Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Политически корректное Рождество; Чего ожидали и чего не увидели в рождественском послании Папы Римского; Новая постсоветская модель: больше власти парламенту, меньше - президенту; Национальные особенности спама


[ Радио Свобода: Программы: Время и Мир ]
[28-12-05]

Политически корректное Рождество; Чего ожидали и чего не увидели в рождественском послании Папы Римского; Новая постсоветская модель: больше власти парламенту, меньше - президенту; Национальные особенности спама

ВедущаяИрина Лагунина

Ирина Лагунина: Рождество в Америке, как и во всем крещеном мире - самый любимый и трогательный праздник. Но в последнее время он все чаще становится полем идеологической битвы. Христианские публицисты считают, что политкорректное меньшинство отнимает у американских детей одно из сокровищ национальной культуры и скликают чуть ли не крестовый поход в защиту Рождества. В этом году эти "новые крестоносцы" вели себя особенно бурно. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: В американской столице сигналом к началу праздничных мероприятий служит церемония зажигания огней на главной елке страны. Она называется Национальное Рождественское Дерево и устанавливается на Эллипсе - лужайке, примыкающей к Белому Дому с юга. Начало традиции положил в 1923 году президент Калвин Кулидж. В этом году президент и первая леди зажгли рождественскую ель 1 декабря. В выступлении по этому случаю Джордж Буш не удержался от упоминания острых политических тем.

Джордж Буш: Рождество - это время ликования и благодарности за радость, которую дарит нам каждый день года. Мы помним и о том, что обязаны помогать тем, кто в нужде. Америка - земля сострадания и щедрости. И проявление доброты к ближнему в полной мере отвечает духу этого праздника. Встречая Рождество в это военное время, мы молимся о свободе, справедливости и мире на Земле. Обращаясь к нации в канун Рождества 1941 года, Франклин Рузвельт сказал: "В борьбе с врагом, который проповедует и применяет закон ненависти, мы уповаем на любовь человека к человеку и заботу Господа о нас и обо всех людях повсюду". Мы просим Господа позаботиться о наших солдатах, которые несут службу вдали от дома. Их семьи скучают по ним и молятся об их возвращении живыми и здоровыми. Солдаты Америки воюют за свободу и служат делу мира. Пусть многие из них далеко от нас - все они в наших сердцах. Ну а теперь давайте вместе включим огни на этой елке. Пять... четыре... три... два... один!

Владимир Абаринов: Не раз обращались к теме Рождества в предпраздничные дни и американские законодатели. У одного из самых ярких оппонентов нынешней администрации, сенатора-демократа Тома Харкина прошедший год вызывает совсем иные, грустные ассоциации. Он напомнил коллегам по палате одну из "Рождественских историй" Чарльзя Диккенса - ту, в которой старый сквалыга Скрудж на пожелания веселого Рождества отвечает: "Вздор! Чепуха!" Но и он к концу истории преображается. В отличие от Сената.

Том Харкин: За 10 дней до Рождества Конгресс готовится нанести тяжелый удар по наименее защищенным членам нашего общества. В отличие от сказки Диккенса, мы не чувствуем ни раскаяния, ни угрызений совести, наше сердце, в конечном счете, не смягчается.

Владимир Абаринов: Урезав ассигнования на социальные программы, Конгресс преподнес плохой подарок малоимущим американцам. Так считает сенатор Харкин.

Том Харкин: Если ваш доход составляет более миллиона долларов в год, вы питаете самые радужные надежды на будущее. В вашем рождественском носке окажется 32 тысячи сэкономленных налогов, прекрасный подарок наиболее состоятельным слоям общества! Это правительство подарило им много надежд. Но если вы зарабатываете мало, если вы живете в сельской местности, если вы человек преклонных лет, если вы инвалид, если вам нужна помощь правительства, чтобы подняться, нужна надежда на лучшую жизнь, вы ее не получите. У вас ее отобрали. Семьям, которые трудятся не покладая рук, пытаясь оплатить свои счета, которые еле сводят концы с концами, из последних сил растят детей - знаете, что мы говорим этим семьям? Веселого Рождества, вешайте свой носок, а мы, Конгресс, швырнем в него кусок угля, и это все, что вы заслужили.

Владимир Абаринов: Другой сенатор, Тед Стивенс от Аляски, который к тому же спикер палаты, едва не лишил праздника самих законодателей. Разгневанный тем, что Сенат отказался включить в билль об ассигнованиях на оборону поправку, разрешающую добычу нефти в заповедной зоне Заполярья, Стивенс демонстративно сдал свой билет домой и объявил, что не закроет заседание, пока вопрос не будет поставлен на голосование.

Тед Стивенс: Мы останемся здесь до тех пор, покуда не решим вопрос. Ели решим - отправимся домой на Рождество.

Владимир Абаринов: Но палата шантажу не поддалась и оставила заповедник в неприкосновенности.

Кстати, у Капитолия тоже ставят наряженную ель, но называется она политкорректно - Праздничное Дерево. С некоторых пор в Вашингтоне считается, что должностные лица обязаны воздерживаться от употребления религиозной терминологии, поскольку в США церковь отделена от государства. И они воздерживаются - во всяком случае, стараются. Вот как попрощалась с журналистами после пресс-конференции лидер демократов в нижней палате Нэнси Пелози.

Нэнси Пелози: У меня еще будет возможность пожелать вам счастливых праздников... Или веселого Рождества - в этом, возможно, что-то есть.

Владимир Абаринов: А вот и сам президент, которого положение тем более обязывает.

Джордж Буш: Я просто исполняю свои обязанности. Вы можете следить за опросами, это ваше дело. А моя работа - руководить и продолжать объяснять стране, во что я верю, сплачивать людей во имя общей цели, стоять на своем - именно так я собираюсь руководить и впредь. Я делал это в 2005 году, буду продолжать в том же духе и в 2006. Спасибо всем, что пришли.

Владимир Абаринов: У ревностных сторонников Рождества все это вызывает неприятие и обиду. Они обращают внимание на малейшие признаки антирождественских настроений. Один из активистов и идеологов движения за спасение Рождества - журналист телекомпании Fox News Джон Гибсон.

Джон Гибсон: Здесь, в Вашингтоне, есть Национальная ассоциация школьных советов. И что они говорят по поводу рождественских каникул? Что причина, по которой объявляются эти каникулы, состоит в том, что ученики не придут в школу. 80 с чем-то процентов просто не появятся в школе на Рождество. И не только ученики, но и учителя не появятся. Вот почему у нас Рождественские каникулы.

Владимир Абаринов: Гибсон написал и выпустил в свет книгу "Война за Рождество", в которой утверждает, что попытки уничтожить праздник - не что иное, как заговор атеистов и левых радикалов.

Джон Гибсон: В этом году эта кампания достигла, по моему, шокирующего уровня в сфере торговли. Переименование рождественской елки в праздничное дерево, Рождества - в праздник зимы... В сущности, такой же процедуре следует подвергнуть и Хануку, и все другие праздники религиозного происхождения, так нет же: похоже, Рождеству уделяется в этом отношении особое внимание.

Владимир Абаринов: Возможно, Джон Гибсон не подозревает, что Рождество в Америке запрещали отнюдь не атеисты, а как раз ревностные христиане. Этот праздник отмечался в Америке отнюдь не повсеместно и не всеми христианами. Отцы-пилигримы, основавшие в 1620 году Новый Плимут, были пуританами. Пуритане же не празднуют ни Рождество, ни Пасху, считая их языческими обрядами.

В Англии в первые годы революции пуритане составляли большинство в Долгом парламенте. В 1647 году они провели закон, возбранявший празднование не только Рождества и Пасхи, но и всех вообще христианских праздников. В Новом Свете пуритане завели те же порядки. Поначалу у них не было необходимости вводить какие-либо административные или законодательные запреты. Впервые конфликт на этой почве возник на второй после основания колонии год.

Анналы гласят, что 25 декабря 1622 года губернатор Уильям Брэдфорд спозаранку призвал всех жителей выйти на работу, но некоторые из новоприбывших на судне Fortune заявили, что работа в такой день противоречит их вере. Поразмыслив, губернатор сказал, что прощает им их невежество, покуда они не узрят свет истины, и оставил ослушников в покое. Однако в полдень он обнаружил их играющими в игры на улице и распорядился впредь, раз уж кому так хочется справлять Рождество, делать это дома, а не в публичном месте.

В 1659 году Генеральный Суд Массачусетса издал установление, запрещавшее невыход на работу и иные формы празднования Рождества под страхом штрафа в пять шиллингов. В 1686 году Яков II решил покончить с самостоятельностью новоанглийских колоний, объединил их в доминион Новая Англия и назначил губернатором сэра Эдмунда Андроса, который отменил запрет на празднование Рождества.

Тем не менее, в новоанглийских штатах еще долгое время справлять Рождество было не принято. В школах Коннектикута 25 декабря было обычным днем вплоть до 1870 года. Аналогичной позиции придерживались еще в середине XIX века баптисты и методисты, запиравшие на Рождество храмы. Перед Гражданской войной в 1861 году Рождество считалось праздником только в 13 штатах. И только с началом массовой иммиграции из Ирландии католики ввели обычай в широкий обиход.

В Вирджинии, ставшей убежищем роялистов, государственной церковью было, напротив, англиканство. Поэтому там праздники продолжались чуть ли не полтора месяца: Рождество сменяли святки, за которыми следовали Богоявление, Крещение, а затем и Сретение (2 февраля). Последний день святок, Двенадцатая ночь 6 января, считался наилучшим временем для бракосочетания. Именно в этот день вступили в брак Джордж Вашингтон и вдова Марта Дэндридж Кастис в ее доме в Вильямсбурге в 1759 году.

Обычай наряжать на Рождество хвойное дерево имеет немецкое происхождение. Согласно известному историческому анекдоту, в 1776 году в битве при Трентоне генерал Вашингтон одержал победу именно благодаря этому обычаю. Гарнизон Трентона составляли 1200 гессенцев, то есть наемных немецких солдат. В рождественскую ночь они оставили свои посты и отправились в казармы, чтобы зажечь свечи на елках и вкусить праздничный ужин. Тут-то и атаковали город пробившиеся сквозь вьюгу войска Вашингтона. Разгром гессенцев вселил боевой дух в солдат Континентальной армии, и многие их них продлили контракты, истекавшие 31 декабря.

В Англии рождественское дерево прижилось лишь при королеве Виктории. Будучи сама по крови немкой, Виктория получила английское воспитание и вышла замуж за своего двоюродного брата Альберта Саксен-Кобургского. Он и привез на Британские острова некоторые немецкие обычаи, в том числе обычай украшения елки. Надо сказать, что немецкие стеклодувы достигли в то время высокого мастерства в изготовлении елочных украшений. Молодая королева была в восторге.

Первой президентской парой, поставившей елку в Белом Доме, были Бенджамин и Кэролайн Гаррисоны. Ирония истории состоит в том, что Гаррисон был пуританин и вел замкнутый и набожный образ жизни. Он вообще воспринимал жизнь как тяжкую обязанность и за свой душевный холод снискал прозвище "человек-айсберг". Однако семейную жизнь Гаррисон ценил чрезвычайно. Утром 25 декабря 1889 года он собрал жену и детей вокруг рождественской ели, установленной в Овальной голубой гостиной, и зажег свечи. (Бенджамин Гаррисон провел в Белом Доме электричество, но сам никогда не прикасался к выключателю, опасаясь удара током.) Первая леди Кэролайн Гаррисон была художником-любителем и принимала деятельное участие в украшении дерева. Неизменной традицией Белого Дома рождественская ель стала только в 1929 году, когда дерево получило "официальный" статус, а первая леди Лу Генри Гувер - "должность" хозяйки и покровительницы праздника. Лора Буш исполняет эту обязанность с особым удовольствием. Но и ей на недавней предрождественской встрече с журналистами пришлось отвечать на вопрос о политкорректности.

Лора Буш: Нам пришлось снять люстру в Голубой гостиной, чтобы поставить такую большую елку. В этом году, как вы знаете, ее подарила нам семья Дилов из Северной Каролины. Мы решили украсить ее живыми лилиями, поэтому комната наполнена ароматами хвои и лилии. Все украшения на ели сделаны из чистого хрусталя. Мне кажется, это одна из самых красивых рождественских елей, какие мне приходилось видеть в жизни. Красивая, правда?

Вопрос: Г-жа Буш, у вас нет проблем с названием - знаете, "праздничное дерево" вместо "рождественское"?

Лора Буш: Да нет, пожалуй. Мы знаем, что в это время года американцы отмечают праздники по-разному. У нас будет и прием по случаю Хануки. По-моему, мы всегда называли наряженное дерево в Белом Доме рождественской елкой. Я думаю, в этом году она особенно красива благодаря лилиям.

Владимир Абаринов: Спустя пять дней после елки президент зажег установленную там же, на Эллипсе, Ханукальную менору, затем поздравил всех празднующих африканский праздник Кванзаа. В октябре он устраивает в Белом доме ужин Ифтар по случаю окончания мусульманского поста Рамадан. Богатство Америки - в ее культурном разнообразии. В чем журналист телекомпании Fox News и автор книги "Война за Рождество" Джон Гибсон действительно прав, так это в том, что борьба с Рождеством имеет не столько религиозные, сколько коммерческие причины.

Традиция рождественских распродаж появилась в Северной Америке благодаря Франклину Вулворту, основателю торговой империи Woolworth. Именно он впервые выставил на продажу в своих магазинах в 1890 году немецкие елочные игрушки, которые сразу же стали необычайно популярными. Ну а где Рождество, там и подарки.

Праздничные распродажи настолько важны для американской экономики, что в годы Великой депрессии президент Франклин Рузвельт даже предлагал перенести День благодарения поближе к Рождеству, чтобы продлить период закупок.

Конечно, частным магазинам никто не запрещает пользоваться рождественскими символами, но, видимо, они решили, что, убрав эти символы, они увеличат число покупателей. Это был плохой маркетинг. Произошло ровно противоположное. Джон Гибсон.

Джон Гибсон: В прошлом году огромная сеть универмагов Macy's особенно отличилась в истреблении любого упоминания Рождества. Шумные протесты публики заставили компанию в этом году пересмотреть свою антирождественскую политику. Но в этом году мы видим другие магазины, которые занимаются тем же самым и тоже слышат протесты в свой адрес, так что, надо полагать, и они изменят свой подход. У меня нет никакой информации на этот счет, но я легко могу себе представить, как президент компании вызывает сотрудника, ответственного за борьбу с дискриминацией, и говорит ему: "Зачем ты меня втравил в это дело? На меня теперь навалился весь мир - только потому, что ты считаешь, что елка должна называться праздничным деревом". Так что я предполагаю, что в торговле картина полностью изменится в следующем году.

Владимир Абаринов: Предсказание Гибсона исполнилось уже в этом году. Две крупнейшие сети розничной торговли - Wal-Mart и Target, убравшие было рождественскую символику из оформления своих магазинов, столкнулись с бойкотом христианских организаций, извинились и вернули Рождество на место.

Вот еще один рассказанный Джоном Гибсоном случай, говорящий о том, что ни в чем не следует перегибать палку. Эта история приключилась в родном городе Гибсона.

Джон Гибсон: Город Плейно в Техасе - самый центр Библейского пояса, можно сказать, его пряжка. Множество детей там регулярно ходят в церковь, это важная часть их жизни. И когда они общаются со своими одноклассниками, они дарят им билеты на разные мероприятия. Например, протестанты устраивают колоссальные рождественские музыкальные спектакли, в которых участвуют 450 артистов, верблюды, овцы, ослы, летающие ангелы, большой оркестр, в зале на семь тысяч мест. А для пасхального представления они сняли бейсбольный стадион - это 30 тысяч мест. Билеты надо распространять, поэтому дети несут билеты в школу и раздают их друзьям. Учителя налетают на них с криком: "Прекратить немедленно! Это пропаганда религии! Только за территорией школы!" Они пытались запретить детям обмениваться маленькими подарками вроде карандаша, на котором написано "Иисус любит тебя". Это дело о карандашах до сих пор в суде, решение еще не вынесено, хотя в Массачусетсе рассматривалось точно такое же дело. И в той тяжбе даже Американский союз гражданских свобод выступал на одной стороне с Министерством юстиции, и позиция его состояла в том, что общение ученика с учеником защищено Поправкой о свободе слова. Точка. Вопрос исчерпан.

Владимир Абаринов: В самом деле - ну причем тут обычай дарить подарки? Даже самые бедные американцы не могут отказать себе в этом удовольствии. Остается вспомнить рассказ О. Генри "Дары волхвов", героиня которого продает свои прекрасные волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а муж продает свои часы, чтобы подарить жене гребень, которым уже нечего расчесывать. Рассказ кончается назиданием автора: "Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими".

Чего ожидали и чего не увидели в рождественском послании Папы Римского.

Ирина Лагунина: Первого рождественского послания нового Римского Папы Бенедикта 16-го ожидали с нетерпением. В его публичном благословении верующих наблюдатели в первую очередь искали моменты, отличающие его от выдающегося предшественника. Материал на эту тему подготовил Ефим Фиштейн.

Ефим Фиштейн: Бывший немецкий кардинал Йозеф Ратцингер впервые получил возможность наметить собственные духовные ориентиры и продемонстрировать миру и церкви, что даже на фоне такой выдающейся личности, каким был Папа Иоанн Павел Второй, он - пастырь не менее сильный и самостоятельный. По общему мнению, ему это удалось сделать в полной мере. Разумеется, его призыв к новому, более справедливому, миропорядку, может быть истолкован по-разному. Одни, как например председатель Епископской конференции Германии кардинал Карл Леман относят это, в первую очередь, к попранию человеческого достоинства, другие, к примеру, глава Евангелической церкви Земли Рейн Николаус Шнайдер, считают, что имелся в виду протест против применения мучений в войне против терроризма, третьи, видят в этом намек на высокую безработицу или даже на эксперименты с человеческими зародышами. Ясно одно - новый Папа намерен следовать собственным курсом и выработать собственный стиль поведения и общения с паствой. Поскольку нынешний Римский Папа - немец, нас в первую очередь интересовали реакции немецкой общественности на его Рождественскую речь. Отклики собрал наш берлинский корреспондент Юрий Векслер:

Юрий Векслер: На торжествах в Риме побывали и католики из Баварии. По окончании выступления понтифика две его соотечественницы так выразили свои впечатления.

Женщина: Я абсолютно счастлива, я очень рада и благодарна.

Женщина: Нашего Папу, по моему впечатлению, замечательно принимают и понимают католики всего мира, независимо от того, к представителям каких стран он обращается. Меня это очень взволновало.

Юрий Векслер: К первому рождественскому празднику под руководством нового Папы было, конечно, приковано внимание и средств массовой информации. Они по инерции продолжали сравнивать Бенедикта 16-го с его предшественником и поэтому, естественно, отметили, что это было первое выступление, в котором новый Папа не упомянул Иоанна Павла Второго. Чисто внешнее впечатление - исчезновение стеснительности и скованности при публичных выступлениях в первые месяцы - одно из них. "Если год назад Иоанн Павел Второй вызывал скорее жалость, то теперь перед паствой выступал мудрый человек, излучавший при этом здоровье и бодрость", - пишет берлинская "Морген Пост". Многие немецкие газеты выделяют призыв главы католической церкви к мужественному участию верующих в создании нового миропорядка, построенного на более справедливых этических и экономических отношениях и убежденность Папы, что объединенное человечество способно решить проблемы нашего времени.

Ефим Фиштейн: А как реагировали на первое публичное выступление Бенедикта 16-го католические богословы? Своими впечатлениями делится словацкий католический священник, доктор теологии Карол Моравчик:

Карол Моравчик: Речи, произносимые по торжественным случаям, еще не дают оснований для далеко идущих умозаключений относительно глубоких различий между бывшим и нынешним Папой. Скорее стоит обратить внимание на то, что, начиная с 60-ых лет прошлого века - иными словами со времен Папы Иоанна 23-го, католические первоиерархи в своих публичных выступлениях говорят не столько о вопросах веры, сколько о бытии человека. Бенедикт 16-ый придерживается той же традиции, будучи достойным продолжателем дела своих предшественников. Разница выявляется скорее в том, что Бенедикт 16-ый не выступает как популяризатор своих идей, как это было характерно для Иоанна Павла Второго - он - подлинный католический интеллектуал, профессор богословия. Можно сказать, что впервые за долгие годы на римский престол воссел настоящий теолог. В этом мне видится его отличие от Карола Войтылы скорее, чем в идеологических тонкостях. Новый Папа кладет упор в первую очередь на человеколюбии. Человек - область его первоочередных забот. В отличие от современных тенденций, рассматривающих общество только с прагматических позиций - экономических ли, политических ли, все равно - Папу интересуют вопросы духовной сущности, которой только и жив человек.

Ефим Фиштейн: Обозреватели отметили одну особенность, бросающуюся в глаза: в то время, как Иоанн Павел Второй обычно обращался к собравшимся на площади Святого Петра в Риме на 60-ти и более языках, Бенедикт 16-ый вдвое укоротил обряд благословения, сократив количество употребленных языков до 33-х. Среди национальных языков, выпавших из Папского обращения, оказались не только чешский, но и словацкий, хотя именно Словакия, наряду с Польшей, считается бастионом католицизма в Центральной Европе. Как воспринимает это обстоятельство словацкий священник Карол Моравчик?

Карол Моравчик: Я вижу в этом не столько злой умысел, сколько проявление его личностных свойств. Иоанн Павел Второй, будучи актером, любил театрализованные представления, любил сцену и умел работать со зрителями, хорошо знал, что им может понравиться. Бенедикт 16-ый - человек более скромный и сдержанный, даже робкий. Он избегает театральных эффектов, хотя и понимает, что людям нравится, когда Папа обращается к ним на их родном языке. Ему это чуждо. Возможно, если бы он предвидел подобную реакцию журналистов, он бы предпочел произнести благословение только по-латыни, по-древнееврейски и по-гречески, от силы еще на одном мировом языке и одном языке какого-либо из малых народов. Наверное, в этом проявилась разница между литератором и актером Иоанном Павлом Вторым и академическим интеллектуалом Бенедиктом 16-ым. Конечно, такому немногочисленному народу, как наш, было бы приятно услышать благословение на родном языке. Но мы воспринимаем это не как нанесенную обиду, а как проявление нового личного стиля этого Папы.

Ефим Фиштейн: Словацкий католический богослов и приходской священник Карол Моравчик. Тем, кто внутри церкви и вне ее надеется распознать приоритеты нового Римского Папы, придется подождать до весны будущего года, когда Бенедикт 16-ый издаст свою первую энциклику.

Новая постсоветская модель: больше власти парламенту, меньше - президенту.

Ирина Лагунина: Нынешний год оказался отмечен одной крайне важной политической тенденцией. В нескольких странах на постсоветском пространстве был дан старт процессу изменения модели конституционного устройства. Смысл политической модернизации, которую в одних случаях инициирует сама власть, в других, она становится требованием политической оппозиции, - в перераспределении власти внутри той конструкции, которая была унаследована большей частью политических режимов от СССР Горбачева. Речь идет о значительном расширении полномочий парламента и ослаблении статуса президентской власти. В конце ноября на эту тему был проведен референдум в Армении, после мартовских выборов парламентской республикой становится Украина, в Киргизии продолжается обсуждение, по меньшей мере, семи проектов конституции, перераспределяющих власть от президента к парламенту. Как видится эта проблема в странах Южного Кавказа. Армянская, Азербайджанская и Грузинская редакция Радио Свобода посвятили этой теме передачу "Кавказский перекресток". Круглый стол ведет Андрей Бабицкий.

Андрей Бабицкий: В передаче принимают участие: Ивлиан Хаиндрава, депутат грузинского парламента от Республиканской партии, Расим Мусабеков, политолог, бывший советник президента Азербайджана и Ара Саакян, вице-спикер парламента с 91 по 98 год.

Мой первый вопрос к нашему армянскому гостю. Ара, я хотел понять, почему оппозиция не поддержала референдум, на котором по сути дела решался вопрос об ослаблении исполнительной власти, ее позиции?

Ара Саакян: По мнению оппозиции, в Армении не существовало тогда и сейчас тоже никакой проблемы конституционного строя или проблемы не на уровне законодательства, а проблемы на уровне политики, соблюдения конституции. Следовательно, оппозиция настаивала на том, что существующая конституция тоже неплоха, только нужно ее соблюсти. В Армении даже есть такая поговорка, что справка из ОВИРа имеет большую силу, чем наша конституция. Уважение к конституции у нас еще не установлено и, следовательно, изменять ее не следовало.

Андрей Бабицкий: Вообще на постсоветском пространстве выстроена более или менее единая модель конституционного устройства - это сильная президентская власть, это очень ограниченный в своих возможностях парламент. Насколько модель отвечает политическим и социальным требованиям каждой из трех республик?

Ивлиан Хаиндрава: Конституционная модель 95 года была президентской, но она была цивилизованно-президентской, с наличием, во всяком случае, на конституционном уровне системы сдержек и противовесов. Проблема была, пожалуй, та же, которой коснулся господин Саакян - исполнение этой конституции. Но на бумаге это выглядело достаточно неплохо. А вот конституционные изменения, которые были произведены в Грузии в феврале 2004 года, это было фактически первое, что сделал президент Саакашвили после инаугурации, нарушило эту систему сдержек и противовесов, и мы получили довольно уродливую, я бы сказал, супер-президентскую систему, парламент стал слабее, чем был, причем значительно. Президент получил возможность по конституции распускать парламент в нескольких случаях. Правительство то же самое является полностью подконтрольным президенту органом, ибо он назначает премьера, имеет право снимать с должности министров-силовиков, даже не посоветовавшись с этим самым премьером. А с другой стороны, правительство стало этакой дубинкой в руках президента, в его взаимоотношениях с парламентом. Ибо президент имеет право роспуска парламента в случае, если, допустим, правительство не получило вотума доверия со стороны президента. То есть имеется возможность прямого шантажа парламента, что если вы не сделаете то-то и то-то, я вас просто распущу.

Андрей Бабицкий: Расим Мусабеков, я думаю, что проблемы Азербайджана очень похожи и на проблемы Армении, и на проблемы Грузии. Скажите, а может быть вернуться к лозунгу "Вся власть советам"?

Расим Мусабеков: Я думаю, что невозможно. Не на постсоветском пространстве утвердились супер-президентские режимы. Как раз те страны, которые избрали парламентскую форму демократии, оказались продвинуты и в демократии, и в целом в общественном развитии намного больше, чем супер-президентские республики. Республики Балтики избрали парламентский путь демократии, и такой же путь избрала Молдова. Хотя сегодня там во главе находится коммунист со странной молдавской фамилией Воронин, но тем не менее, в этой стране уровень демократии и освоения европейских норм и ценностей намного более продвинуто, чем в соседних странах. Поэтому, я думаю, что, с одной стороны, конечно же, может быть неструктурированность общества, неспособность элит организовать нормальную конкуренцию и сохранение стабильности, создавали условия для подобного рода супер-президентских республик. Но с другой стороны, сами эти режимы, которые утверждались, как бы воспроизводили и консервировали ту ситуацию, которую мы сегодня видим.

Ивлиан Хаиндрава: Кстати, Расим, постреволюционная Украина тоже уходит от сильной президентской.

Расим Мусабеков: Да, она идет в направлении парламентской демократии. Во всяком случае, сама по себе парламентская демократия предполагает диалог, необходимость договариваться. В супер-президентской республике сам парламент - это нечто, которое отвлекает от дел, потому что никто не хочет договариваться, все хотят командовать. В азербайджанских условиях даже не надо распускать парламент, просто президент определяет в значительной степени состав парламента, а дальше этот орган работает как нотариальная контора, штампует законы, которые поступают из президентской администрации.

Андрей Бабицкий: Ара, я хотел снова вернуться, вы сказали, что нет необходимости, которая диктовалась бы политической ситуацией. Видите, наш азербайджанский гость считает, что в принципе есть такая необходимость. Есть необходимость менять модель конституционного устройства.

Ара Саакян: Вы знаете, опять-таки проблема находится вне текста конституции. В Армении это проблема отношения власти к выборам, к избирательному праву. У нас результаты выборов, сам процесс выборов безбожно фальсифицируется. Вы говорите о том, что нужно увеличить полномочия парламентариев. Какая разница, сколько у парламентариев полномочий, когда парламент формируется исполнительной властью, когда большинство, до 90% парламентариев Армении самые крупные олигархи и бизнесмены страны, которые открыто занимаются предпринимательской деятельностью, которая просто запрещается той же конституцией.

Ивлиан Хаиндрава: Я бы продолжил мысль господина Саакяна. Дело в том, что в постреволюционной Грузии необходимости перехода к такой системе в общем-то и не было. Потому что революционные власти получили подавляющее большинство в парламенте, они имеют более трех четвертей мест в парламенте. И конечно же, страна стояла и стоит перед необходимостью реформ, причем часто болезненных реформ. Но парламент в данном случае не служил бы помехой, потому что там было президентское огромное большинство, и переходить к этой системе - это в общем-то даже необъяснимо с рациональной точки зрения.

Андрей Бабицкий: Я вам должен сказать, что вообще выглядит очень странным и парадоксальным, когда президент Грузии, который, казалось бы, пришел для того, чтобы проводить демократические реформы, он воспроизводит модель, скажем так, российской автократии, российской мягкого авторитарного режима.

Ивлиан Хаиндрава: Так оно было и названо, между прочим, вот эта новая конституционная модель - российская модель. Потому что правительство приблизительно с теми же функциями и президент с огромной властью и неадекватная ответственность.

Андрей Бабицкий: Расим Мусабеков, оппозиция на Украине шла к власти с уже разработанной моделью ослабления позиций президентской власти. Есть что-то похожее в Азербайджане?

Расим Мусабеков: Вообще-то революционная оппозиция, когда она в меньшинстве, она требует усиления роли парламента. Как только маячит возможность получения президентской власти, то говорят, что, да, парламент когда-нибудь, но сейчас для того, чтобы динамичнее, быстро осуществить необходимые перемены, нужна централизация власти. Но мне кажется, что есть очень большая проблема, в моем понимании концептуально-философская: власть не хочет считаться с собственными законами. То же самое и в Азербайджане. Есть конституция, привел в парламент, есть возможность выбрать в парламент, продавить в парламент, посадить в парламент кого угодно. Если парламент и власть открыто демонстрируют всему обществу попирание собственных законов - это уже не власть, это власть произвола.

Андрей Бабицкий: Ара Саакян, я хочу вас объединить с нашим азербайджанским гостем в одном тезисе, что правоприменительная практика важнее, чем модель конституционного устройства.

Ара Саакян: Да, как раз это нежелание считаться с законом со стороны власти, придает ожесточенность политической борьбе. Фактически политическая борьба в наших странах превращается в уничтожение соперников. То есть у нас осуществляется не эволюционное или какое-то постепенное развитие, а каждая следующая власть является абсолютным отрицанием предыдущей. Конечно, наша конституция - это не советская конституция. Очень много у нас изменилось. Мы хотим честно, жить в демократических условиях. Советская конституция не была предусмотрена для применения. Наши конституции все-таки они действуют. И здесь ответственность не только власти, но и оппозиции.

Наша оппозиция стала самодовольной, замкнутой иногда, даже можно сказать, что это маленькая секта в обществе. Это очень опасно: маргинализируется оппозиция, маргинализируются передовые идеи, идеи демократии. Нам нужна способность, даже находясь вне власти, в оппозиции, просто как граждане своих государств повлиять на ход истории, на ход событий.

Андрей Бабицкий: Расим Мусабеков, будет Азербайджан парламентской республикой?

Расим Мусабеков: Я думаю, что в ближайшее время нет.

Андрей Бабицкий: Ара Саакян, я все-таки хочу еще раз спросить: почему, как мне кажется, достаточно позитивные изменения в конституции не были поддержаны оппозицией? Я понимаю, что не было политической необходимости в этом. Но если представить, что кому-то в будущем потребуется такой парламент, наделенный большими возможностями, нежели нынешний армянский.

Ара Саакян: Мне импонирует ваш оптимизм. Дело в том, что и текстуально были проблемы. Оппозиция объяснила народу эти проблемы. Одна из проблем заключается в том, предоставляется этими изменениями и уже предоставлена абсолютная неприкосновенность президента после отставки, после завершения полномочий. Российский парламент был расстрелян из-за той же ожесточенной борьбы за власть. Вот как раз и положительная функция, положительный результат принятия новых конституций и в России, и после этого в других государствах является в том, что конституционно закрепляются полномочия всех ветвей власти, и борьба уже за полномочия вне конституции не может происходить.

Национальные особенности спама.

Ирина Лагунина: "Лучшие рассылки в интернете", "Новогодние подарки - быстро и дешево", "Зачем платить больше"? Интересно, кто-нибудь попытался подсчитать, сколько таких электронных посланий мы получаем на наши компьютеры в день. И это - так сказать сезонные послания. Самый приличный заголовок внесезонных посланий - "Ваша женщина будет довольна". Весь этот электронный хлам в почтовом ящике лишь вызывает раздражение и отнимает рабочее время. О национальных особенностях этой проблемы - мой коллега Владимир Ведрашко.

Владимир Ведрашко: Сетевой мусор, спам - это то, с чего я начинаю свой рабочий день.

Открывая свой почтовый ящик я вынужден сразу навести в нем порядок, чтобы можно было нормально работать. О спаме российском и заграничном - через несколько минут в разговоре с Антоном Ширяевым. А сейчас - слово корреспонденту Радио Свобода в Польше Алексею Дзикавицкому.

Алексей Дзикавицкий: В Польше компьютер имеют 40% семей, три четверти этих компьютеров подключены к Интернету. Что касается предприятий, то практически все польские фирмы имеют доступ к "всемирной паутине". Ежегодно количество пользователей Интернета в Польше увеличивается на 4-5%, а в 2005 году поляки потратили на покупки в Интернет-магазинах более 300 миллионов долларов. Те же статистические данные свидетельствуют о том, что чаще всего среди нежелательных сообщений в ящиках для электронных писем во всем мире появляются предложения медицинских услуг, банковских кредитов, акций, предложения посетить порнографические Интернет-сайты и лишь около 9% спама содержит рекламу каких-либо товаров. Просмотрев несколько сот спамов в своем ящике, я убедился, что в Польше предложения медицинских услуг следовало бы поменять местами с банками - именно от них я получил в уходящем году больше всего таких электронных писем. Говорит специалист-компьютерщик Томаш Бладынец.

Томаш Бладынец: Чаще всего спам - это различного вида реклама. Эта фирма подписывает контракт с рекламодателем и рассылает затем рекламу всем своим пользователям. Это важный источник дохода. Бывает и так, что посещая различные подозрительные Интернет-страницы, мы оставляем свой электронный адрес и затем начинаем получать странные сообщения, которые невозможно удалить, с рекламой непонятно чего. Этого, однако, можно избежать, не посещая такие подозрительные страницы.

Алексей Дзикавицкий: 2005 год в Польше был годом повышенной политической активности. Впервые в истории президентские и парламентские выборы состоялись практически одновременно. И эти события не могли не найти отражения в Интернете. Появилось множество электронных писем до выборов с агитацией, а после - с поздравлениями тем, чья взяла, и наоборот, критикой выбора поляков и всевозможными анекдотами о новых властях. Между тем, поляки всячески стараются защищаться от спама.

Томаш Бладынец: Конечно, защищаться от спама можно. Ряд фирм, которые предоставляют ящики для электронной почты, дают возможность заблокировать электронные письма, которые мы не хотим получать. Есть программы, которые не пропускают мейлы с определенным сочетанием слов и так далее. Иногда такие фильтры устанавливаются в электронных ящиках автоматически, без уведомления владельца ящика. Но я считаю, что это не самый лучший выход.

Алексей Дзикавицкий: Год назад в Польше имел место беспрецедентный судебный процесс. Житель провинциального города Бела Подляска подал в суд на варшавскую фирму, которая, несмотря на просьбы не делать этого, присылала ему информацию рекламного характера. Фирма была признана виновной и суд обязал ее выплатить истцу около 70 долларов. Хотя сумму компенсации можно назвать символической, по мнению специалистов, дело не в размере компенсации, а в том, что те, кто рассылает спам, не могут чувствовать себя безнаказанными. Кстати, в Европейском союзе закон, запрещающий высылать рекламные материалы электронной почтой тем, кто не хочет их получать, вступил в силу еще два года назад, в декабре 2003. Польские специалисты, однако, считают, что борьба с рассыланием нежелательных электронных писем будет очень сложной. Некоторые предостерегают, что государство, используя такие изменения в законодательстве, может нарушить тайну переписки своего гражданина.

Томаш Бладынец: Этот закон в Польше пока особенно не действует и, надеюсь, что действовать не будет. Есть много различных способов, при помощи которых можно самостоятельно справиться со спамом. Какой бы то ни был контроль за корреспонденцией - это, по-моему, плохо. Люди сами могут с этим справиться и необязательно, чтобы этим занимался Европейский союз.

Алексей Дзикавицкий: Тем не менее, по данным опросов, 12% поляков, которые пользуются Интернетом, считают, что спам опасен. Период накануне рождественских праздников в Польше - это время очередной порции спама. Среди многочисленных предложений типа "купите подарки близким у нас", встретились, однако, и интересные электронные письма. Например, приглашение поучаствовать в акции защитников прав животных: выпустить вместе с ними в Вислу несколько десятков карпов в знак протеста против массового поедания поляками этой рыбы. В Польше рождественский стол без карпа не может обойтись. Или придти в центр Варшавы на торжественное открытие самой большой искусственной елки в Европе.

Владимир Ведрашко: Со мной в пражской студии Радио Свобода мой коллега, сотрудник Интернет-отдела Радио Свобода Антон Ширяев.

Антон Ширяев: Спам - это сетевой мусор. Это примерно то же самое, что приходит в большом количестве вам на почту домой, открываешь ящик, держишь в руках эту пачку бумаг, стоишь и не знаешь, что с этим делать. То же самое с сетевым мусором. Настраиваешь очень долго фильтры, наискосок просматриваешь и тут же все выкидываешь, практически не читая.

Владимир Ведрашко: А все-таки при просмотре попадаются какие-то сообщения, которые хотелось бы прочитать?

Антон Ширяев: Вы знаете, скорее нет. Спам сам по себе вещь безвредная, если его не открывать, не трогать, не запускать тем более программы, которые бывают в приложении, то опасного в этом нет. Но при этом, если, конечно, запустить какую-то программу, пришедшую в спамовском письме, то тогда последствия могут самые разные быть. Вспомните самую первую историю с "I love you", если вы помните, такой вирус был, когда сотни тысяч, миллионы ни в чем неповинных пользователей, получив такое письмо с объяснением в любви, открыли его, запустили программу, и по всему миру сломалось сотни тысяч компьютеров. Кроме этого существует много программ, так называемых "шпионов". Ты не знаешь, что произошло после того, как ты запустил этот "шпион", открыв письмо со спамом. То есть ты не просто его открыл, ты еще провел какую-то операцию, запустил какую-то программу. Запустив такую программу-шпиона, вы уже можете быть потенциальным рассадником этого спама, то есть якобы от вашего имени может идти дальше спам.

Владимир Ведрашко: Антон, я вас на минутку прерву для того, чтобы поделиться своими впечатлениями о спаме, который я получаю. В Петербурге или в Москве или в каком-либо городе проводится интересный семинар по повышению квалификации в области бухгалтерии, налогообложения, в области инвестиций. Я прочитывал эти письма и находил там для себя немало интересного. Там, конечно, фактически дается объявление с телефоном, куда нужно обратиться, и тогда дальше ты, если заинтересовался, звонишь по этому телефону, тебя приглашают оплатить этот семинар, если видят твой интерес, ты оплачиваешь и участвуешь в нем. Речь идет об образовательном процессе. В большой корпорации, в большой конторе, которая называется Радио Свобода, много ли получаете вы спама из России, и есть ли на вашем компьютере западный спам, и в чем их различие?

Антон Ширяев: Я просто посчитал за ночь, за 12 часов количество писем, которые я считаю спамом. У меня адрес старый, ему около десяти лет, мало того, он еще включен в группу рассылок. За 12 часов я получил порядка 200 писем спама, что составило около 80% моей почты. Из этого доля русскоязычного порядка 30-50%.

Владимир Ведрашко: Это при всех фильтрах?

Антон Ширяев: При корпоративном фильтре и при моих фильтрах, которые я наладил на то, чтобы они сложили всю почту, которую я обычно удаляю одним движением руки, просто приходя на работу - я вижу список спама, и тут же говорю "удалить". Иногда наискосок проглядываю, может быть там что-то важное. Это на самом деле очень обидно. Потому что, несмотря на то, что корпорация пытается как-то корректно бороться со спамом, все равно каждое восьмое письмо, которое должно дойти до адресата, которое затребовано и не является спамом, при этом пропадает из-за ошибок фильтра.

Владимир Ведрашко: Чем все-таки отличается?

Антон Ширяев: В основном примерно то же самое. Я сегодня посмотрел на то, что присылают. Сегодня почему-то была очень активная распродажа шкафов, почему-то сегодня мне предлагали купить шкафы в больших количествах. А так - то же самое. Зовут на семинары...

Владимир Ведрашко: Сейчас на новогодние вечеринки.

Антон Ширяев: Причем новогодний спам тоже абсурдный. К примеру: "Уважаемые коллеги! Позвольте от всей души поздравить вас и ваших близких с наступающим Новом годом и предложить вам весь спектр металлопроката и строительных материалов". Предлагают программное обеспечение, предлагают пиратские фильмы. Собственно, англоязычный спам предлагает купить в основном какие-то сексуальные лекарства, виагру. Российские тоже предлагают лекарства. Вместо дешевых "Ролексов"...

Владимир Ведрашко: Догадываюсь - предлагают в открытую копии часов. То есть напрямую тебе пишут в теме: "Копии швейцарских часов".

Антон Ширяев: Честно предупреждая - копия "Ролекса". Всевозможный отдых, путешествия. В России удивительное есть, в отличие от Запада, чего я никогда не встречал, предлагают воспользоваться услугами колдунов. Причем это единственное письмо, которое я именно зацепил глазом. Мне понравился заголовок: "Мы не едем в Дубай, он не дал мне денег". Интригует, да? Текст такой: "Солнышко, да он просто оборзел. Я представляю, как тебе с ним тяжело. Он, наверное, думает, что если купил тебе паршивый "Ситроен" и две шубы, большего ты не достойна. Тебе надо скорее бежать к магу Илье Герману, он просто волшебник". И дальше история, как она сама два года назад ходила по Москве без регистрации, а потом сходила к магу Герману и теперь живет: "Купил мне пентхаус на Кутузовском и магазин".

Владимир Ведрашко: Обидная и вредная часть спама, как я понял, ваше время рабочее отнимает.

Антон Ширяев: Он отнимает не только время, он отнимает еще трафик, объем информации, за который платят. Клиент платит деньги за количество мегабайтов, гигабайтов, которое он скачивает из сети или закачивает в сеть.

Владимир Ведрашко: То есть спам увеличивает плотность потока информации и, соответственно, раз поток плотный...

Антон Ширяев: ... больше платите. Президент Ассоциации документальной электросвязи Александр Иванов заявил, что в России ущерб операторов и пользователей сети Интернет от рассылки несанкционированных рекламных сообщений ежегодно составляет около 55 миллионов долларов. И на самом деле есть такая компания "Ашманов и партнеры", которая занимается антивирусными программами, они считают, что эта цифра сильно занижена, то есть на самом деле эта сумма составляет порядка 250 миллионов долларов - потеря от спама в России за год. Спамеры ищут всевозможные пути, чтобы обойти методы защиты, потому что никак невозможно придумать какое-то один способ раз и навсегда, как-то заблокировать спам и все. Постоянно обходят, постоянно придумывают какие-то ходы. Если раньше придумывали такие вещи, как удвоение букв или замена букв цифрами, чтобы невозможно было поставить фильтр на слово:

Владимир Ведрашко: Фильтр его не разгадывал, а читатель узнавал смысл, просто лишняя буква.

Антон Ширяев: Очень легко было прочитать, но фильтр не мог его отловить по той причине, что это не соответствовало тому, что в него задано. Ты задаешь, чтобы не приходили письма со словом "курсы" в заголовке, а тебе приходит спам, в котором написано "курсыы", и ты его получаешь. И после того как более-менее научились бороться с этим, то есть разумные логические фильтры начали делать, которые научились-таки распознавать морфологически, что находится в заголовке и как-то отлавливать эти письма, начали присылать письма как картинки, что уже гораздо сложнее отследить. Постоянно идет эта борьба, постоянно идет борьба в способах подачи и в скорости подачи.

XS
SM
MD
LG