Ссылки для упрощенного доступа

Истек срок ультиматума, объявленного в Ираке правительству Германии похитителями двух немецких инженеров


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Александр Гостев: Истек срок ультиматума, объявленного в Ираке правительству Германии похитителями двух немецких инженеров. Они были захвачены неизвестной террористической группировкой 26 января. Немецкие эксперты считают, что после освобождения проведшей три недели в таком же плену немки Сюзанны Остхоф, за освобождение которой, как полагает пресса, был уплачен значительный выкуп, шансы на то, что в Ираке и впредь будут исчезать граждане Германии, увеличиваются.



Юрий Векслер: Связь с похитителями двух немецких инженеров в Ираке до сих пор не установлена, а срок их ультиматума, требовавшего прекращения немецкой деятельности в Ираке, истек. К похитителям через телекомпанию "Аль-Джазира" обращались матери похищенных и лично министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, прося быть великодушными и не убивать ни в чем не повинных людей.



Франк-Вальтер Штайнмайер: Бундесканцлер Меркель и я оперируем к вам также от имени всех немцев с просьбой освободить Томаса Ничке и Рене Бройнлиха. Мы сожалеем, что до сих пор не смогли установить контакт с теми, кто удерживает их в заложниках.



Юрий Векслер: Последнее заявление Штайнмайера перед журналистами.



Франк-Вальтер Штайнмайер: Пока МИД Германии не располагает прямым контактом с похитителями.



Юрий Векслер: Интересен комментарий немецкого эксперта по терроризму Ханса Гессена, как по поводу этой фразы, так и по поводу самого факта обращения министра к похитителям через телеканал "Аль-Джазира".



Ханс Гессен: Министр сказал и подчеркнул, что не располагает прямым контактом. Это позволяет предположить, что обозначилась возможность контакта через посредников. В последние дни все время говорилось, что нет никакой возможности вступить в контакт. По моим сведениям, в кризисный штаб поступали из арабских стран предложения по установлению контакта, все они проверялись и быстро отметались, так как это были самозванцы, желавшие нагреть руки. То, что сказал министр, позволяет с осторожностью предположить, что, возможно, лицо, которому правительство Германии может доверить войти в прямой контакт с похитителями немецких инженеров, появилось. Само же обращение на столь высоком уровне - это убедительный сигнал похитителям, подтверждающий желание вступить с ними в переговоры.



Юрий Векслер: Во многих комментариях проводится сравнение этого случая с похищением археолога и организатора гуманитарной помощи в Ираке Сюзанны Остхоф. Аналитик Торстен Мандалка считает, что правительственный кризисный штаб недооценивал серьезные отличия этого случая от похищения Остхоф. Он пишет: "Сюзанна Остхоф - женщина и сама являлась действующим лицом в монархическом Ираке. Она мусульманка, говорит по-арабски, знает культуру и обычаи страны. Она знала, как надо правильно обращаться и разговаривать с мужчинами, наподобие ее похитителей. Она была многим известна, у нее были друзья и даже родственники по линии мужа, так что было немало нитей, которые могли - штаб в Берлине и посольство - вывести на контакт с похитителями. Инженеры из Лейпцига попали в руки неизвестных в регионе, в котором до сих пор ни одно похищение не завершилось освобождением заложников. К тому же известны только политические требования людей, захвативших двух немцев, и эти требования правительство Германии выполнить не может ни за какую цену. Остается, стало быть, только надеяться на то, что контакт будет установлен и похитителями окажутся бандиты, готовые принять выкуп".


По мнению комментатора, серьезную ошибку допустил министр иностранных дел Штайнмайер. Отвечая на пресс-конференции на вопрос, мог ли выкуп Остхоф спровоцировать это новое похищение, он сказал: "Не выкуп, а журналистские сообщения о нем". Сказал и косвенно подтвердил выплату, как считают, 5 миллионов долларов.


Понятно, что и без этого заявления в Ираке уже многие знают, что отлавливать немцев выгодно. То, что Ирак остается опасным для немцев, понятно. Поэтому серьезные обвинения выдвигаются против владельцев фирмы, пославшей инженеров в Ирак, да еще в это логовище льва по имени "суннитский треугольник", к тому же без надежного прикрытия. Есть только два объяснения этой непростительной беспечности - желание сэкономить деньги или желание заработать деньги, но они не могут никого удовлетворить. Ведь если Сюзанна Остхоф действовала в Ираке сознательно и в полном смысле своевольно, то инженеры из Лейпцига Бройнлих и Ничке - зависимые служащие. "Так что, - пишет далее Торстен Мандалка, - следует подумать и об экономической и социальной ситуации в самой Германии, толкающей людей на поиски иракского несчастья".


Имя Сюзанны Остхоф не исчезает со страниц немецких газет. Несколько дней назад эта необыкновенная искательница опасности попала в Бахрейне под машину и получила несколько травм ноги и плеча, ей была оказана врачебная помощь. После освобождения Остхоф многие сомневались в правдивости ее рассказов и даже обвинили ее в том, что она сама организовала собственное похищение. После официального заявления правительства, опровергающего эту версию, Сюзанна Остхоф заявила, что не хочет больше иметь дело с немецкими СМИ, и намерена на неопределенное время вообще отказаться от посещения Германии. Но во время короткого пребывания на родине Остхоф все же дала себя уговорить тележурналисту с безупречной репутацией Вольфгангу Бекману и пришла к нему на ток-шоу. Из ее пространных, но каких-то судорожных рассказов о жизни в стране, где ежедневно взрываются бомбы и гибнут люди, стало ясно, что Ирак умом понять нельзя. Любой иностранец, находящийся в Ираке, включая работников посольств и членов их семей, постоянно подвергаются опасности и находятся под наблюдением, особенно мужчины-иностранцы. В Ираке Сюзанна Остхоф одевалась как мусульманка и лицо ее было закрыто.



Сюзанна Остхоф: Любой приход в посольство, а каждое посольство вынуждено нанимать персонал из местных жителей, становится по цепочке известным многим за пределами посольства. Сопротивление в стране постоянно расширяет свою сеть, эти люди имеют своих и в иностранных представительствах, это, надеюсь, понятно. Сотни охранников работают посменно и их контакты нельзя проконтролировать.



Юрий Векслер: Например, нанятого по цепочке шофера госпожа Остхоф не знала.



Сюзанна Остхоф: Я не имела права его знать и он не должен был знать, кого он везет. Все должно было происходить быстро. Но водитель опоздал и, возможно, мне его подменили. Они же все только маленькие колесики механизма.



Юрий Векслер: Сюзанна Остхоф попала в заложники. Хотя сам процесс установления контакта с похитителями Остхоф проходил долго, Сюзанна Остхоф в конечном итоге оказалась на свободе. Если поверить комментарию Ханса Гессена, то шанс оказаться на свободе все-таки остается и у двух находящихся пока в заложниках немецких инженеров.


XS
SM
MD
LG