Ссылки для упрощенного доступа

В Болгарии ужесточается наказание за умерщвление неизлечимо больных пациентов




Надежда Перцева: В Болгарии ужесточается наказание за умерщвление неизлечимо больных пациентов. Хотя эвтаназия была запрещена совсем недавно, теперь парламент этой страны намерен удвоить срок тюремного заключения для виновных.


Татьяна Ваксберг: Мир не начинается с Голландии и не ею кончается - эту фразу недавно произнес один из болгарских депутатов, врач по образованию. Имелась в виду единственная европейская страна, где эвтаназия полностью легализована. Болгария же ее, наоборот, запретила, следуя примеру остальных европейских стран. Ранее понятия "эвтаназия" в болгарском законодательстве не было вообще. Считалось, что она автоматически объявлена вне закона, раз в Уголовном кодексе запрещается побуждение к самоубийству. В обществе такая тема вообще не обсуждалась. Статистика показала, что за последние 50 лет в Болгарии не было возбуждено ни одного судебного дела на предмет эвтаназии.


Но несколько месяцев назад само понятие все-таки ввели, решили карать его трехлетним тюремным заключением и объяснили его так: безболезненное умерщвление неизлечимо больного пациента. И хотя за такой короткий срок не возникло никаких изменений в обществе, срок наказания за эвтаназию недавно решили удвоить. На вопрос, почему этой проблеме уделяется так много внимания, поступил внимательно сформулированный ответ: оказалось, что некоторые врачи при полном согласии родных и в случае неизлечимого заболевания на последней стадии все-таки к эвтаназии прибегают. А до суда и до прессы сообщения о таких случаях дойти не могут - именно из-за соучастия родственников.


Большинство болгарских врачей объявляют себя противниками эвтаназии. Одна из них, доктор Мария Арсениева из Центральной софийской больницы, объясняет почему.



Мария Арсениева: Я категорически против. Во-первых, все еще существует клятва Гиппократа, даже если некоторым из моих коллег это не нравится. Мы обязаны лечить людей, а вовсе не убивать их. Эвтаназия же не может осуществиться без участия врача. Как раз наоборот, она требует полного содействия со стороны лечащего пациента доктора. Наше исконное призвание и эвтаназия - просто вещи несовместимые. С другой стороны, мне кажется, что эвтаназия - это тема далекого прошлого, ее ввели тогда, когда медицина была не так развита, как сегодня. Всего только 15 лет тому назад считали неизлечимыми целый ряд заболеваний, с которыми сегодня врачи могут прекрасно справиться. К тому же медицина развивается очень быстро, поэтому всегда можно сказать пациенту: "На сегодня ваше заболевание вылечить невозможно, но мы еще не знаем, как скоро найдется для него лекарство". И это правда, сегодня, в XXI веке, всегда, в любой момент, существует надежда на успешное лечение.



Татьяна Ваксберг: Защитники эвтаназии в Болгарии приводят совсем иные аргументы. По их мнению, неизлечимо больной пациент превращает в ад жизнь своих близких и свою собственную. Они приводят ряд примеров, когда больной сам просил отнять у него жизнь, чтобы не мучиться. Предлагали вписать в закон перечень болезней и стадий заболеваний, в которых после двойного консилиума и согласия родных уместно приступить к эвтаназии. Среди них - последняя стадия развития рака или СПИДа. Но доктор Арсениева считает, что решение в таких случаях следует искать иное.



Мария Арсениева: Я лично думаю, что помочь может хоспис, то есть специальная больница для оказания всесторонней помощи больным в последней стадии заболевания. Но хосписов, к сожалению, в Болгарии пока нет, а именно там решаются те проблемы, с которыми сталкиваются пациенты: как не быть в тягость больным, как спастись от боли, как чувствовать себя относительно хорошо, когда вспоминаешь, что твоя жизнь на исходе.



Татьяна Васкберг: Болгарская пресса отреагировала на запрет на эвтаназию скорее положительно. Журналисты, однако, пользовались иными аргументами - они ссылались на возможность врача и даже консилиума допустить ошибку в диагнозе. Обсуждалась, однако, и другая тема, что при всей своей строгости новый текст закона не запрещает так называемую пассивную эвтаназию, то есть тот случай, когда пациент просит врача не лечить его, а только давать ему обезболивающие средства. Болгарское законодательство исключает принудительное лечение и обязывает врача считаться с желанием пациента. По мнению экспертов, запретив эвтаназию, парламент все-таки не исключил одного из ее вариантов.


XS
SM
MD
LG