Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек недели: Игорь Моисеев


Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода – хореограф Игорь Моисеев, которому 21 января исполнилось сто лет. Игорь Моисеев родился в 1906 году в Киеве. Танцевальному искусству учился в хореографическом техникуме при Большом театре. В 30-х годах на сцене театра Игорь Моисеев осуществил постановку танцев в операх «Турандот», «Демон», «Кармен», а также поставил балеты «Футболист», «Саламбо», «Три толстяка». Был первым постановщиком физкультурных парадов и спортивно-танцевальных праздников на Красной площади. В 37 году организовал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца. Сегодня в репертуаре этого ансамбля около трехсот танцев народов мира, а также хореографические миниатюры и одноактные балеты.


Человека недели представляет моя коллега Марина Тимашева.



Марина Тимашева: Игорь Моисеев не человек недели, он - человек эпохи. Он родился до революции в семье модистки и юриста, он в совершенстве владеет французским языком и сохранил дореволюционную выправку. Совсем мальчиком он уже был балетмейстером Большого театра, из которого, впрочем, его изгнали за склонность к эксперименту и авангардные идеи. Моисеев не сдался, он организовал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, он объехал с ним всю страну, он годами жил вместе с артистами в плацкартных вагонах, и имел полное право потом написать в своей книге: «Я жил по солдатскому принципу – поближе к кухне, подальше от начальства». Ансамбль исколесил все континенты, всюду имел шквальный, бешеный успех, по его образу и подобию формировались коллективы народного танца во всех странах. Моисеев создал бесперебойно работающий механизм, почти конвейер, если можно говорить так о творческом организме. Он воспитал в своей школе как минимум пять поколений танцоров, обладающих виртуозной техникой, поразительным темпераментом и тем, что называется в рок-музыке словом драйв. В России никак не приживается культура мюзикла, но моисеевцы могли бы запросто танцевать в бродвейских спектаклях, а Моисеев их ставить, да что говорить, в знаменитое ирландское шоу Майкла Флэтли танцоры Моисеева входят "на раз". И давно пора признать, что ноги номеров лучших российских фигуристов растут из сапожек и туфелек ансамбля народного танца. Моисеев превратил характерный танец в самостоятельный вид искусства и возвел его в ранг спектакля. «Гаучо» и «Арагонская хота», Молдавская и Русская сюиты, греческий сиртаки, грандиозные «Партизаны» - все танцы, поставленные Моисеевым, основаны на подлинной фольклорной интонации, но в них есть сюжет, конфликт, разработанная система отношений персонажей, эмоциональные перепады. Именно "моисеевцы" разбудили дремавший фольклор и сделали всеобщим достоянием образность танца всех народов. Недаром Ираклий Андроников называл Моисеева « поэтом хореографии». Любой артист – участник массовки, краска в затейливом рисунке, но в то же время – яркая индивидуальность. Ансамбль – не просто большое число людей, но коллектив, спаянный общим делом. Иными словами, Моисеев это Станиславский в театре народного танца. Помимо того, он ставил спортивные парады на Красной площади и то, что по сей день зовется режиссурой массовых действий, вышло из его новаторских идей . И последнее: ансамбль Игоря Моисеева это почти все, что осталось России от дружбы народов.


XS
SM
MD
LG