Ссылки для упрощенного доступа

Иран «заинтересовался» компромиссным предложением России


Отступление Тегерана оставляет возможность для любых толкований. Иранские женщины готовы защитить ядерные объекты собственными телами
Отступление Тегерана оставляет возможность для любых толкований. Иранские женщины готовы защитить ядерные объекты собственными телами

Главный переговорщик Тегерана на международных консультациях по иранской ядерной программе Али Лариджани сегодня заявил, что его страна приветствует инициативу Москвы перенести работы по обогащению урана на российскую территорию. Эксперты Радио Свобода совсем не уверены в том, что смягчение Ираном своей риторики по ядерному вопросу не является примером дипломатической игры.


Выступая на пресс-конференции в Москве по завершении своих двухдневных переговоров в российской столице, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана назвал «хорошей идеей»предложение РФ создать совместное предприятие, которое производило бы ядерное топливо для иранских АЭС. При этом он добавил, что российский план должен быть «доработан» на двусторонних переговорах, которые пройдут в российской столице 16 февраля.


Первоначально Тегеран заявлял, что готов рассматривать только те предложения международных посредников, в которых учтено право Исламской республики проводить обогащение урана на собственной территории. Однако теперь иранские переговорщики изменили свою позицию. Лариджани добавил, что Иран приветствует участие других стран в его ядерных программах.


Предложение России, неофициальная информация о котором появилась еще в конце прошлого года, когда отношения Ирана с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ)максимально обострились, является компромиссом между требованием западных стран к Ирану полностью отказаться от обогащения урана и утверждением самого Ирана, что он имеет полное право вести такие работы. Если бы процесс обогащения иранского сырья осуществлялся в России, международное сообщество имело бы несколько более твердые гарантии того, что в распоряжении Ирана находится уран той степени обогащения, которая исключает его использование для производства ядерного оружия.


Перемена в публичных заявлениях иранских представителей произошла накануне чрезвычайного заседания Совета управляющих МАГАТЭ, созываемого 2 февраля по требованию «тройки» европейских стран, которые ранее взяли на себя роль посредника между Тегераном и международным сообществом. США, как и «тройка», полагают, что время переговоров прошло, и иранским вопросом теперь должен заняться Совет Безопасности ООН. Эти западные страны активно пытаются склонить на свою сторону Россию и Китай, без поддержки которых такое решение теряет смысл. Но Москва и Пекин имеют в Иране значительные экономические интересы и до сих пор сопротивлялись давлению Запада.


По словам сотрудника Международного института стратегических исследований в ЛондонеМарка Фитцпатрика, Иран пытается не допустить потери столь влиятельных покровителей. «Совершенно очевидно, что Иран старается выиграть время. Как представляется, не только Россия, но и Германия полагает, что инициатива [Москвы] еще окончательно не похоронена. Мне кажется, что тактика Ирана состоят в следующем: начать с обсуждения российского предложения, чтобы в конечном итоге добиться такого компромисса, который все же позволил бы ему проводить часть работ по обогащению на собственной территории».


Директор московского Центра политических исследований в РоссииВладимир Орлов также утверждает, что пока невозможно с точностью сказать, действительно ли Иран принял российское предложение, или это лишь игра, призванная усыпить бдительность международного сообщества. «Трудно сказать, дойдет ли дело до следующего шага – переговоров между Россией, Ираном, и, возможно, еще кем-то о том, как именно осуществлять обогащение урана вне иранской территории при том, что Тегеран сохранял бы все права на (результаты) этих работ». По мнению аналитика, если нынешнее «смягчение» публичных высказываний иранских переговорщиков окажется лишь тактическим маневром, позиция Москвы по отношению к Тегерану станет не менее жесткой, чем у ее европейских партнеров.


По завершении переговоров Лариджани со своим российским коллегой Игорем Ивановым в понедельник Совет безопасности России распространил официальное сообщение, в котором утверждалось, что «с обеих сторон было выражено стремление решать проблему дипломатическим путем в рамках МАГАТЭ».


Владимира Орлова это заявление не убеждает. По его мнению, позиция России будет зависеть от дальнейших шагов Ирана: «Ничего еще не решено. За последние несколько недель иранцы сделали целый ряд заявлений. Они отказывались продолжить переговоры с ЕС и заявляли, что будут делать то, что хотят, не советуясь с Европой. А теперь они демонстрируют более конструктивное отношение к российской инициативе».


Как сообщает сегодня TheNewYorkTimesсо ссылкой на неназванные дипломатические источники, министры иностранных дел стран-постоянных членов СБ ООН, а также Германии еще раз встретятся в Лондоне для выработки общей позиции перед заседанием руководящего органа МАГАТЭ. Эта встреча, пишет газета, пройдет 30 января.


Из Москвы Али Лариджани направился в Пекин.


XS
SM
MD
LG