Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Святки в современной России


Евгения Назарец:На Руси сегодняшний крещенский вечер в народе считался особенным. Тогда полагали, что в сумерки 18 января можно устроить самое верное гадание, потому что оно будет последним в эти Святки (после Крещения «пытать судьбу» уже категорически запрещалось). Об этом обычае наслышаны и современные россияне. Недостаточное знакомство с классическими ритуалами нынешние «охотники за будущим» компенсируют мобильными телефонами и даже интернетом. Тему продолжает екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Ирина Мурашова.



Ирина Мурашова: На игле и на бобах, с подружками и в одиночестве - способов гадания на Руси было множество. Некоторые из них дошли до XXI века, но в условиях студенческих общежитий, где особенно любят гадать, уже трансформировались.



- Наливается в тарелочку вода, на круг раскладывается кольцо обручальное, ключи, хлеб, соль, водка, то есть это все обозначает, какая жизнь будет. И кладется иголочка на воду. Куда она покажет острием, например на ключи, значит, в этом году – квартира, если кольцо, значит, свадьба. Сбывалось. В течение года у нас были совпадения и роковые, нехорошие, и хорошие.



Ирина Мурашова: В городах девушкам не каждый раз хватает терпения долго вглядываться в зеркало, чтобы увидеть лицо жениха. Есть более современные и быстрые способы гадания. Например, в полночь загадать желание и с размаху три раза ударить головой по клавиатуре, а потом трактовать получившееся по-своему. Или опять же в полночь позвонить по любому телефону, если возьмет трубку мужчина, то спросить у него имя - так и будут звать будущего мужа. Доцент кафедры фольклора Уральского государственного университета Владислав Липатов уверен, что традиций в народе меньше не становится. Просто старые фольклорные формы меняются, а новые - появляются.



Владислав Липатов: Активная вера во всякого рода предзнаменования, предсказания начинается в смутное время. Живем мы не самым лучшим образом сейчас. А оно в себе содержит и элемент магический, и элемент развлекательный. И если человек искренне верит, то будет доминировать как раз магический элемент. Люди, которые достаточно уверены в себе, могут обратиться к тем же самым гаданиям, как к элементу развлечения. Но, как говорится, радость-то радостью, а гадость гадостью. Люди должны иметь в виду, что они вступают в контакт с нечистой силой.



Ирина Мурашова: Как правило, гаданием занимаются молодые женщины – обычно именно они наиболее не уверены в своем будущем. Мужчины и раньше, и сейчас гадали только в самых крайних случаях - если, например, парень долго не мог жениться. Да и то, обычно он шел к женщине, которая предсказывала ему судьбу, например, на картах.


Количество обращающихся за предсказаниями к колдунам и ворожеям в рождественские дни заметно растет. Правда, услуги предсказателей недешевы. Сеанс известной гадалки стоит до 900 рублей. Краткий анализ ближайшего будущего обойдется клиенту в 300 рублей. Впрочем, возможен и менее затратный вариант – открыть наугад страницу интернета и прочитать первое попавшееся слово, загадать, что сторублевая купюра – это да, а десятирублевая – нет, вытащить их наугад из собственного кошелька и так далее.



Евгения Назарец: Сегодня в Екатеринбургской студии Радио Свобода с нами руководитель Свердловского областного Центра фольклора Андрей Бобрихин.


Доброе утро, Андрей Анатольевич.



Андрей Бобрихин: Доброе утро.



Евгения Назарец: Андрей Анатольевич, вы вместе со мной послушали краткий рассказ Ирины Мурашовой о том, как трансформируются фольклорные традиции в городских условиях. Вообще, в принципе, то, о чем она рассказала, это близко к тому, чем приходится заниматься людям, изучающим фольклор?



Андрей Бобрихин: И да, и нет. Во-первых, нужно сказать, что я не совсем понял, по какой клавиатуре нужно бить головой. Наверное, имеется в виду клавиатура фортепьяно?



Евгения Назарец: Нет. Компьютерная клавиатура, к сожалению.



Андрей Бобрихин: Понятно. Конечно, таких экстремальных вариантов гадания в традиционной культуре нет. Но вот то, что девушка рассказала о жизни в общежитии, очень похоже на то, чем мы занимаемся, на то, что мы собираем. Нужно сказать, что плодотворной почвой для гаданий в любые времена является не столько социальная напряженность, социальная нестабильность, а просто психологический фон, состояние неопределенности. Состояние психологической неопределенности бывает как у государств – это бывает эпохи, но и как бы в индивидуальной жизни человека это состояние тоже бывает. И поэтому нельзя связывать, я думаю, появление гаданий только с какой-то отсталостью общества или, наоборот, с тем, что общество является продвинутым и выходит на какие-то неизведанные рубежи, и вдруг всем надо погадать: будет бомбардировка Ирака или не будет?



Евгения Назарец: Может быть, это все-таки связано еще в какой-то степени и с осведомленностью существования вообще таких традиций, и о сути этих ритуалов? В принципе, наверное, еще не так далеко те же жительницы студенческих общежитий ушли от своих бабушек и прабабушек, и просто знают, как это делать. Можно так сказать?



Андрей Бобрихин: Нет, я не думаю. Мне кажется, решающее значение имеет то, насколько человек близок к своему психологическому состоянию, заинтересован в том, чтобы разобраться в себе, активизировать какие-то свои внутренние психологические силы. Информация здесь может, скорее, помешать, такая словесная, вербальная информация. Мы живем в постмодернистском мире, когда намешано очень многое – астрология, карты, свечи и так далее. Лишняя информация здесь только помешает. А если человек обратится к своему психологическому состоянию, к опыту предков, пойдет вслед за собственной интуицией, то тогда гадание, во-первых, мне кажется, оно принесет пользу, а во-вторых, оно будет более достоверным.



Евгения Назарец: И я представляю нашу омскую гостью. С нами на связи из Омска - руководитель общественной организации «Центр славянской традиции» Наталья Янова.


Наталья Владимировна, доброе утро.



Наталья Янова: Доброе утро.



Евгения Назарец: Наталья Владимировна, какое место непосредственно гадание, о котором мы сегодня говорим, занимает в деятельности вашей организации? Что с этим связано?



Наталья Янова: Мы изучаем гадания как комплекс, который существовал в культуре наших предков, мы его изучаем, собираем. И какие-то формы, может быть, более игровые мы используем в нашей практике. Надо сказать, что гадания – это вещь очень серьезная, и к ним относились строго, это считалось делом нечистым, и гадать было, в большинстве случаев, страшно, и это не одобрялось церковью. И в грядущее Крещение надо было искупаться тем, кто рядился, гадал, в крещенской купели. Не каждый решался в мороз в прорубь лезть. И поэтому гадания были чаще игровыми, которые девушки использовали для того, чтобы узнать свою судьбу, может быть, своего жениха.


Мы же используем их в своей практике как форму художественную, когда наши предки свои чаяния и надежды хотели узнать. Но серьезно к этому относиться - наверное, это уже дело каждого.



Евгения Назарец: А почему гадают, например, современные городские жители? Трансформируют всевозможные... вот о клавиатуре шла речь, о мобильных и обычных телефонах, но, тем не менее, пытаются. Почему, на ваш взгляд? У вас есть ответ на этот вопрос?



Наталья Янова: Узнать свое будущее было всем интересно и в далеком прошлом, и в современности. Но, да, я согласна с Андреем, что это действительно нестабильность какая-то, неуверенность в себе, отсюда и желание узнать свое будущее.



Евгения Назарец: Если я правильно поняла, все-таки если идет речь о нестабильности в стремлении человека погадать, то это его внутренние какие-то волнения, а никак это не связано с политической ситуацией.


Андрей Анатольевич, к вам хотелось бы снова обратиться. Как вы полагаете, место гадания в современной жизни горожанина – это все-таки игра, это аналог Хэллоуина, или все-таки есть достаточное количество людей, которые к этому относятся серьезно?



Андрей Бобрихин: Я думаю, что когда собираются люди, группа людей, в основном девушек, девушки и парни, то это, скорее всего, игра, элемент как бы игровой составляющей нашей современной жизни. Хотя гадание – это, в любом случае, игра со случаем, это тоже как бы игра. Мне кажется, что в нашей жизни возникает очень большое количество случаев, когда, в принципе, мы гадаем, только мы этого не замечаем. Допустим, водитель едет и думает: проскочу или не проскочу? Пальцы крестиком. Скажет: если проскочу, то куплю сыну конфетку. То есть мелкие такие случаи. На ромашке гадают: любит, не любит? Гадание в современной жизни, оно имеет те же самые психологические основания, что и гадание во все времена. А коллективные, что ли социальные гадания - скорее всего, это элемент драматизации, разыгрывание театральной жизни, ну, от недостатка, может быть, каких-то игровых впечатлений, и люди просто собираются поиграть. Вполне возможно, что они играют не только друг с другом, но и играют с судьбой, а может быть, играют и с огнем, то есть всякое может быть.



Евгения Назарец: Вообще-то я сама, насколько я сейчас вас слушаю, насколько мне приходилось почитать об этом предварительно, готовясь к этому эфиру, пришла к выводу, что есть существенная разница между попыткой просто узнать свое будущее, ну, с помощью машины времени или с помощью предсказаний Нострадамуса, с помощью астрологии, и между святочным гаданием, когда люди, если верить историкам, ставили конкретные вопросы. И эти вопросы в основном были связаны с личной жизнью – с замужеством, вот почему гадают именно девушки. Вы с этим согласны?



Андрей Бобрихин: Я совершенно с этим согласен. В мире есть неведомая, непреодолимая и великая тайная сила, которая называется – любовь. Ввергается человек этой силой в какое-то новое состояние, и он хочет найти какие-то ориентиры, схватиться за какие-то вешки, повлиять, может быть, выплывет или не выплывет он из этого состояния. То есть когда девушки, как правило, вдруг оказываются захваченными каким-то новым психологическим состоянием, они ищут ориентиры. И в основном это, конечно, бывает на Святки по разным как бы психологическим и природным причинам. Гадают на любовь, то есть на будущую жизнь: влюбятся – не влюбятся, женятся – не женятся, выйдет ли замуж.



Евгения Назарец: Наталья Владимировна, часто ли к вам в Центр обращаются люди, которые хотят получить практические знания по предмету, который мы сегодня обсуждаем, - по гаданию? Научиться, грубо говоря.



Наталья Янова: К нам обращаются чаще всего фольклористы и руководители коллективов, которые понимают, что гадание – это всего лишь одна из частей Святок, и это не самое главное, скорее всего, это игра. Если какие-то серьезные вопросы возникают, касающиеся потусторонней силы или эзотерических знаний, мы пытаемся объяснить, что это не главное, и в Святках есть другие вещи, более существенные, важные, которые могут повлиять и на год, как считалось.



Евгения Назарец: Неделя после Рождества и до Крещения – время гадать о будущем. Об этой русской традиции наслышаны многие современные горожане. Сегодня лишь немногие используют гадание по прямому назначению. Для молодежи это развлечение, которое вполне допускает вольные трактовки древних ритуалов с использованием современных денег, картин и даже интернета, а также и телефонов. Но для многих гадание – это тема исследования русского фольклора. Именно о них рассказывает подробнее журналист Омской телерадиокомпании «Антенна-7» Вячеслав Суриков.



Вячеслав Суриков: Святочные дни начинаются с 26 декабря и продолжаются больше двух недель. Древняя традиция, а также просто смена одного года другим даже современных людей подвигают к попыткам узнать свою судьбу. Святочные гадания предполагают обращение к потусторонним силам, что никогда не одобрялись церковью. Тем не менее, это одна из самых устойчивых народных традиций. Поэтому вызывает неизменный интерес у собирателей фольклора.


Одно из святочных гаданий – так называемое подблюдное – описывает ведущий специалист отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Татьяна Репина.



Татьяна Репина:Поются короткие песенки, в которых заключен смысл того, что может произойти в будущем. Встряхивается содержимое блюда, и ведущая, которая способна толковать символическое содержание песенок, берет через салфетку предмет, во время исполнения она держит его закрытым, а когда песенка заканчивается, она его показывает. И либо она толкует, либо, в принципе, все уже знают, о чем идет речь. «Свился клен со березою. Эх! Кому вынется – эх, правда сбудется. Правда сбудется, эх, не минуется».



Вячеслав Суриков: Это гадание посвящено ожидаемой любви и замужеству. Оно проводится, как правило, коллективно. Бывают и гадания, которые проводятся исключительно в одиночку. Народная молва говорит, что они не всегда безопасны.



Татьяна Репина: Опасно потому, что там в нужный момент нужно себя предохранить. Нужно просто рассказывать былички, существует такой жанр устный. Их трудно назвать какими-то сказками, потому что они якобы о том, что случилось, и со страшными концами, с летальными исходами бывают. Я думаю, что это не вполне выдумка, а это, наверное, действительно быличка. То есть общаться с тем миром действительно опасно.



Вячеслав Суриков: По словам Татьяны Репиной, самые распространенные гадания - это девичьи: на будущего мужа.



Татьяна Репина:Девиц всегда волнует будущая судьба, как сложится: выйду замуж или нет в этом году, а если выйду, то в какую сторону. Известный способ - это бросать валенок через ворота. Он очень простой. Но, тем не менее, про него рассказывают везде. В какую сторону увезут или, может быть, в каком конце улицы живет. Наверное, там уже есть о ком подумать. Или имя хочется узнать. То есть спрашивают любого прохожего. Вплоть до того, что мало имя узнать, хотелось бы, конечно, увидеть суженого.



Вячеслав Суриков: Сами омские фольклористы хотя и внимательно собирают всю информацию о народных традициях, но поддерживать и развивать стараются те, что ближе к православной культуре. Тем, кто активно гадал, подсказывают: для очищения грехов на праздник Крещения можно окунуться в купель.



Евгения Назарец: А теперь в связи с сегодняшним разговором о трансформации древних традиций в современном мире возникает вопрос – почему, например, святочные гадания до сих пор живы, хотя мало кто помнит, как это делается? Этот вопрос мы адресуем и тем, кто нас слушает.


Хотелось бы вернуться к поднятой уже теме о практическом применении в современном мире вот этих самых гаданий святочных. Андрей Анатольевич, вообще-то, насколько я понимаю, если подразумевать сбор фольклора как научную деятельность и подвижничество, то цель его – сохранение вот этого самого наследия. А чтобы сохранить, ну, если это песня древняя, то ее надо петь, если это гадание, то надо гадать. По этой логике вообще слабо верится людям, которые говорят «я знаю, как это делается, но никогда не делал».



Андрей Бобрихин: У нас не так, скорее всего. Поскольку мы организация культуры, и организация бюджетная, то в ней очень много женщин, а когда мы создавались, они еще были незамужними девушками. И я точно знают, что празднуя праздник Купалы, они плели венки и пускали их по воде – это тоже своеобразный способ гадания. И в Святки тоже гадали, и в любых других случаях они тоже гадают. Например, когда идут на свадьбу к кому-то, то ловят букет, который невеста бросает через плечо. То есть мои коллеги – девушки, женщины, которых я знаю, они время от времени гадают. Но я в святочных гаданиях не участвовал, это точно.



Евгения Назарец: Ну, это, вообще-то, и не в традиции. Мужчины участвуют обычно для того, чтобы попугать, насколько я понимаю, разыграть как-то гадающих девушек.



Андрей Бобрихин: Недавно прошла у вас информация о том, что парни тоже изредка гадали, и у нас тоже такие случаи есть. Когда он засиделся, как говорят, в девках, он идет к ворожее и просит помочь ему погадать. Были специальные люди опытные, знающие ворожеи, которые знали, как войти в это состояние, и знали обязательно, как из него выходить.



Евгения Назарец: Наталья Владимировна, я вас прошу высказаться на эту же тему. Ведь если человек изучает кухню народов мира, он готовит и пробует. Если человек изучает фольклор, а часть фольклора – это гадание, то он не может этого избежать и не попробовать. Вы проверяли на достоверность эти методы в своем коллективе?



Наталья Янова: Мы играли в гадания. И как бабушки часто рассказывают, всегда это сбывается у бабушек. Но у нас практика показывает, что бывает по-разному. Иногда действительно муж оказывается сварливым, когда в каком-нибудь гадании забурлила вода под горшком. Но мы еще проверяем. Мы еще все молоды, у нас коллектив молодой. Посмотрим...



Евгения Назарец: Теперь я хотела бы к нашим гостям обратиться все-таки как к ученым. Говорим о России, о российской традиции – вот эти святочные гадания. Все-таки региональные различия, насколько они ощутимы, насколько они существенны или это такой феномен, который практически одинаков во всех регионах России?



Андрей Бобрихин: Конечно, одинаков. Потому что, в общем-то, традиции едины для всего славянского что ли сообщества. Мне кажется, отличие есть только по временам. У нас в России разные бывают времена. Иногда, когда идет война, гадают: вернется человек или не вернется с войны живым, здоровым, невредимым. А в основном гадания подблюдные, песенки к которым сейчас пели, гадания на перекрестках, гадания на жениха, на суженого, они, в общем-то, едины. Единственно, отличается несколько мелодика, некоторые слова вот этих песен, которые сопровождают гадания.



Евгения Назарец: Наталья Владимировна, с чем вы связываете вот то, о чем говорит наш екатеринбургский гость Андрей Бобрихин? Почему на такой большой территории практически без изменений распространены одни и те же ритуалы и обычаи, связанные с гаданиями, как вы думаете?



Наталья Янова: Это связано с расселением, наверное, из центральных губерний и Урала, и Сибири в дальнейшем. Поэтому переселенцы несли с собой культуру тех мест, откуда они вышли. И в Сибири в целом как бы, да, это действительно очень похожий и традиционный набор гаданий, он одинаковый в различных регионах.



Евгения Назарец: Возникает вопрос. Сейчас, и об этом говорят часто демографы, этногеографы, из деревень в России жизнь переходит в города. И в городах, о чем мы уже поговорили, все равно продолжаются эти же самые обычаи, эти же ритуалы, но они трансформируются каким-то образом. Можно ли говорить о том, что вот этот опыт уже тоже достоин изучения, систематизации, как своеобразный, городской или трансформировавшийся фольклор? Андрей Анатольевич, ответьте, пожалуйста.



Андрей Бобрихин: Современная фольклористика не отрицает, а очень даже приветствуется изучение городского фольклора, так называемого постфольклора, фольклора солдатского, современного детского, школьного и так далее. Его, конечно, будет интересно изучать.


Но если отвечать еще и на предыдущий вопрос, то я считаю, что такое распространение одних и тех же видов гаданий связано с тем, что это наиболее как бы древняя, укорененная психология в истории, древние ритуалы как бы архетипические, зашитые как бы в природу культуры, в человека. И я думаю, что современное городское гадание, оно будет, конечно, терять архаичные черты, а в общих каких-то формах будет повторять то, что делали и тысячу, и сто лет назад.



Евгения Назарец: Подведем итоги разговора о том, почему и на что гадают люди в XXI веке, и что в современном гадании осталось от древних русских традиций. По сути, осталось мне задать только один вопрос, который меня очень интересует. Почему всякий, кто говорит о методах гадания... а сегодня наша цель – не научить гадать наших слушателей, а все-таки поговорить об этом, тем не менее, считает своим долгом всякий раз предупредить, как сказал герой одного из наших материалов: «радость радостью, а гадость гадостью, имейте в виду, что вы общаетесь с черными силами»? Откуда это все? Это просто пиетет по отношению к православию или что-то большее? Андрей Анатольевич, пожалуйста.



Андрей Бобрихин: Я не думаю, что это пиетет по отношению к православию. Это предупреждение взрослых, опытных, прошедших эту процедуру людей о том, что в жизни есть не только явное, но и не явное. В жизни есть какие-то таинственные силы, которые могут корениться в нас, а могут быть и вовне нас. И любой человек должен знать, что не все так прозрачно и не все так просто и очевидно в окружающем мире. Он должен с ранних лет быть готовым к тому, что в жизни ждут его, может быть, какие-то непредсказуемые случаи, что нужно быть психологически к этому готовым, что душа человеческая – это отчасти и потемки. И путешествия в эти потеки, они должны быть, и они должны быть регламентированы. Человек должен знать, что эти путешествия случаются. И поэтому в фольклоре как сами процедуры существуют, так и различные обереги вокруг этих процедур. И предупреждают, что нужно очертиться, заговориться, отговориться. Если ты вошел в какое-то пространство, ты должен знать, как из него выйти. Это непременный атрибут. И никакого реверанса в сторону православия здесь нет. Если вы занимаетесь какими-то психологическими практиками, вы должны понимать, что есть правила, которым нужно обязательно следовать.



Евгения Назарец: Наталье Владимировне вопрос почти на эту же тему. Вы согласны с тем, что рядом со словом «гадание» может стоять слово «опасно»?



Наталья Янова: Да, я согласна с мнением Андрея, что, действительно, мы как бы должны знать о своих правах узнать будущее свое, может быть, дальнейшую жизнь. Но и существует обязанность в том, что мы несем ответственность за то, что мы заглянем в это будущее. И, может быть, действительно, лучше как бы не заглядывать, чтобы не программировать себя психологически на то, что предстоит, а жить так, как дает для верующих Бог, а для кого-то, может быть, судьба. И это правильно – предупреждать о той ответственности, которую можно получить за знание этого будущего.



Евгения Назарец: Что ж, спасибо нашим гостям.


Сегодняшний вечер хорош для гадания – гласит старый русский обычай. Но герой одного из наших репортажей заметил: радость радостью, а гадость гадостью. Даже если не понимать под гадостью общение с нечистой силой, все равно ожидание неприятностей зачастую хуже самих неприятностей.


XS
SM
MD
LG