловьеву я бы не дал, хотя бы за элементарную словесную бескультурность. А журналистов в России давно уже нет, ни одного честного молодого журналиста в России нет и быть не может. Хотя бы одни репортажи из Чечни послушайте.

Анна Качкаева: Егор Трофимович из Москвы, вы в эфире.

Слушатель: Я считаю, что вопреки некоторым критическим замечаниям в адрес Ситтель, ей премию дали заслуженно и справедливо. Она прекрасно держится в эфире, она не просто диктор, а уже приближается к ведущей.

(Смех в студии)

Анастасия Денисова: Как вы определили?

Слушатель: Кроме того, она очень красивая.

Арина Бородина: Это правда.

Слушатель: Ей прямо приятно в рот смотреть, какие у нее губы красивые, восхитительные.

Арина Бородина: Вот видите.

Анастасия Денисова: Ее же нужно слушать все-таки, а не смотреть.

Федор Иваница: Это необязательно.

Анна Качкаева: В этом случае, видимо, необязательно.

Арина Бородина: Телевидение все-таки - это еще и картинка.

Анна Качкаева: Подтвердили нам.

Арина Бородина: Кстати сказать, мне очень было интересно, что Евгений Киселев не стал голосовать за своих бывших коллег по НТВ, ни за Андрея Норкина, ни за Алексея Пивоварова, а голосовал за Марию Ситтель, хотя вроде бы она на государственном канале.

Анна Качкаева: Ну, женщина же.

Арина Бородина: Сказал, очень красивая женщина. Я думаю, там другие были факторы, но подчеркнул, что очень красивая женщина.

Анна Качкаева: Еще я прочту мнения наших слушателей. Архипов из Москвы пишет, что "Момент истины", безусловно, не сравним по значимости с "Временами" Познера. Ну, об этом всегда можно спорить. "Виктору Ерофееву можно было бы дать ТЭФИ. Он каждый раз собирает у себя в "Апокрифе" много интересных людей, поднимает злободневные темы. Вы не можете добраться до него и спросить, как это ему удается?" Господин Ерофеев, отвечаю господину Доброму, в эфире Радио Свобода трудится, так что мне неудобно задавать ему этот вопрос. "За одну фразу Брилева о стабильности в России надо было бы гнать его с телевидения, а заодно и академиков, которые дают приз после всего этого", - пишет нам Александр. "Дала бы ТЭФИ Серебрякову и Степанову за "Штрафбат", - Татьяна Алексеевна. "Штрафбат" получил ТЭФИ, правда, Серебряков не получил ее.

Арина Бородина: Но это конкурс.

Анна Качкаева: Да, это конкурс, ничего не поделаешь. Шакуров стал победителем в номинации "Лучшая мужская роль".

"Я бы дала ТЭФИ сериалу "Есенин", его авторам и исполнителям".

Арина Бородина: Это уже в следующем сезоне.

Анна Качкаева: "А то, что делает на конкурсе ТЭФИ академия своеобразный междусобойчик, а вы все продолжаете в своем эфире", - упрекает нас Раиса Марковна.

Сейчас закончим наш междусобойчик и дадим возможность послушать, на мой взгляд, самый лучший номер этой церемонии - песню "городошников" Олейникова и Стоянова про нынешнее состояние телевидения. В заключение, очень короткое резюме.

Как, по-вашему, после того о чем мы поговорили, то, что мы увидели, и то, что мы слышали в связи с решениями академии, церемония как праздник телевизионный для зрителей выживет?

Федор Иваница: Если она будет меняться. В таком виде, в каком она предстает сейчас, у нее нет будущего, на мой взгляд. Она будет все скучнее и скучнее.

Анастасия Денисова: Сейчас это не праздник. Это просто сухое распределение ролей, абсолютно не интересное зрителям. Нужно менять или телевидение, или премию.

Арина Бородина: Мне кажется, что это все-таки праздник не для телезрителей, а для профессионалов. Для профессионалов, я думаю, что это праздником и престижной премией останется, а для зрителей просто, возможно, стоит отказаться от телеверсии.

XS
SM
MD
LG