Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Накануне вывода: Израиль и поселенцы. Владимир Путин как герой народного эпоса. Банный день - где в пути помыться, мировой опыт. Кто же все-таки был прообразом человека?


[ Радио Свобода: Программы: Время и Мир ]
[12-08-05]

Накануне вывода: Израиль и поселенцы. Владимир Путин как герой народного эпоса. Банный день - где в пути помыться, мировой опыт. Кто же все-таки был прообразом человека?

ВедущаяИрина Лагунина

Ирина Лагунина: Израиль готовится выводить поселения из сектора Газа и части Западного берега реки Иордан. Это более 8,5 тысяч человек, которым предстоит навсегда бросить свои дома и начать новую жизнь где-то совсем в другом месте. Комментаторы говорят, что главная угроза планам премьер-министра страны Шарона разъединить Израиль и Палестину сейчас - быть может, впервые - внутри израильского общества, а не палестинского. Каждый день в стране проходят демонстрации, а к молитве в Иерусалиме 100 тысяч сторонников поселений присоединились даже ортодоксальные евреи, которые раньше стояли в стороне от этих вопросов.

О настроениях в израильском обществе - наш корреспондент Ровшан Гусейнов.

Ровшан Гусейнов: Парадокс состоит в том, что отступление с палестинских территорий инициировал нынешний премьер министр Израиля Ариэль Шарон, которого в свое время называли "крестным отцом еврейских поселений". Еще 10 лет назад Шарон благодарил поселенцев Гуш Катифа за их решение поселиться в секторе Газа, жить и охранять буферную зону между Египтом и Израилем.

Ариэль Шарон: Есть ли альтернатива блоку Катифа для отделения Синая от Израиля?! Хочу сказать что, решив поселиться здесь, вы внесли свой вклад в дело будущего государства Израиль, вклад как политический, так и с точки зрения безопасности.

Ровшан Гусейнов: Теперешний поворот на 180 градусов переварить могут, конечно, не все. Израильский обыватель нынешнего поколения достаточно далек от идей сионизма и от поселенческого движения в частности. Как показывают опросы общественного мнения, около 60 процентов израильского населения неясно представляет себе, где находится Гуш Катиф, основной поселенческий анклав в Газе. Сами поселенцы, естественно, чувствуют происходящее, что называется на своей шкуре.

Житель Кфар Дарома: Мы всегда слышали ласковые слова ободрения, и сегодня я не знаю, как понимать происходящее, как понять ту резкую перемену между Шароном вчерашним и сегодняшним.

Ровшан Гусейнов: Говорит один из жителей Кфар Дарома, лет десять тому назад побывавший на встрече с Шароном, когда тот демонстрировал поддержку и заботу правительства поселенцам.

Без сомнения, часть населения, и не только поселенцы, воспринимают происходящее очень остро. Недавно 19 летний житель Ришон ле Циона, города - сателлита Тель-Авива, Идан Натан Зада расстрелял пассажиров арабов в автобусе 165 в городке Шфарам на севере страны. По словам его друзей, у Идана произошел сдвиг в сознании. Психика не смогла справиться с тем, что евреи депортируют евреев в стране, где поколениям внушалось, что дело сионизма - дело правое.

Президент Израиля Моше Катцав в своем обращении к народу призвал израильтян не поддаваться настроениям и оставаться сплоченными.

Моше Катцав: Наша борьба за существование все еще продолжается. Есть еще мусульманские страны и организации, которые желают гибели Израиля. "Израилененавистники" надеются на раскол в наших рядах. Но мы должны знать, что у нас одна судьба. Что бы ни произошло, даже после ран размежевания мы должны быть вместе. Мы должны оставаться сплоченными даже в дни разлада.

Ровшан Гусейнов: Говорит Ури Дан, журналист и сторонник Шарона.

Урин Дан: Да, он отец поселенцам, абсолютно верно. Но таково бремя государственного деятеля, ответственного за заботу о будущем еврейского государства.

Ровшан Гусейнов: По словам Дана, Шарон вынужден идти на уступки во имя окончательного мирного урегулирования конфликта с палестинцами. Несмотря на все эти реалии, поселенцы в Газе тяжело воспринимают свой вынужденный отъезд.

Житель Газы: Мы оставляем здесь воспоминания всей жизни. Здесь родились и выросли наши дети. Мы оставляем много из того, что нельзя забрать с собой.

Ровшан Гусейнов: Один из поселенцев Газы обратился к главе палестинской автономии Махмуду Аббасу, с призывом жить в мире с израильтянами после отступления Израиля с территорий.

Житель Газы: Мы отдаем эти места, драгоценные для нас, и взамен я прошу у Абу Мазена мира. Если будет мир - значит, мы не зря отдаем эту землю. Если же мира не будет, мы можем вернуться и силой удержать эту землю.

Ирина Лагунина: Мы беседуем с Гершоном Баскиным, директором израильско-палестинского информационно-исследовательского центра.

Что вы считаете наибольшей угрозой нынешнему этапу вывода израильских поселений из Газы и с Западного берега реки Иордан?

Гершон Баскин: Угрозы две: одна - с израильской стороны, другая - с палестинской. С израильской стороны есть один момент, который сейчас даже невозможно оценить и предсказать, - степень сопротивления, которое окажут поселенцы армии и полиции. Невозможно пока сказать и то, пойдут ли поселенцы на столкновения с полицией и армией. Также неизвестно, сколько израильтян проникли на эти территории, которые сейчас считаются закрытой военной зоной. По моим оценкам, большинство поселенцев все-таки покинут территории без сопротивления. На самом деле, кто-то уже упаковал вещи и ушел. Но все равно при этом останутся некоторые районы, где выселению будет оказан отпор, и тогда армии придется вмешаться и физически вывезти этих людей. И именно там могут произойти столкновения.

Ирина Лагунина: Как вы считаете, правительство смогло компенсировать ущерб, нанесенный поселенцам?

Гершон Баскин: Правительство выплачивает компенсацию всем семьям, которые вынуждены покинуть Газу и Западный берег, - и за утрату собственности, и за утрату бизнеса, который у них там был. Ни один из домов, которые сейчас покидают поселенцы, не будет передан палестинцам. Израильская и палестинская стороны договорились, что Израиль начнет, а палестинские власти окончат разрушение этих домов. Все, что можно утилизировать, - блоки стен, двери, окна, кафель - все это будет утилизировано. Идея состоит в том, что палестинские строительные компании ни в коем случае не должны использовать ничего из бывших израильских домов. Израиль обязался заплатить за весь процесс уничтожения этой собственности. Так что все, что нельзя использовать, будет просто выброшено на свалку.

Ирина Лагунина: Как скажется на израильском обществе и процессе вывода поселений тот факт, что к поселенцам присоединились сейчас ортодоксальные евреи и организации, которые раньше держались от политических вопросов в стороне?

Гершон Баскин: Это будет иметь серьезные последствия и окажет глубокое воздействие на израильское общество. Это заметно уже сейчас, особенно после того, как протестующие вместе с поселенцами избрали для себя цвет украинской революции - оранжевый - как цвет сопротивления. Этот цвет хорошо заметен на улицах израильских городов, и особенно в таком религиозном центре, как Иерусалим. Подавляющее большинство жителей Иерусалима украсили машины и дома оранжевыми лентами. Этот цвет повсюду, и из-за этого возникает ощущение, что страна разделилась. Мне на электронную почту на этой неделе пришла реклама наклеек на бамперы - два флага: один в белых и голубых цветах, другой в белом и оранжевом цвете и надпись на иврите: "Израиль - два государства для двух народов". И речь не идет об израильтянах и палестинцах, нет, речь идет о двух израильских народах.

Ирина Лагунина: Израильский кабинет министров практически все время нестабилен. Сейчас нынешнее размежевание общества приведет к серьезным последствиям для правящего кабинета?

Баньямин Нетаньяху уже подал в отставку в знак протеста против вывода поселений, и Ариэль Шарон, по прогнозам, потеряет большинство в партии "Ликуд". По опросам телевизионное Канала 10, если бы в партии "Ликуд" сегодня проводились выборы кандидата, Нетаньху отдали предпочтение более 42 процентов, Шарону - чуть менее 30. Газета "Хаарец" дает цифры - 35 за Нетаньяху, 29 за Шарона. Узи Ландау, глава фракции противников вывода поселений, по тому же опросу набрал более 17 процентов.

Гершон Баскин: Конечно, перемены будут. Все говорят о грядущих выборах, и, похоже, что вскоре после вывода это правительство все-таки падет. На израильской политической сцене возникнут после этого совершенно новые союзы и фракции. Но самое главное, что люди боятся, - и это тоже показывают опросы общественного мнения - что палестинское государство не будет успешным, что Газа станет источником насилия и агрессии и что израильской армии придется туда возвращаться. Словом, израильтяне не питают особых надежд. И это неправильно. Потому что была проделана серьезная работа, палестинцы вместе с американским генералом Уордом разработали неплохие планы поддержания безопасности в этом регионе, эти планы были предоставлены израильской стороне для совместной работы. Но посмотрим, что из этого выйдет.

Ирина Лагунина: Гершон Баскин, директор израильско-палестинского информационно-исследовательского центра в Иерусалиме.

Еще один звонок в Иерусалим. Директор Палестинского академического общества исследования международных проблем Махди Абдул Хади.

Махди Абдул Хади: Проблема состоит в том, как люди смогут преодолеть этот раздел. Сейчас общественное мнение разошлось по полюсам - и в том, как решать проблемы сегодняшнего дня, и в том, каким должно быть будущее. Палестинцев волнуют не только вопросы безопасности, но и человеческих ценностей, их национального самоопределения, их культуры, их наследия. Именно поэтому нам надо сейчас объединиться в единый народ и приветствовать этот первый шаг на пути вывода Израиля и возвращения к границам 1967 года.

Ирина Лагунина: А для тех палестинцев, которые остаются в границах Израиля, что означает этот первый шаг в политике разъединения?

Махди Абдул Хади: Еще один серьезный вопрос - это вопрос о гражданстве и национальном самосознании внутри государства Израиль. Сейчас ведется общественная дискуссия о том, стоит ли говорить об исключительно еврейском государстве и иудаизме как культурной, религиозной и государственной черте народа. Или все-таки государство принадлежит его гражданам - будь то арабы или евреи, палестинцы или израильтяне, - и этим государством в первую очередь управляет закон. По нашим подсчетам, внутри Израиля сейчас 20-22 процента палестинцев, и они хотят иметь гражданство этого государства и быть частью этого государства. Но сами израильтяне должны решить, хотят ли они делить землю в будущем или они захотят говорить об исключительности еврейской нации с точки зрения земли и главенства закона.

Ирина Лагунина: Махди Абдул Хади, директор палестинского академического общества исследования международных проблем.

В понедельник поселенцы получат уведомления о выселении. На сборы дается два дня. В среду оставшихся будут выселять насильственно. В районе сконцентрировано 55 тысяч военнослужащих и полицейских.

В последнее время политологами как в России, так и на Западе немало сказано и написано о рейтинге российского президента. Одни утверждают, что он (рейтинг) стабильно высок, другие - что он по весне упал, третьи - что Путина надо избрать и на третий, и на четвертый срок, поскольку он сопоставим лишь с Петром Первым, и его любит народ: Как ни странно, но при этом никто не обратил внимания на то, что российский президент уже ко второму своему сроку вышел на совершенно новую ступень популярности, которую традиционные замеры рейтингов не учитывают: Владимир Владимирович Путин стал постоянным героем российских анекдотов. Впрочем, один из первых появился в 2000 году, когда Запад задавал сакраментальный вопрос: "Кто вы, господин Путин?" Журналист спрашивает Владимира Путина: "Господин президент, скажите, пожалуйста, ну, все-таки как будет?" - "А КаГэБыло", - отвечает российский президент:

О Путине как герое анекдотов - мой коллега Владимир Тольц.

Владимир Тольц: Наряду со школьными учебниками, а теперь еще и кино, телевидением и Интернетом, именно они - анекдоты - создают и фиксируют в массовом сознании эпическую картину национального прошлого и настоящего. Герои этого эпоса могут иметь как реальных прототипов, так и мнимых - персонажей, пришедших в национальный исторический миф из литературы или кинематографа. Примеры тому хотя бы анекдотический Чапаев в компании своего "Санчо Пансы" Петьки - продолжение киношедевра братьев Васильевых, и вообще никогда не существовавший Штирлиц.

Признаюсь, я рад, что эти мои любительские представления об анекдотах как форме современного героического эпоса во многом разделяет исследователь этой стихии, автор диссертации, значительная часть которой посвящена анекдотическому Штирлицу, кандидат филологических наук Александра Архипова. В последнее время Александра Сергеевна наблюдает сближение в анекдотическом фольклоре образа Штирлица с куда более молодым Владимиром Путиным. На чем основано это сближение?

Александра Архипова: С одной стороны, конечно, просто Штирлиц достаточно популярен в нашей культуре, и продолжает быть популярным любимый киногерой. А биография Путина настолько необычна с точки зрения становления им президентом, что, несомненно, тот факт, что он работал в органах, сближает его со Штирлицем. И недаром существует очень много анекдотов, посвященных визиту Путина в Германию. Он приезжает на встречу в Германию и опаздывает на встречу. Его спрашивают о причинах опоздания, а он говорит: "Извините, три часа кружил по городу, от "наружки" избавлялся". Это, собственно говоря, просто напрямую цитата из фильма "Семнадцать мгновений весны", где Штирлиц в одной из серий перед встречей с Борманом три часа кружит по городу, избавляясь от возможной "наружки", - так говорит Копелян. То есть в тексте анекдота убрано одно слово - "возможной".

Кроме этого, Штирлиц работает в окружении врагов и общается на верхушке Рейха. Поведение Путина рассчитано на то, что вокруг одни враги, и он с ними борется - террористы, олигархи и прочие. И в этом смысле Путин и Штирлиц, конечно, сближаются.

Владимир Тольц: Как говаривал закадрово-загробным голосом в "Семнадцати мгновениях весны" Ефим Копелян: "Информация к размышлению:"

Визит Путина в Германию. С утра за ним в резиденцию заезжает Шредер. Заходит в апартаменты и видит странную картину: Путин стоит, засунув голову в холодильник, и прижимает к груди горячий утюг. Затем подходит к умывальнику и тщательно моет руки. Шредер - в изумлении.

Путин:

- А-а-а, не обращайте внимания, герр канцлер. Это старая привычка - осталась от прежней службы.

Владимир Тольц: Ну, ясно. Путин, как и Штирлиц, здесь, в "своей" Германии, прежде всего чекист и верен чекистской максиме Дзержинского: холодная голова - горячее сердце - чистые руки. Однако для того, чтобы стать героем исторического эпоса, этого недостаточно. Мало ли чекистов и шпионов? Но в русском анекдотическом мифе истории из них стабильным героем был и остается лишь один - Штирлиц. Конечно, Путин теперь дважды президент. А в советской истории не было ни одного правителя, кто не стал бы персонажем анекдотов. Даже скоропостижный Константин Устинович Черненко туда попал, а вот героем не стал. Да и забылся уже. А Путин, надо отдать ему должное, стал анекдотическим героем еще до того, как оказался "всенародно избранным". Фольклор подчеркивает случайность и якобы эфемерность этого успеха.

Всего лишь одна буква может изменить судьбу человека. Вот Владимир Владимирович Пукин никогда не стал бы президентом.

Владимир Тольц: Но и здесь мы не находим прямой ответ на наш вопрос - почему Путин стал героем анекдотов. Правда, в одном из них все же содержится попытка найти решение.

Ещё одна причина, по которой Путин - наш президент. В его личности соединились два любимых персонажа анекдотов - Штирлиц и Вовочка.

Владимир Тольц: Это верно - соединились. Но важно понять - и это исследование до сих пор не проведено! - как? Для начала стоит проследить, как в анекдотах о Путине трансформируется роднящая его со Штирлицем шпионско-чекистская тема. Поначалу все как говорит

Александра Архипова: оба разведчики, оба во вражеском окружении. Но постепенно для анекдотического Путина этим вражеским окружением оказывается родная страна, в которой "новый Штирлиц" начинает "решать вопросы" специфическими чекистски-репрессивными методами.

- Вы говорите о нарушениях прав человека! Чьих прав? Имена, явки, фамилии...

Президент Путин приступил к вербовке нового правительства.

Западный журналист спрашивает у Путина:

- Вы следите за созданием гражданского общества?

Путин:

- Я уже больше десяти лет ни за кем не слежу!!!

- Вы слышали, Путин приказал правительству остановить инфляцию!

- Не совсем так. Он распорядился ее задержать. И посадить.

Владимир Тольц: Ну, и, наконец, третья, несколько неожиданная для меня трансформация: анекдотический образ Путина начинает причудливо соединяться с другим давним героем фольклорного исторического эпоса - с товарищем Сталиным.

Спит Владимир Владимирович, и снится ему Иосиф Виссарионович. Спрашивает Путина Сталин:

- Могу я тебе как-нибудь помочь, а?

- Почему у нас все плохо, экономика разваливается и тому подобное?.. Что мне делать?

Сталин, не задумываясь, отвечает:

- Расстрелять все правительство и покрасить стены Кремля в голубой цвет.

- Нo почему именно в голубой?

- Я так и предполагал, что дискуссия будет только по второму вопросу!

Владимир Тольц: Впрочем, все, о чем я говорю, наблюдения довольно дилетантские. Да и примеры, возможно, случайные: А каково ваше просвещенное мнение? - обращаюсь я к исследовательнице анекдотов, фольклористу Александре Архиповой.

Александра Архипова: Просвещенного мнения тут быть не может, я, на самом деле, такой же носитель традиций, как вы и наши слушатели. Но, конечно, есть анекдоты, где просто Сталин замещается на Путина, и это, на самом деле, не очень интересно. Интересны анекдоты, где такая связь прослеживается косвенным образом. Например, есть очень много анекдотов про Путина, где обыгрывается игра слов: посадить, например, дерево, посадить в прямом смысле, и в переносном - арестовать. Например:

"Сегодня в Москве прошел традиционный весенний субботник. Владимир Владимирович Путин собственноручно посадил: несколько редакторов независимых газет и журналов".

Понятно, что такие анекдоты и подобные им в сознании российского человека напрямую связаны, например, с "делом ЮКОСа" и так далее. Но интересно не это. Интересно то, что довольно легко доказать документально, что этот анекдот появился до всяких дел, связанных с ЮКОСом, непосредственно сразу после становления Путина президентом, еще во время его первого президентского срока. Видимо, это способствовало, с одной стороны, то, что программа Путина с самого начала была достаточно жесткой, но с другой стороны, видимо, тут сыграл роль тот самый образ кэгэбэшника и чекиста, и анекдот предсказал то, что потом случилось на самом деле. И что потом отразилось в анекдоте из серии:

"Сегодня в России прошел субботник. Путин посадил сосну.

- А что, Сосна тоже работал в ЮКОСе?"

Или, например:

"Если Путин пойдет на третий президентский срок, то все тележурналисты будут работать на двух каналах: одни - на Первом, другие - на Беломоробалтийском".

Вот эта вот отсылка про тех, кто будет работать на Беломоробалтийском канале, - это прямая отсылка к старым политическим анекдотам. Сейчас уже такая реалия, как строительство Беломоробалтийского канала, в принципе, не существует. Но, тем не менее, анекдоты к этому отсылают. Вспомните анекдоты про Сталина, Брежнева и сейчас переделенная анекдот про Путина, когда спрашивают, соответственно, например, Сталина:

"- Вы любите анекдоты о себе?

- Да, я даже их собираю.

- И сколько вы набрали?

- Два с половиной лагеря".

Владимир Тольц: Ну, и реальный исторический персонаж Сталин, и его двойник в анекдотическом мифе истории сейчас - тени минувшего.

Александр Архипова: Знаете, как говорит наука фольклористика, как показывают подсчеты, актуальным остается примерно от 10 до 20 процентов от общего количества цикла анекдотов. Вот примерно 15 процентов от нынешнего количества сюжетов о Путине будет актуально лет через 20, 10 - лет через 30.

Владимир Тольц: "Так проходит мирская слава!" Небыстро проходит. Политические карьеры, особенно если они ограничены конституционными рамками, завершаются скорее:

Ирина Лагунина: С фольклористом Александрой Архиповой беседовал мой коллега Владимир Тольц.

Современная цивилизация превратила обыкновенный душ - в культовый предмет. В области потребления развилось целое направление всевозможных предметов для душа, а в кинематографе душевая часто предстает как место, где происходят всякие ужасы. Но душ - это всего лишь "сокращенная версия" старой доброй бани.

Банный день - над темой работал Владимир Ведрашко.

Владимир Ведрашко: Для шукшинского героя Алеши Бесконвойного банным днем всегда была суббота. Он парился по пять часов, с перекуром, конечно: "Это какой же организм надо было иметь!" - восклицал автор рассказа.

О некоторых достоинствах русской банной культуры - через несколько минут в репортаже из Екатеринбурга. А начнем с Америки.

Аллан Давыдов: В Соединенных Штатах нет понятия "банный день" как такового. Культ чистого тела для американцев - вещь самоочевидная, обыденная, даже в экстремальных условиях. Скажем, на улицах американских городов иногда встречаются бездомные - мужчина или дама, толкающие перед собой тележку с нехитрым скарбом. В сумерки встает вопрос: где переночевать? Можно на газоне или на скамейке, а можно - и в приюте какой-нибудь благотворительной организации, скажем, "Армии спасения". Там не только бескорыстно накормят, но и уложат спать на отдельную, застеленную бельем кровать, но с условием - сначала принять горячий душ. Об этом сразу предупреждает вывеска у входа в ночлежку.

Где же истоки философии этого чистого тела в Америке? В первую очередь на ум приходит всесильный американский общий знаменатель - нацеленность каждого на личный успех. Находишься ты среди коллег, друзей или попутчиков, запах, который от тебя исходит или не исходит, - это часть твоего имиджа и в конечном счете - твоего общественного статуса. Чего от тебя ждать, дружище, если тебе лень лишний раз встать под душ? Обдавая окружающих запахом немытого тела, ты, пускай и бесконтактным способом, фактически вторгаешься в личное пространство каждого из них. Тебе не перестанут улыбаться, но найдут любой предлог, чтобы минимизировать или исключить контакты.

Такова американская философия бытовой гигиены. А инструментом ее практического претворения является все тот же душ. Например, душ массажный, тонизирующий, расслабляющий: Минимум одна душевая кабина есть в любой американской квартире, две-три - в доме на одну семью. Как правило, есть и ванна - обычная, в длину человеческого тела, либо иных геометрических конфигураций. В последние десятилетия популярны квартирные ванны-джакузи с гидромассажем тела. Бытовое водопользование в Америке платное, но не столь дорогое, как газ или бензин. И народ не экономит ни на элементарной помывке, ни на часовой медитации в ванне с ароматизированной пеной.

Американцы много путешествуют. Довелось поездить по стране и моей семье. Практически во всех отелях ванна, душ и все аксессуары к ним являются фирменной изюминкой, позволяющей отбивать клиентуру у конкурентов. Но и даже в самых дешевых мотелях я всегда отмечал стерильную белизну ванны и душевой в своем номере, наличие нераспечатанного набора мыла и шампуней, а также девственную свежесть полотенец в наборе от трех до пяти на каждого постояльца. Помимо мотелей, на крупных американских автострадах через каждые 10-15 миль обустроены съезды к кратковременным зонам отдыха автомобилистов. В джентльменский набор таких зон - помимо бензоколонки, кофе, еды, туалетов, телевизора, журналов, сувениров - входят и душевые кабинки. Похожие придорожные зоны отдыха созданы особняком для профессиональных водителей дальних перевозок.

Самого понятия бани не существует в традиции англосаксов, которые составляют большинство населения Соединенных Штатов. Есть вкрапления этнических разновидностей бани, таких как турецкая, корейская, японская. Американцы осторожно, но с искренним интересом осваивают эту экзотику. В последние десятилетия очень популярны финские сауны, они продаются в разборном виде и вполне доступны среднему американцу.

Что же касается русской бани, знаю я пару небедных россиян, срубивших баньку на придомовом участке в штате Виржиния. А в Нью-Йорке с его высоким процентом выходцев из России на коммерческой основе успешно работают целых шесть русских бань. В том числе и копия Сандуновских. Поеду в Нью-Йорк - зайду в Нью-Сандуны:

Владимир Ведрашко: Лето - пора велосипедных путешествий. После нескольких десятков километров на двух колесах по Европе очень хочется оказаться под упругим водяным душем. Мой коллега Андрей Шарый - делится впечатлениями.

Андрей Шарый: Ну, прежде всего, Владимир, надо сказать, что Центральная и Западная Европа - это страны, в достаточной степени приспособленные для любых путешествий, в том числе и на велосипеде, поэтому проблем там с этим не возникает. Один раз в Люксембурге я попал под сильный дождь, и мне нужно было немедленно принять душ. Я сделал это на бензоколонке. Это вот душ без всяких излишеств, все очень чисто. В основном на бензоколонках, конечно, такого рода услугами пользуются водители большегрузных автомобилей и какие-то люди, вроде несчастных велосипедистов, путешественников, попадающих в какие-то переделки. Ты берешь просто ключ у человека, который сидит на кассе, потом тот ключ возвращаешь, и никто не проверяет, все рассчитывают на то, что ты достаточно правильно этим делом распорядишься.

Довольно забавная история со мной случилась в Вене два года назад. Потому что я ехал вдоль Дуная и должен был попасть на вокзал к определенному часу, чтобы успеть на поезд в Прагу. Но я заблудился в Вене и приехал на вокзал буквально за несколько минут до отправления моего поезда. Поскольку я торопился, я был абсолютно "в мыле", и единственное, о чем я мечтал, это где-то вымыться. Туалет на вокзале, как вы понимаете, - это для нашего с вами российского менталитета явление "в себе", но там я был приятно удивлен. В течение просто пяти минут я привел себя в порядок и успел на этот поезд, все это стоило 3 евро. Все очень экономично, все очень аскетично, но главное, что есть мыло, горячая и холодная вода, есть шампунь, и могут даже дать полотенце, если у тебя его нет.

Большого удовольствия эстетического от того, что вы принимаете душ на бензоколонке или на венском вокзале, вы не получите. Ни секунды задержаться там у вас желание не возникает. Там есть минимум, который нужен. Там контролируют то, с кем ты заходишь в душ и как бы чего не вышло. Когда я в Вене заходил в душ, то тетенька, которая там сидела и принимала плату, она ничего мне не говорила, но она смотрела за тем, чтобы я взял с собой (я приехал на велосипеде, с какими-то сумками) только то, что мне нужно. Мне нужны были какие-то бумажные полотенца, она мне все это дала. Но я понял, что в том случае, если бы я потащил туда какие-то непонятные предметы, то она бы меня остановила.

Это абсолютно четкий, 100-процентный пример сервиса, это такой "Макдональдс" гигиенический: ты без вкуса, без особого удовольствия решаешь ту проблему, которая перед тобой стоит. Но, в общем, если ты хочешь помыться с роскошью, то ты можешь на велосипед сесть, из Вены приехать в Будапешт и там помыться в турецкой бане и понять, что такое настоящая хорошая баня.

Владимир Ведрашко: Андрей Шарый - о современной технике быстрой помывки.

Теперь - Екатеринбург. Город богатых исторических, советских и: банных традиций. Корреспондент Радио Свобода - Денис Каменщиков.

Денис Каменщиков: Бани в Советском Союзе строили на случай войны, как бомбоубежища, - с прачечной на первом этаже, с толстыми стенами и забетонированным подвалом. Точно такую возвели в Свердловске на улице Первомайской в 1951 году. 3500 квадратных метров площади, женское и мужское отделение, круглосуточно работающая прачечная, способная выстирать до полутора тонн белья за смену. Правда, больше баня на Первомайской похожа не на баню, а на Дворец культуры. Вход украшают массивные колонны, а фасад под крышей - герб СССР. Об этой бане, говорит ее директор Людмила Серебрякова, складывают легенды.

Людмила Серебрякова: Когда-то приезжал Хрущев, в 60-х годах, и, проезжая мимо, его сопровождающие спросили: "Что здесь за театр?" Потом посмотрели наверх и увидели слово "Баня".

Денис Каменщиков: Помыться в общественной бане на Первомайской в общем отделении можно за 25 рублей в рабочий день и за 30 в выходные. Сеанс - полтора часа. Детский и льготный билеты стоят 18 рублей. Прокат простыни - 15. В другой общественной бане "Бодрость" на улице Куйбышева цены чуть выше: 40 рублей за те же полтора часа в общем отделении, белая простыня - 25 рублей, цветная - 30. Из дополнительных услуг - прокат открывалки для бутылок - 5 рублей.

Летом в бане на Первомайской успевает помыться до 600 человек в день, зимой количество клиентов доходит до тысячи. И все равно, по словам Людмилы Серебряковой, работают они себе в убыток.

Людмила Серебрякова: Себестоимость помывки в общем отделении - 54 рубля. А цена билета - 18. Вы представляете, какой убыток мы имеем по общим отделениям? Если посчитать все коммунальные услуги, особенно пар сейчас очень дорогой, да и вообще все энергоресурсы очень дорого стоят, то это, конечно, убытки ужасные. Ну, и для того, чтобы нам как-то все-таки прийти к нулевому хотя бы балансу, мы улучшаем условия, делаем сауны - это 16-местное отделение с небольшим бассейном. Два часа стоят 200 рублей. Они пользуются повышенным спросом - вот что интересно. Не так уж это дорого, видно, потому что среднестатистический горожанин может себе позволить ради удовольствия и здоровья 200 рублей в неделю потратить.

Денис Каменщиков: В Комитете по развитию товарного рынка при администрации города зарегистрировано 84 бани. Но простой запрос в Интернете на досуговых екатеринбургских сайтах выдает списки до 200 самых разных названий. Тут тебе и "Вернисаж желаний", и "Релакс", и "Калигула", и даже сауна "Омут". Большинство из них частные и имеют в названии приставку "элитная" или "VIP". Цены соответствующие - от восьмисот до тысячи рублей за час. Из дополнительных услуг - караоке, бильярд, кальян, игровые автоматы, шоу-программы со стриптизом, массажные кабинеты, тренажерные залы, рулетка, нарды, прокат гитары и вызов такси. Екатеринбургский предприниматель Андрей Бойко теоретически может себе все это позволить. Он пробовал финскую сауну, турецкий "хамам" и даже японскую баню "о-фуро". Но все равно каждую субботу он вместе с друзьями ходит в русскую парную в обыкновенной общественной бане Свердловской железной дороги.

Андрей Бойко: Мне, в общем-то, нравится и финская сауна. Но там нет духа. Вот вы заходите - там мертвое все. Посидела, попотел, пошел под душ - все там как-то сухо, качественно. А русская баня - это же совсем противоположное явление. Хотя тепловая процедура и там, и там. Вы приходите в русскую баню - там все время думать надо, как поддать пару, как правильно веником зачерпнуть, как сначала пропарить нижнюю часть тела, как пропарить спину, руки и так далее, каким веником, с какой силой. Там все время нужно думать. Почему русский человек такой умный? Только поэтому - потому что он думает даже в бане!

Денис Каменщиков: Андрей Бойко ходит в баню всю жизнь. Он сам заготавливает веники и точно знает, что в году 44 субботы, когда баня работает, а в парной есть пар. Он даже хотел организовать банную партию, но так и не нашел достаточно денег. Предприниматель уверен, что русская баня когда-нибудь обязательно одержит верх над всеми новомодными "хамамами", "о-фуро" и саунами.

Андрей Бойко: Я там общаюсь. Там огромное количество людей, все приходят туда со своими проблемами, они там забываются. Мы общаемся на разные темы. Там можно человека узнать: у него же нет регалий, погон каких-то, вы их не видите, вы видите только тело, и все, на лбу же не написано, кто он такой. И состоятельные тоже приходят в эту баню, чтобы как-то излить душу, и вот в этом и есть как бы единство русского народа.

Денис Каменщиков: Баню на Урале любят многие. В частные сауны и парилки иногда нужно записываться за неделю. В обыкновенную общественную, бывает, и не попадешь, особенно в сезон - зимой. А в тех семьях, где есть приусадебные участки, в первую очередь возводят не дом, а туалет и баню. Людмила Серебрякова, директор банно-прачечного комбината на Первомайской, в отличие от Андрея Бойко и очень многих уральцев, любительницей парной никогда не была. До тех пор, пока четыре года назад не возглавила баню. Зато теперь она обязательно парится раз в неделю и точно знает, чем женская парная отличается от мужской.

Людмила Серебрякова: Женщины более экономные. Если мужчина приходит в баню, он не смотрит ни на цену, ни стоимость в буфете, он идет по полной программе - он пришел отдыхать. Женщина - это хранительница семейного кошелька, безусловно, она более экономна. Еще, у женщин вода в бассейне значительно теплее, чем у мужчин. У мужчин более экстремальная. Им всегда не хватает пара, 110 для них не предел, и обязательно - ледяной бассейн. Дамы приходят для того, чтобы позаботиться о своем здоровье. Это сплошные баночки, маски, чаи. А мужчины, конечно, алкогольную продукцию у нас здесь не употребляют, с этим очень строго, но пивко и рыбка - это просто обязательный атрибут.

Денис Каменщиков: Летом большинство парных и саун на профилактике и ремонте, а любители попариться заняты заготовкой веников. Банный сезон на Урале начнется в сентябре, с первыми осенними холодами.

Владимир Ведрашко: Мы говорили о культе чистого тела в Америке, о быстрых, как "Макдональдс", душевых на европейских дорогах и о загадочных русских банях, которые в больших городах иногда строились как бомбоубежища, но становились местом задушевного общения.

Ирина Лагунина: Как началась история рода человеческого? Открытия последних лет стирают стройную картину постепенного превращения обезьяны в человека, которая господствовала в умах антропологов целый век. Оказалось, что кандидатов на роль последней обезьяны несколько. Также не единственным оказался и кандидат на звание первого человека. Путь постепенного превращения обезьяны в человека оказался под сомнением. Сомнения ученых, не коснулись, однако того, кого называть первым человеком, каковы его признаки, его навыки и привычки. Сейчас накоплены факты о том, как ходили, где жили, чем питались первые люди и их возможные предки.

Об этом - доктор биологических наук Александр Марков. С ним беседует Александр Костинский.

Александр Костинский: Итак, мы продолжаем разговор о семействе гоминид, наших далеких прародителей. В прошлый раз мы рассказывали о самых первых гоминида - о сахелантропе, арарине и ардипитеке. И сегодня мы будем говорить о следующем шаге в развитии гоминид.

Александр Марков: Следующим важным шагом в развитии гоминид было появление рода австралопитеков.

Александр Костинский: Как это переводится?

Александр Марков: Южная обезьяна. Первый череп австралопитека был найден Раймоном Дартом в 1925 году в Южной Африке. Его нашли в каменоломнях, где добывали известь. И с этого началось изучение этого этапа человеческой истории. Потом нашли также и в Восточной Африке, а в совсем недавнее время нашли и в Западной Африке.

Александр Костинский: И сколько лет назад они жили?

Александр Марков: Самые древние имеют возраст примерно 4 миллиона лет, это вот недавно открытие австралопитек - санамензис, самый примитивный. А последние представители этого рода исчезли где-то 1,5 миллиона лет назад.

Александр Костинский: Получается, что огромный промежуток времени - от 4,5 до 1,5 миллиона лет - основными гоминидами были австралопитеки.

Александр Марков: Действительно, думали, что в течение вот этого очень длительного периода времени Африка принадлежала австралопитекам. Но в 1999 году была найдена еще одна форма, жившая 3,5 миллиона лет назад, одновременно с австралопитеками, которая сильно отличалась от них, и ее выделили в новый род - кениатроп. Причем этот кениантроп по некоторым признакам даже ближе к человеку, что австралопитеки. И сразу возникла опять неясность в родословной нашей. Раньше, пока были известны только австралопитеки, не было сомнений, что австралопитеки - это и есть предки рода гомо - людей первых. А кениантроп несколько спутал карты. И стало ясно, что существовало разнообразие.

Александр Костинский: Итак, 6 миллионов лет назад были первые гоминиды. Теперь прошло 2-2,5 миллиона лет. И чем эти новые гоминиды - австралопитек, кениантроп - отличались от самых первых? Они как-то развивались?

Александр Марков: Да, конечно. У них продолжались те тенденции, которые наметились у их предков, движения в сторону человека. То есть уменьшение клыков, уменьшение коренных зубов. Началось увеличение мозга.

Александр Костинский: И какой у них был мозг?

Александр Марков: Где-то 500-600 кубических сантиметров, то есть это уже побольше, чем у сахелантропа, у которого было 350.

Александр Костинский: Ну, в 1,5 раза уже вырос.

Александр Марков: Побольше, да. Потом более совершенное прямохождение. Вот нашли совершенно уникальную цепочку следов ископаемых возрастом 3,7 миллиона лет, в Танзании нашли. И эти следы благодаря стечению обстоятельств сохранились на слое вулканического пепла. После извержения вулкана выпал этот пепел, потом его полило дождичком - и получилось нечто вроде естественного цемента. И разные животные, которые прошли по этому пеплу, их следы запечатлелись на века. А сверху это сразу же засыпало следующим слоем пепла - и таким образом эти следы сохранились. Так там нашли целые дорожки следов двух или трех гоминид. Оказалось, что эти следы очень похожи на следы современного человека.

Александр Костинский: То есть у них уже стопа похожая, пальцы, да?

Александр Марков: Похожая стопа, большой палец почти не торчит в сторону, как у горилл. В этих следах, как у современного человека, палец большой прижат или чуть-чуть оттопыривается. И походка такая же, как у человека: сначала первой касается пятка, а потом, в конце шага, пальцы отталкиваются. Характерная человеческая походка выработалась, таким образом, 3,7 миллиона лет назад.

Александр Костинский: А они орудиями какими-то уже пользовались?

Александр Марков: До недавнего времени получалось, что не пользовались, по крайней мере каменных орудий не делали. Но недавно обнаружили костяные орудия, которые делали поздние австралопитеки, по-видимому, для расковыривания термитников. То есть они обрабатывали кости животных.

Александр Костинский: Оббивали их камнями.

Александр Марков: Да, и этими костями расковыривали термитники, чтобы добыть термитов, которыми они питались. Что касается диеты, наверное, надо начать с того, что когда Дарт открыл австралопитеков, он обратил внимание, что вместе с костями, с черепами австралопитеков попадается множество черепов павианов, причем многие из них разбиты, как будто ударами каких-то орудий. Дарт подумал, что, наверное, вот эти обезьянолюди охотились на павианов и разбивали им головы, ударяя их какими-то тяжелыми предметами. Он даже подобрал подходящие предметы, он решил, что лучше всего подходили бы бычьи кости. Возник образ хищной двуногой обезьяны, которая бегает по саванне с костью в руке и проламывает головы павианам. Но потом эта гипотеза не подтвердилась.

Александр Костинский: А что же оказалось?

Александр Марков: Оказалось, что в этих пещерах какие-то хищники, предположительно саблезубые кошки, охотились и на австралопитеков, и на павианов, и или они сами, или какие-нибудь гиены затаскивали останки в пещеры, где они и сохранились. То есть австралопитеки были в данном случае жертвами, а не охотниками.

Александр Костинский: А чем они тогда питались? Они были травоядными?

Александр Марков: После того, как рухнула эта теория Дарта, стали считать, что они были чисто травоядными. Потом, совсем недавно, по анализу изотопного состава зубов удалось доказать, что практически все австралопитеки были всеядными существами.

Александр Костинский: То есть мясо тоже ели.

Александр Марков: Да. Причем, по-видимому, они в зависимости от условий очень легко переходили с одной диеты на другую. Где же они брали мясо?

Александр Костинский: Они не были охотниками?

Александр Марков: Известный российский историк Борис Поршнев настаивал на том, что и австралопитеки, и все более поздние гоминиды, предки человека, охотниками не были, а были падальщиками и поначалу специализировались на костном мозге. То есть они научились камнями разбивать кости. Ресурс очень питательный, до которого не могут добраться практически никакие хищники и падальщики, никто.

Александр Костинский: Итак, мы говорим об австралопитеках. Они были всеядны, они уже пользовались, видимо, какими-то орудиями, но еще их не обрабатывали, их мозг увеличился.

Александр Марков: Да, совершенно верно. И они были разнообразны, их было много. Еще у них был половой диморфизм сильный: самки гораздо мельче были, чем самцы.

Александр Костинский: Но у человека тоже женщины меньше мужчин.

Александр Марков: У человека минимальное различие. А у австралопитека аварского самки очень резко отличались, и даже не только по размеру, а, возможно, даже по образу жизни. Потому что получается по анализу строения костей, что самки лучше были приспособлены к лазанию по деревьям, а самцы - к хождению по земле. И это породило множество спекуляций, что, может быть, это вообще не самцы и самки, а разные виды. Такой странный факт, пока еще до конца не интерпретированный.

Александр Костинский: Австралопитеки жили достаточно долго. И что дальше?

Александр Марков: Следующим важным рубежом в развитии наших предков было появление, собственно, рода человеческого, рода гомо. И вот древнейший представитель этого рода был открыт в 1960 году тоже в Восточной Африке, в Олдовайском ущелье, и его назвали гомо хабилис - человек умелый.

Александр Костинский: Это уже род гомо, да?

Александр Марков: Да. Сначала нашли орудия - фактически это круглая галька с искусственно сделанным заостренным краем. Антропологов всегда волновал вопрос, как все-таки провести границу. Если мы признаем учение Дарвина о постепенно превращении обезьяны в человека, то где границу-то провести - где обезьяна и где человек? Тут нужно было просто какое-то волевое решение принять или нащупать, действительно, какой-то реальный качественный скачок. По-видимому, Лики удачно нащупал этот скачок именно между австралопитеком и гомо хабилис, потому что на этом рубеже произошло сразу несколько важных изменений. Во-первых, увеличился мозг.

Александр Костинский: Какой теперь стал?

Александр Марков: В среднем 600, даже 700 кубических сантиметров. Лики предложил считать размер мозга 600 кубических сантиметров рубежом между обезьянами и человеком. Но помимо того, что мозг гомо хабилис увеличился, он еще научился изготавливать орудия. И кроме того, еще третья деталь - строение вестибулярного аппарата. Вертикальное положение тела требует несколько иного механизма удержания равновесия. Вплоть до австралопитеков включительно сохранялся у наших предков еще тип вестибулярного аппарата, характерный для обезьян, а начиная с гомо хабилис уже вестибулярный аппарат человеческого типа.

Александр Костинский: А огонь научились добывать?

Александр Марков: Огонь - позже. Интересный вопрос - зачем, собственно, нужны были эти орудия хабилису? Луис Лики считал, что эти заостренные гальки для разделки туш использовались. Когда однажды кто-то выразил сомнений в том, что такими грубыми изделиями можно разделать какую-то тушу, Луис Лики сделал из гальки орудие и быстро, за несколько минут разделал, раскромсал тушу то ли антилопы, то ли козы, такого животного среднего размера.

После этого открытия в 1960 году, когда открыли хабилиса, долгое время не было никаких сомнений, что это наш предок. Но вот после открытия кениантропа сомнения появились.

Александр Костинский: А кениантроп когда жил?

Александр Марков: 3,5 миллиона лет назад.

Александр Костинский: То есть он был раньше гомо хабилис?

Александр Марков: Раньше, но по некоторым признакам - уплощенное лицо: Вот вы назвали - платиупс - плосколицый, значит, а это человеческий признак. И появились гипотезы, что, может быть, австралопитеки и гомо хабилис - это была некая тупиковая ветвь, а более продвинутые люди - питекантропы - произошли от родственников кениантропа.

Александр Костинский: И какая гипотеза наиболее признана научным сообществом?

Александр Марков: По этому поводу нет консенсуса, полный беспорядок в умах.

Александр Костинский: То есть мы можем сказать, что были прародители - сахелантроп и несколько других, были австралопитеки. И есть какой-то следующий шаг - это гомо хабилис, но доподлинно неизвестно, был ли он прямым предком человека или все-таки одна из тупиковых ветвей, а мог быть предком человека, допустим, кениантроп.

Александр Марков: Да. Но есть и такая возможность, что хабилис произошел от кениантропа.

Александр Костинский: То есть мы все время возвращаемся к одной и той же мысли, что одновременно жило много представителей рода гоминид, и когда появился род гомо, тогда тоже было много разных видов, а может быть, и разных родов.

Александр Марков: По-видимому, первый вид гоминид, который научился делать каменные орудия, - это был гомо хабилис, живший около 2 миллионов лет назад, который, по-видимому, и является предком всех последующих более прогрессивных людей. А следующий этап, после гомо хабилис, был ознаменован такими важнейшими событиями, как изобретение огня и первый выход из Африки. Это уже был следующий решительный, ключевой перелом в эволюции наших предков, о котором мы расскажем в следующей передаче.

XS
SM
MD
LG