Ссылки для упрощенного доступа

Таджикистан сообщает о возрождении Исламского движения Узбекистана


Как утверждают правительства центральноазиатских государств, ИДУ стало действовать активнее после карательной операции узбекских сил безопасности в Андижане
Как утверждают правительства центральноазиатских государств, ИДУ стало действовать активнее после карательной операции узбекских сил безопасности в Андижане

Согласно сообщениям из Средней Азии, в этом регионе вновь представляет угрозу поставленная вне закона группировка, ответственная за террористические атаки в прошлом. До последнего времени считалось, что Исламское движение Узбекистана (ИДУ) было уничтожено в ходе возглавленной США военной кампании в Афганистане. Однако, как утверждают власти Таджикистана, движение вновь активизировалось.


Последнее известие из Таджикистана поступило на прошлой неделе от Абдугаффора Каландарова, главного прокурора северной Согдийской области.


Каландаров выступил через два дня после того, как в Гайрогумском районе в результате налета на тюрьму вооруженных лиц в масках был освобожден заключенный со связями с ИДУ. Каландаров отметил, что ИДУ заметно активизировалось после карательной операции сил безопасности Узбекистана в Андижане, в мае этого года.


По мнению Каландарова, ИДУ становится даже опаснее, что запрещенная исламская группировка «Хизб-ут-Тахрир», которая добивается создания мирового халифата. Он заявил, что «Хизб-ут-Тахрир» «не так опасен, как ИДУ». «Мы задержали несколько членов ИДУ и предъявили им обвинения», сказал он. «Мы конфисковали оружие и боеприпасы, в том числе автомат Калашникова, пистолет Макарова, гранатомет и военное обмундирование».


По мнению таджикских официальных лиц, подозреваемые в причастности к ИДУ, которые напали на таджикскую тюрьму, скрываются в Баткенском районе на юге Киргизстана. Сегодня представители таджикских и киргизских сил безопасности встретились в таджикском городе Исфаре для обсуждения совместного плана по захвату ответственных за нападение.


Власти по всему региону особенно обеспокоены тем, что последние нападения происходили с пересечением государственных границ.


Однако, по мнению обозревателей, правительства постсоветских государств Центральной Азии используют исламскую угрозу для консолидации своей и без того твердой власти.


Как заявил в интервью радио «Свобода» / «Свободная Европа» Ахмед Рашид, автор книги «Джихад: возникновение воинствующего ислама в Средней Азии», он сомневается в достоверности официальных заявлений о возрождении ИДУ:


«Нам, конечно, известно, что лидеры ИДУ живы и здоровы и находятся где-то в пограничном районе между Афганистаном и Пакистаном. В Узбекистане также выдвигались обвинения в причастности ИДУ к тамошним убийствам. Но, откровенно говоря, у нас практически нет никаких свидетельств в пользу того, что ИДУ удалось возродить свое решение в Узбекистане и Таджикистане. Следует помнить, что таджикские и узбекские власти раньше говорили, что «Хизб-ут-Тахрир» - великая опасность, а теперь, через несколько месяцев, - что великая опасность это ИДУ, без каких-либо доказательств».


Цель - центральноазиатский халифат


Целью ИДУ, провозглашенной в 1999 году, является свержение президента Узбекистана Ислама Каримова и установление халифата – исламского государства. Со временем группировка расширила эти цели, включив в них создание халифата на территории всей Центральной Азии.


Боевики ИДУ сражались в Афганистане вместе с силами Талибана и Аль-Каиды. Предполагалось, что их ряды сильно поредели после того, как в конце 2001 года в Афганистан вторглись войска международной коалиции.


В ту пору поступали сообщения, что военный руководитель ИДУ Жума Намангани убит. Однако независимых подтверждений этим сообщениям не было.


Число членов ИДУ вряд ли превышает 200, считает Ахмед Рашид. Однако, по его мнению, масштабы подполья этого движения неясны:


«Я уверен, что у них есть какое-то подполье, я уверен, что боевики и [их политический лидер] Тахир Юлдашев, все еще находящиеся в районе афганско-пакистанского приграничья, имеют связь со своими подпольными сторонниками в Центральной Азии. Однако в общих чертах, мне кажется, правительства Центральной Азии рассматривают «Хизб-ут-Тахрир» как движение, растущее быстрее, чем ИДУ».


По мнению Ахмеда Рашида, нет никаких заметных признаков того, чтобы ИДУ в последнее время перегруппировалось или проникло на таджикскую территорию.


Сообщения местных правительств о деятельности ИДУ как правило напоминают наблюдателям о том, что эти же официальные лица всегда охотно используют борьбу с террором как способ укрепления своей власти.
XS
SM
MD
LG