Ссылки для упрощенного доступа

Версия токсиколога: дети в Чечне отравились спорыньей


По данным на 8 января в Чечне трое детей с диагнозом «псевдо-астматический синдром» по-прежнему оставались в Шелковской районной больнице. Всего по официальным данным было зарегистрировано 87 заболевших. 18 детей были вывезены в санаторий Железноводска, 14 – в клинику пограничных состояний при ставропольской медицинской академии. О своих предположениях по поводу возможных причин загадочного заболевания детей в Чечне Радио Свобода рассказал кандидат биологических наук, до недавнего времени – заведующий лабораторией микотоксикологии НИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии Андрей Леонов.


...Вещества-алкалоиды спорыньи являются производными лизергиновой кислоты – это достаточно известное соединение. И клинические проявления, связанные с затрудненным дыханием, с судорогами конечностей и прочее, все может свидетельствовать, что происходит отравление именно этими веществами...


«Я убежден, что в данном случае мы столкнулись с вспышкой банального отравления, обусловленного потреблением в пищу хлеба, выпекаемого из муки, зараженной эргоалкалоидами. Это мука, полученная из зерна, скорее всего пораженного сумчатым грибом – в простонародье он именуется спорынья. Симптоматика и клинические проявления этого заболевания, а также его время и место подтверждают предположение, что там летом произошла эпифитотия – поражение зерновых, пшеницы этим грибом – и вследствие этого зерно содержало достаточно большое количество эргоалкалоидов», - говорит токсиколог.


Вещества-алкалоиды спорыньи являются производными лизергиновой кислоты – это достаточно известное соединение. Известный всем наркотик ЛСД – также производное лизергиновой кислоты. «Поэтому клинические проявления, связанные с затрудненным дыханием, с судорогами конечностей и прочее, все может свидетельствовать достаточно уверенно, что происходит отравление именно этими веществами», - утверждает Андрей Леонов.


По его словам, Чечено-Ингушская республика в советские времена производила порядка 500 тысяч тонн зерна, в основном это была пшеница и немного ячменя. Во время войны сельское хозяйство там практически прекратило действовать. Но в последние два-три года оно восстанавливается. «Шелковской район -- а там произошла основная вспышка в станице Старогладовская – это левый берег, бывшая территория Терского казачьего войска, - объясняет токсиколог. - В те еще времена земские врачи описывали подобного рода заболевания. Степной северный берег Терека известен много лет и специалистам-фитопатологам северокавказского института в Краснодаре, как район эндемичный по этой самой спорынье».


«Когда пшеница цветет, в завязь растения попадают споры этого гриба и вместо зерна формируется темное уродливое образование размером до пяти сантиметров, которое именуется в простонародье рожком спорыньи. Оно всем хорошо известно – и деятелям сельского хозяйства и обычным крестьянам – как страшно ядовитая штука», - говорит специалист. В советские времена строго соблюдалась агротехника и севообороты, пшеницу из года в год по одним и тем же площадям никто не сеял, ее заменяли периодически подсолнечником, сахарной свеклой, кукурузой, которые не поражаются этим грибом. Более того, там были районированы относительно устойчивые к спорынье сорта, дружноцветущие, которые не успевают сильно заразиться. Там рекомендовалось сеять озимые, то есть которые начинают цвести раньше, чем созреют споры – объясняет эксперт.


«Механическая очистка зерна на токах не позволяет с достаточной степенью надежности обезвредить такое зерно. Поэтому раньше существовали инструкции, согласованные Минздравом, Минсельхозом и Министерством заготовок на предмет того, что же делать с этим зерном. Его как правило рекомендовалось не отправлять ни на пищевые цели, ни на фуражные, поскольку все виды животных страдают от эрготизма, включая птиц – рекомендовалось его отправлять на техническую обработку, преимущественно на ацетонобутиловое производство, даже не на спирт» - говорит Андрей Леонов.


«И по времени заболевание детей вполне объяснимо. Урожай был собран в середине сентября - начале октября, некоторое время это зерно должно было отлеживаться в элеваторах или на хлебоприемных пунктах. В переработку на муку оно должно было пойти к началу ноября. Вещество это не остро токсичное по действию, недостаточно один раз получить некоторую дозу, чтобы проявились эти все симптомы, оно должно более-менее регулярно поступать в пищу к человеку, что там, видимо, и произошло. Вероятнее всего, стоящие в чуланах мешки с мукой содержат фрагменты перемолотых склероциев, которые делают муку неприемлемой для пищевых целей» - предполагает токсиколог.


По словам Леонова, в качестве первоочередных мер надо прежде всего запросить информацию у службы защиты растений. В Чеченской республике станции защиты растений республиканской не было, там была общая сельскохозяйственная станция, но на ней были сельхоззащитники. Они должны были не пропустить эпифитотию этой спорыньи. Агрономы в хозяйствах должны были неизбежно увидеть это явление, насторожиться.


«Нужно опросить родителей, выяснить, откуда поступает мука, выпекают ли они хлеб в домашних условиях или покупают из какой-нибудь местной частной небольшой хлебопекарни, выяснить, что там за мука, откуда она появилась, из каких хозяйств. Отправиться в это хозяйство, которое поставляло на мелькомбинат зерно, и там на складах легко и просто установить наличие этой самой спорыньи. Этого уже достаточно для того, чтобы подтвердить мое предположение» - говорит токсиколог. «Можно определить метаболиты этих эргоалкалоидов в моче заболевших девочек и, соответственно, в крови. Насколько мне известно, посылали кровь пяти заболевших детей в махачкалинскую лабораторию судебно-медицинской экспертизы, они почему-то сообщили, что не обнаружено следов угарного газа. Наверняка, девочки живут в разных домах и угореть всем одновременно затруднительно было бы. И еще они почему-то обнаружили там тормозную жидкость или стеклоочиститель, которым иногда алкаши травятся. Но я не думаю, чтобы девочки пили поголовно все», - предполагает эксперт.


«При этом то, что заболели преимущественно девочки возрастом около 14 лет, объясняется сравнительно просто: во всех учебниках по возрастной физиологии можно прочитать, что этот возраст характеризуется серотонин-дефицитом. При этом, если они не продолжают получать с пищей, с той же какой-нибудь манкой местного производства, из которой в больнице варят кашу, эти вещества, то соответственно, это должно со временем прекратиться. Но здесь у меня есть опасение такого рода: диагноз, поставленный специалистами института имени Сербского о якобы психогенной природе заболевания в результате массовых стрессов, мог повлечь за собой неправильное лечение», - говорит Леонов. «Могли назначить транквилизаторы всевозможные. А известно, что применяемые в психиатрии транквилизаторы многие являются достаточно мощными альфа-адреноблокаторами или бета-адреномиметиками и такого рода неправильное лечение может привести к усугублению клинического проявления отравления».


Положительный эффект должна оказать смена региона проживания, говорит токсиколог. «Если их там будут неплохо кормить, то совсем будет хорошо. А вот если их начнут лечить в какой-нибудь психушке железноводской неправильно, вот тогда можно растянуть это дело. Я не берусь вам точно заявлять о том, каков период полувыведения из организма этих веществ. Знаю, что иногда по часам это пишется, иногда по суткам. В данном случае речь идет о веществе, которое оказывает свое отрицательное действие, постепенно накапливаясь и выводится из организма тоже не очень стремительно, поэтому за неделю, дней за десять они должны вполне восстановиться», - утверждает Андрей Леонов.




XS
SM
MD
LG