Ссылки для упрощенного доступа

Великобритании подготовлен законопроект, согласно которому знаменитые английские джентльменские клубы вынуждены будут открыть свои двери женщинам




Андрей Шарый: В Великобритании подготовлен законопроект, согласно которому знаменитые английские джентльменские клубы вынуждены будут открыть свои двери женщинам. На протяжении столетий мужские клубы считались бастионами английских традиций и политического влияния. Тем не менее, британское правительство сочло запрет на прием в мужские клубы женщин дискриминацией по половому признаку. Из Лондона сообщает корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.


Наталья Голицына: Третья глава романа Жюль Верна «Вокруг света в 80 дней» начинается такими словами: «Филеас Фогг вышел из своего дома на Сэвил-роу в половине двенадцатого и, сделав пятьсот семьдесят пять шагов правой ногой и пятьсот семьдесят шесть левой, достиг Реформ-клуба; постройка этого величественного здания на Пэл-Мэл стоила не менее трёх миллионов». Упомянутый Жюль Верном знаменитый Реформ-клуб по-прежнему находится в том же здании на Пэл-Мэл - улице в центре Лондона, где расположено большинство самых известных джентльменских клубов британской столицы. Традиция создавать такие клубы в Англии восходит к XVII веку, во всяком случае, самый знаменитый и элитарный из них, White's, был основан в 1694 году. С тех пор мужские клубы стали прибежищем британского правящего класса и художественной элиты. На протяжении трех столетий они играли заметную роль в политической, общественной и светской жизни Британии. Нередко именно там, а не в правительстве, решались серьезные политические проблемы и утверждались назначения на ответственные должности в кабинете.


Английские клубы различаются по политическим убеждениям и общественному положению их членов. Так, клуб Brook's был основан в 1764 году верхушкой партии вигов, а основанный в 1832 году Carlton Club до сих пор остается бастионом партии тори. Нынешний ее лидер Дэвид Камерон - член этого клуба. GarrickClub, названный в честь знаменитого английского актера XVIII века Дэвида Гаррика, стал прибежищем известных журналистов и театральных деятелей. Кстати, очередь желающих стать членом этого клуба растянулась на шесть лет.


Со временем английский клуб стал образцом для подражания во многих странах, где по его подобию начали возникать мужские клубы. Однако дальнейшее существование этих форпостов английских традиций и элитарности в их нынешнем виде сейчас оказалось под угрозой.


Министерство торговли и промышленности, озабоченное проблемами дискриминации и соблюдением прав человека, подготовило законопроект, названный "Билль о равенстве", в котором существование закрытых для женщин мужских клубов называется незаконным и объявляется дискриминацией по половому признаку. В Англии решение властей - заставить джентльменские клубы открыть двери женщинам - было неоднозначно встречено общественностью, в частности, и самими женщинами. Некоторые из этих клубов еще лет десять назад начали допускать женщин, правда, только в качестве гостей их членов.


Недавно в качестве гостьи и я побывала в известном лондонском клубе Athenaeum на Пэл-Мэл, который был основан в 1824 году. Членом этого клуба был в свое время Чарлз Диккенс, и в библиотеке клуба бережно сохраняется кресло, в котором автор «Оливера Твиста» за рюмкой хереса обдумывал сюжеты своих романов. Пригласивший меня член британского парламента от консервативной партии Джулиан Луис - член этого клуба с середины 80-х годов. Я спросила его, как он и его коллеги по клубу относятся к намерению правительства заставить английские клубы сделать членство в них доступным для женщин.



Джулиан Луис: Думаю, что заставить клубы принять это - неудачная идея. И вот почему. Если вы посмотрите на это с точки зрения самих женщин, то увидите, что существует множество обстоятельств в жизни общества, в которых женщины предпочитают находиться только в обществе женщин. Вот почему кажется немного несправедливым, что, когда группа мужчин, в свою очередь, хочет оставаться только в собственном обществе, власти выступают против их выбора. Когда у кого-то есть возможность быть членом общественной организации, вроде Атенеум-клуба, членом которого я имею честь быть, у него всегда имеется демократическое право проголосовать за то, какой он хочет видеть эту организацию. А в случае с нашим клубом - у женщин на протяжении многих лет есть свободный доступ сюда в качестве гостей.


Таким образом, очевидно, что большинство членов клуба одобряет их присутствие. И нет ничего удивительного в том, что вначале для этого необходимо было одобрение простого большинства его членов, а затем понадобилось бы большинство в две трети голосов, чтобы сделать женщин полноправными членами клуба. Но идея, что нас могут заставить это сделать по закону, кажется мне неудачной.



Наталья Голицына: А смогут ли члены клуба при этом влиять на принятие новых членов?



Джулиан Луис: Естественно, что, когда речь идет о существующем клубе со своими собственными правилами и традицией, его члены имеют возможность обсуждать это между собой, чтобы выработать коллективное решение. Конечно, ситуация может быть иной, когда речь идет о новообразованном клубе, в котором еще нет устойчивого большинства. В этом случае приходится задумываться о том, какой клуб его будущие члены намерены создать.



Наталья Голицына: Что собой представляет процедура принятия в члены клуба? Как, к примеру, принимали вас?



Джулиан Луис: Вот что при этом происходит. Я должен был представить мнения о себе нескольких знающих меня членов клуба и мнения еще нескольких его членов о моих научных работах. Они должны были их одобрить. Вспоминаю, что в то время лишь небольшое число членов клуба было со мной знакомо и немногим большее их число знало или готово было заявить, что знает, что-то о моих работах и одобряет их. Вначале я был номинирован в члены клуба, затем мое заявление было перепечатано в выставленной на всеобщее обозрение тетради с тем, чтобы желающие могли его поддержать. Затем мое заявление рассмотрело правление клуба, после чего, к своей радости, я получил извещение, что меня приняли.



Наталья Голицына: Как вы полагаете, должно ли принятие женщин в члены джентльменских клубов сопровождаться открытием дверей для мужчин в сугубо женские клубы?



Джулиан Луис: Кажется логичным, что если мужские клубы должны будут стать смешанными, то и женские клубы обязаны стать такими же. В ином случае это будет выглядеть дискриминацией и кто знает, к чему это приведет, если мы обратимся к какой-нибудь из существующих концепций прав человека.



Наталья Голицына: Говорил член британского парламента и член лондонского клуба «Атенеум» Джулиан Луис.




XS
SM
MD
LG