Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Правозащитные организации предъявляют судебный иск администрации Джорджа Буша. Цены на нефть приближаются к рекордной отметке: что дальше? Голливуд готовится к «Оскарам»


Юрий Жигалкин: Правозащитные организации предъявляют судебный иск администрации Джорджа Буша. Цены на нефть приближаются к рекордной отметке: что дальше? Голливуд готовится к «Оскарам». Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».


Решение президента Буша санкционировать прослушивание международных телефонных разговоров лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, будет подвергнуто испытанию судом. Во вторник две американские правозащитные организации подали иски в федеральные суды в Нью-Йорке и Мичигане от имени нескольких американских граждан, требуя прекратить незаконный, по их словам, мониторинг и привлечь к ответственности представителей Белого дома и руководство Национального агентства безопасности. Сведения о том, что американские власти прослушивают международные телефонные разговоры американцев без судебной санкции, попавшие в прессу около месяца назад, дали повод для громких атак на администрацию Буша со стороны правозащитников и законодателей-демократов, обвиняющих ее в подрыве гражданских свобод американцев. Представители Белого дома отвечают, что прослушивание было законно в контексте антитеррористических законов. Критики чрезвычайных антитеррористических мер уже неоднократно с переменным успехом пытались оспорить в судах некоторые действия администрации.


Насколько обоснованной выглядит попытка запретить прослушивание международных звонков людей подозреваемых в терроризме? Вопрос вице-президенту организации «FreedomHouse» («Дом Свободы») Арчу Паддингтону.



Арч Паддингтон: Эта администрация, по крайней мере, некоторые ее деятели, судя по всему, твердо верят в то, что в борьбе с терроризмом они могут переступить некоторые табу, которые не решались нарушать их предшественники. В Белом доме, видимо, действительно верят в то, что антитеррористическое законодательство и война с террором дают им дополнительные права на чрезвычайные меры. Противники такого подхода противопоставляют правительству испытанное средство - суды, оспаривая не без успеха многие из акций Белого дома. В том, что касается этого дела, мнения юристов о законности действий властей расходятся, но я не удивлюсь, если Белый дом, в надежде предотвратить потенциально негативный для себя исход суда, решит не доводить до него дело, отказаться от такой практики прослушивания и предложить некий компромиссный вариант.



Юрий Жигалкин: Господин Паддингтон, серия судебных вызовов, брошенных американской администрации, явно добавила силы голосам тех американцев, и не только американцев, кто утверждает, что администрация подрывает гражданские свободы. Как вы относитесь к такой посылке?



Арч Паддингтон: Я думаю, что власти в некоторых случаях в самом деле переступили пределы дозволенного в пылу борьбы с терроризмом, но те, кто называет это подрывом системы гражданских свобод, сильно, на мой взгляд, гиперболизируют негативный аспект акций Белого дома. Ведь мы являемся свидетелями того, как суды и законодатели лимитируют свободу действий исполнительной власти. Администрация Буша, несмотря на пылкие заявления о законности своих антитеррористических приемов, вынуждена корректировать свои действия, часто не доводить дела до суда. И в результате наверняка будет найден баланс между обеспечением гражданских прав людей и борьбой с терроризмом.



Юрий Жигалкин: Говорил вице-президент правозащитной организации «Фридом Хаус» Арч Паддингтон.


Во вторник мировые цены на нефть достигли 66 долларов и приблизились к рекордной отметке. Что дальше? Слово - Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: Насколько опасен рубеж в 66 долларов за баррель нефти и является ли он пределом, в то время как многие эксперты не исключают 100-долларовой отметки в этом году? С этим вопросом я обратился к аналитику Вашингтонского института Катона Питеру Ван Дорену.



Питер Ван Дорен: Интересно вспомнить, как 2-3 года назад все считали, что если вместо 25-27 долларов за баррель нефть будет стоить 70 долларов за баррель, то американскую экономику ждет неизбежная рецессия. Эти прогнозы оказались несостоятельными. Надо понимать, что энергоносители вносят не столь значительный вклад в формирование внутреннего валового продукта. Любому производителю дороже всего обходятся трудовые затраты, а не энергия, за исключением, пожалуй, производства алюминия. Американская экономика довольно эластичная. Конечно, покупать нефть по 100 долларов за баррель - сомнительное удовольствие. Но жизнь продолжается и не напоминает шоковых ситуаций 1973 и 1979 годов, потому что мы не подменяем рыночные механизмы системой произвольного контроля цен, которая в упомянутые годы способствовала созданию нефтяного дефицита. Сейчас мы жалуемся на цены, но не испытываем недостатка в нефтепродуктах.



Аллан Давыдов: Полагают, что резкое удорожание нефти спровоцировано заявлением министра экономики Ирана о возможных экономических последствиях международных санкций против его страны, которая добивается обладания ядерными технологиями. Но, по-видимому, дефицит иранской нефти может быть уравновешен заметным снижением нефтяных потребностей Китая в текущем году. Что это за китайский феномен?



Питер Ван Дорен: История не совсем ясная. Но, думаю, все дело в том, что в последний год система электроснабжения в Китае стала надежнее. Китайские производители, столкнувшись с огромным спросом на свои товары, отказываются от небольших дизельных электрогенераторов и все увереннее переходят на сетевое централизованное электроснабжение. Это, в свою очередь, сократило потребности в дизельном топливе на мировом рынке. Думаю, что завышенные нефтяные потребности Китая в последние годы были продиктованы именно этим обстоятельством, нежели спросом на автомобильный бензин.



Аллан Давыдов: В какой степени перспектива сокращения экспорта иранской нефти может повлиять на твердость позиции Соединенных Штатов по отношению к иранской ядерной программе?



Питер Ван Дорен: Я не думаю, что опасения относительно перебоев в поставках нефти сделают американскую общественность терпимой к ядерному шантажу иранского президента. Баланс внешнеполитических и экономических интересов сохранить будет нелегко. Но, скорее всего, тревога, связанная с нефтью, не сыграет здесь большой роли.



Аллан Давыдов: Сказал аналитик вашингтонского института Катона Питер Ван Дорен.



Юрий Жигалкин:Во вторник Верховный суд Соединенных Штатов посчитал, что Федеральная прокуратура не может преследовать орегонских врачей, прописывающих яд смертельно больным людям, готовым закончить жизнь самоубийством. В 1997 году либеральный Орегон, единственный среди пятидесяти штатов, принял закон, легализующий эвтаназию. Поскольку юридические аспекты, связанные с жизнью и смертью, традиционно регулируются штатным законодательством, бывший министр юстиции США Джон Эшкрофт попытался заблокировать эту инициативу штата, издав директиву об аресте любого врача, выписавшего пациенту летальное средство на основании Федерального закона о контроле за лекарственными средствами. Согласно этому документу, американский врач имеет право назначать лекарства лишь в целях исцеления пациента. Однако вслед за решениями судов низшей инстанции, заблокировавших федеральную директиву, Верховный суд пришел к выводу, что штатный закон в данном случае имеет преимущество над федеральным законом. Как предсказывают эксперты, за этим вердиктом суда может последовать легализация эвтаназии рядом штатов и попытка федеральных законодателей принять специальный закон, криминализирующий эвтаназию.


Нет никаких сомнений, что космический челнок является самым опасным из любых космических кораблей, когда-либо поднимавшихся в космос, об этом открыто заявляет в своей книге «Обкатывая ракеты» астронавт Майк Муллэйн, совершивший три полета на шаттле. Вину за это, по его словам, несет американская космическая бюрократия, пытавшая сэкономить на дизайне корабля многоразового использования, а также астронавты, не решавшиеся критиковать руководство Космического агентства из боязни потерять работу. Главная претензия бывшего астронавта к НАСА заключается в том, что в космическом челноке не предусмотрена система аварийного катапультирования, которая бы могла, например, спасти экипаж «Челленджера», взорвавшегося при взлете. «После гибели «Челленджера» мы испытывали злобу и отвращение по отношению к менеджменту, - пишет астронавт, - но мы сдерживали свои критические порывы из-за неуемной жажды летать. Только уборщики и работники кафе в штаб-квартире НАСА не несут ответственности за гибель экипажа «Челленджера».


В понедельник были объявлены лауреаты премии «Золотой глобус». За десятилетия этот приз Ассоциации иностранных журналистов в Лос-Анджелесе обрел статус одной из самых престижных кинонаград, и в понедельник церемонию награждения смотрело рекордное количество телезрителей. Но, как тихо соглашаются критики, интерес к «Золотому глобусу» вызван лишь тем, что в прошлом он был довольно объективным индикатором расстановки сил в соперничестве за «Оскар».


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: "Золотой глобус" чаще, чем другие кинонаграды, вроде премии нью-йоркских и лос-анджелесских кинокритиков или премии Национального общества кинокритиков, рассматривается как наиболее надёжный предсказатель будущих лауреатов «Оскара». Каковы же тенденции, определившиеся по наградам «Золотого глобуса»? Гей-вестерн «Горбатая гора», победивший в четырёх категориях, несомненно будет номинирован на «Оскара». С такой же уверенностью можно предсказать и участие в борьбе за «Оскара» отмеченные «Золотым глобусом» фильмы «Пройти по черте», «Капоте» и ряд других. Однако тот факт, что «Горбатая гора» получила главные премии, не означает, что такая же судьба уготована этой картине на «Оскаре». В прошлом году, например, «Золотого глобуса» как лучший фильм удостоился «Авиатор» Скорсезе, а «Оскара» получил фильм Клинта Иствуда про девушку-боксёра.


Томас Доэрти, декан кинофакультета в университете Брендайса, в Массачусетсе видит в кинофильме Энга Ли «Горбатая гора» немало художественных достоинств.



Томас Доэрти: Обычно «Золотой глобус» больше, чем «Оскар», указывает на популярность фильма у публики. «Горбатая гора» признана публикой не только как высокохудожественная лента, но политически корректная, хотя и на грани скандала. Не правы те, кто считает этот фильм последним гвоздём в гроб вестерна как жанра. Наоборот, это воскрешение вестерна, но на новом уровне. Тема гомосексуализма в нём далеко не главная. Важнее общечеловеческая тема любви как подавляемого чувства. И тема единения с природой. Природа - главный герой фильма.



Ян Рунов: С профессором Доэртн не согласен Дов Симменс из Голливудского киноинститута.



Дов Симменс: «Горбатая гора» - это два человека и две лошади на нескольких гектарах земли. Неплохой фильм с прекрасно организованной рекламой. Добро пожаловать в Голливуд, где всё решает маркетинг, где главное - делать деньги. Сейчас хорошо продаётся тема гомосексуализма в комбинации с мужественным образом ковбоев. Так же рассчитана на популярность и крупные заработки тема Ближнего Востока. И вот одновременно претендуют на премии кинофильмы «Сириана», «Мюнхен» и палестинский фильм «Рай сегодня». Всё это - неплохие работы, но, главное, хорошо продаваемая тема.



Ян Рунов: Главная разница между «Золотым глобусом» и «Оскаром» - в количестве голосующих. В голливудской Ассоциации иностранной прессы - менее чем 90 голосов. А решение о том, кто достоин «Оскара», зависит от мнения нескольких тысяч кинематографистов разных специальностей - от продюсеров, режиссёров и актёров до художников по гриму, костюму или свету.



Юрий Жигалкин: Майкл Джексон, по последним сообщениям, все больше обживается в Бахрейне, где он провел последние несколько месяцев. Безработный король поп-музыки приступил к поискам работы в ближневосточном эмирате, причем даже не по профессии. Согласно заявлению бахрейнской фирмы, она готова прибегнуть к услугам Джексона в качестве консультанта в области индустрии развлечении. Фирма подумывает о строительстве тематических парков, подобных "Диснейленду", и Джексон намерен не упустить свой шанс. «Еще один шанс», как пел он в своей старой песне.


XS
SM
MD
LG