Ссылки для упрощенного доступа

Анализ возможной политической интриги вокруг того, что творится сейчас с ситуацией в российской армии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов.



Андрей Шарый: Политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов находится командировке в Курске, говорим мы по телефону. А предмет нашей беседы - анализ возможной политической интриги вокруг того, что творится сейчас с ситуацией в российской армии.


Михаил, вызывает вопрос, почему вдруг российские каналы, центральные телевизионные, обратили внимание вот на эту чудовищную историю с челябинским солдатом, спустя несколько недель после этой трагедии? Есть ли основания у экспертов полагать, что был получен какой-то указ из Кремля, соответствующий, на эту тему?



Михаил Соколов: Сама история рядового Сычева настолько чудовищна, что мы можем сначала, будучи людьми благонамеренными, предположить, что это была такая последняя капля, которая прорвала вот этот цензурный шлюз и на первом, и на втором канале. Это если исходить из принципа, что не стоит умножать сущности. И вот эта жертва, принесенная несчастным солдатом на алтарь так называемой защиты отечества, жертва, принесенная за сохранение этой казарменно-уголовной воинской повинности, она действительно людей потрясает, поскольку не просто ужасна, как сказал Владимир Путин, а она в каком-то смысле сакральна.



Андрей Шарый: Специальный корреспондент Свободы приехал в Челябинск, на место событий за несколько недель до того, как сообщили центральные каналы о том, что происходит в Челябинске. Я не думаю, чтобы у нас источники информации были лучше, чем у коллег с первого и второго телевизионных каналов.



Михаил Соколов: Мы можем списать что-то на новогодние праздники и должны зафиксировать правду, что сайты Радио Свобода и "Эха Москвы", да и газеты рассказали об этой истории гораздо раньше, чем официальное телевидение. Пауза эта и включение этих телеканалов, безусловно, было в каком-то смысле с кем-то согласовано. Потому что без согласования люди, которые рулят информационными потоками, вряд ли что-то делают. Уже после того, как эта история стала мировой новостью благодаря независимой журналистике, ее нельзя было замалчивать, а понятно, что и в Кремле, и в структурах Министерства обороны хватает людей, которые нынешнего министра обороны Сергея Иванова, скажем мягко, не очень любят. Что они могут добиваться такой информационной кампанией? Вряд ли, действительно, улучшения ситуации в российской армии. В то же время добиться, например, отставки господина Иванова с его поста практически невозможно, поскольку опыт показывает, президент Владимир Путин, он же главнокомандующий, на давление подобного рода отвечает упорством, своих не сдает, ни людей и ни позиции. Но если прикинуть, что такая кампания связана с долгосрочным каким-то прогнозом, запрограммированным на выборы, то тогда, действительно, министр, который сам себе в этом помог неудачными заявлениями, вялой достаточно реакций, не смог повернуть эту ситуацию в свою пользу. А ведь был бы половчее, безусловно, это смог бы: осудил бы многих исполнителей, отправил бы их немедленно в отставку, попытался бы объявить, что он меняет всю структуру, избавился бы от безусловно ему, например, не нужной структуры в виде главкомата сухопутных войск, провел бы еще своих людей на разные должности.



Андрей Шарый: Есть ли, по вашей информации, по информации экспертов, влиятельные противники у Сергея Иванова в Кремле среди тех группировок, которые борются за власть и управляют сейчас Россией?



Михаил Соколов: Объективно мы можем видеть подобных людей - это все соперники, притязающие на роль преемника Владимира Путина: другой первый вице-премьер и главы обеих палат парламента. Но я бы подчеркнул, что вся эта история с дискредитацией человека, которого публично разнообразные средства массовой информации называют преемником, выгодна так называемой "партии третьего срока" - это замглавы администрации президента господин Сечин, генеральный прокурор Владимир Устинов, не попавший в преемники или стоящий в этом списке, наверное, последним. Вот эти люди, показывая неудачные действия потенциального преемника Сергея Иванова, могут апеллировать к чувствам президента России и доказывать ему: посмотрите, если в условиях такого несложного кризиса политик, претендующий на роль продолжателя вашего дела, не способен сделать правильный выбор, способен ли он защитить интересы и безопасность нашей группы, нашей команды, нашей питерской компании?


XS
SM
MD
LG