Ссылки для упрощенного доступа

Почему России и Грузии не удается найти общий язык?


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Дмитрий Морозов: Почему России и Грузии не удается найти общий язык? Наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе попытался ответить на вопрос, почему Россия и Грузия вот уже многие годы не могут сгладить противоречия.



Георгий Кобаладзе: С 1988 года в Грузии развернулось движение, которое его участники называли национально-освободительным. Цель движения - выход Грузии из СССР и построение независимого государства. Одним из аргументов идеологов данного движения было то, что Москва - как коммунистическая, так и демократическая - строит против Грузии некий заговор цель которого - расчленение страны путем уравнения в правах союзных и автономных республик, что для Грузии означало бы выход из ее состава (даже если бы сама Грузия осталась в СССР) Абхазии, Аджарии и Южной Осетии.


Поводом для националистов при организации митинга 9 апреля 1989 года, завершившегося трагедией, стали выступления в Абхазии с требованием выхода из состава Грузии. Попытки после распада Советского Союза силой удержать бывшие автономии - Абхазию и Южную Осетию - завершились полным крахом и сокрушительным военным поражением, больно ударившим по национальному самолюбию, а значит, и по национальной идентичности. Главной причиной поражения в Абхазии и Южной Осетии в начале 90-х годов стало то, что Россия помогала и помогает этим непризнанным республикам. Развиваться без них Грузия не может, поскольку для этого потребовалось бы в корне изменить национально-государственный миф.


Именно поэтому, несмотря на то, что за последние десятилетия в Грузии сменились три президента, причём Звиад Гамсахурдия, Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили во многих отношениях абсолютно разные люди, стиль отношений с Россией не меняется, поскольку не меняется парадигма, сформированная ещё в начале 90-х годов прошлого века, сердцевина которой - опять таки проблема территориальной целостности Грузии.


С другой стороны, как отмечал один грузинский политолог, Россия в стратегическом плане не заинтересована в появлении на Южном Кавказе стабильного, единого, консолидированного, дееспособного грузинского государства, ориентированного на евроатлантические структуры, поскольку такое государство, объективно (уже самим фактом своего существования) может создать ей проблемы на Северном Кавказе - с присущей этому региону сепаратисткой интенцией. Эти системные противоречия и приводят к постоянной напряжённости.


XS
SM
MD
LG