Ссылки для упрощенного доступа

Джордж Буш определил приоритеты американской внутренней и внешней политики на ближайшие годы


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Андрей Шарый: Рано утром по московскому времени президент США Джордж Буш в ежегодной речи о положении в стране в Конгрессе США определил приоритеты американской внутренней и внешней политики на ближайшие годы. Он сделал акцент на таких проблемах, как борьба с терроризмом, иранская ядерная программа, необходимость развивать технологии, чтобы уже в ближайшем десятилетии страны могла перейти на альтернативные источники энергии. Наблюдатели назвали речь Буша оптимистической и предсказали рост рейтинга одобрения политики его администрации. Тему продолжит мой коллега Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Администрация Джорджа Буша в последнее время подвергалась резкой критике, прежде всего, за неспособность урегулировать иракский кризис и слабую организацию работы по ликвидации последствий урагана "Катрина". Важным является и тот факт, что речь Буша прозвучала накануне начала кампании по выборам в американский Конгресс, где республиканцы пока имеют большинство в обеих палатах.


Обращение Буша началось в так называемый прайм-тайм (около 9 часов вечера по местному времени) и транслировалось на нескольких языках, в том числе на фарси, на котором говорят многие жители Ирана и Афганистана.


Сегодня утром, выступая на месте строительства ядерного реактора в Бушере, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявил.



Махмуд Ахмадинеджад: Я обращаюсь к вам, я обращаюсь к фальшивым и мнимым супердержавам. Вы должны знать, что 27 лет назад, став независимым, иранский народ получил право иметь и использовать для своих нужд ядерную энергию, и мы не остановимся, пока полностью не будет пользоваться этим правом.



Андрей Шароградский: Россия в выступлении Буша практически не упоминалась. Почему? Вопрос главному редактору журнала "Россия в глобальной политике" Федору Лукьянову.



Федор Лукьянов: Россия выпала, к счастью, видимо, для всех нас из числа угроз крупных. Россия не попала в число серьезных внешнеполитических партнеров, то есть тех партнеров, от которых, по большому счету зависит американская внешняя политика. Россия остается важным партнером по каким-то конкретным вопросам, например, иранскому. Но в целом, конечно, из числа приоритетов Москва выпала или, по крайней мере, отъехала довольно далеко в этом списке.



Андрей Шароградский: В то же время, довольно значительную часть своей речи Буш посвятил необходимости для Америки избавиться от так называемой энергозависимости. Означает ли такая постановка вопроса критику нынешней энергетической политики России? Федор Лукьянов.



Федор Лукьянов: Нет, мне кажется, что в данном случае, Буш совершенно не имел в виду Россию. Тем более что Соединенные Штаты далеко не главный наш энергоклиент. Говорить о зависимости от России не приходится. Конечно, он говорил о Ближнем Востоке. Это очень серьезное заявление, если за ним последует какая-то попытка реализовать в практических действиях. Хотя, конечно, я думаю, что эксперты с большим скепсисом отнесутся к идеям заменить нефть какими-то новыми возобновляемыми или органическими видами топлива. Буш не первый раз об этом говорит. Он несколько дней назад уже говорил об этом в интервью. Проектов такого рода было всегда много. Пока нефть оставалась и остается вне конкуренции.


Конечно, с точки зрения стратегической, это очень важное заявление. Можно вспомнить, как 35 лет назад Запад сумел один раз радикально изменить свои подходы к энергообеспечению, в связи с арабским нефтяным эмбарго. Возможно, что здесь сделана заявка на что-то подобное.


Для России прямой какой-то выгоды или, наоборот, угрозы здесь, наверное нет. Хотя это просто повод в очередной раз задуматься о том, насколько надежна нынешняя стратегия российского руководства, которое кладет в основу нашей внешнеполитической доктрины, по сути дела, вот это обладание энергоресурсами. Практика мировая показывает, что если поставщик пытается использовать свой товар для того, чтобы добиться каких-то особых отношений с клиентами, то можно получить прямопротивоположный результат, когда клиент сделает все возможное, чтобы найти товар в другом месте. Вот то, что сказал Буш как раз должно напомнить именно о таком феномене.



Андрей Шароградский: Это был главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.



XS
SM
MD
LG