Ссылки для упрощенного доступа

В Польше начался первый судебный процесс по делу о мошенничестве в мире футбольных клубов и подкупе спортсменов


Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.



Надежда Перцева:В Польше начался первый судебный процесс по делу о мошенничестве в мире футбольных клубов и подкупе спортсменов. Несколько известных футболистов подозреваются в том, что за взятки они специально не играли с соперниками в полную силу - и в результате их команда проиграла. Эксперты уже заявляют, однако, что доказать в суде факт умышленного проигрыша, согласно действующему польскому законодательству, будет практически невозможно.



Алексей Дзиковицкий: Что это значит - подставить матч, спрашивал судья в беспрецедентном для Польши процессе по делу футболистов, обвиняемых в том, что за деньги во время встреч с соперниками они не играли, как следует, а делали все, чтобы, в конце концов, проиграть. Прокурор Томаш Потака обвиняет четырех игроков вроцлавской команды "Полер" в том, что они продали, по крайней мере, несколько матчей с клубами из Люблина, Кракова и Щецина.



Томаш Потака: Впервые во время следствия кто-то подтвердил, что ему предлагали деньги за то, чтобы результат игры был таким, как это необходимо противнику для того, чтобы попасть в следующий этап соревнований.



Алексей Дзиковицкий: По словам прокурора Томаша Потака, можно говорить об успехе прокуратуры хотя бы потому, что процесс вообще состоялся, адвокатам не удалось оттянуть его.


Оказавшиеся в суде футболисты отвергают обвинения и отказываются разговаривать с журналистами. По их словам, звонки представителям соперников имели одну цель - сбить их с толку предложениями поддаться, а затем выиграть встречу. Однако такие показания полностью противоречат действительности. Матчи действительно проигрывались, когда соперники разговаривали перед встречами.


Но лавину расследований в польском футболе уже не остановить. Одни говорят о том, что матчи продавались только в случае, когда у команды не было шансов не победу и выход в следующий круг соревнований, в то время как противникам победа с круглым счетом обеспечивала дополнительное вознаграждение и премии. Другие же уверены, что нечестная игра, когда противники заранее договариваются, с каким счетом окончится их матч, это в любом случае обман, который должен быть наказуем.


Ян Томашевский, бывший руководитель комиссии этики Польского футбольного союза, говорит, что процесс во Вроцлаве - это только верхушка айсберга.



Ян Томашевский: В данный момент руководство Польского футбольного союза делает вид, что ничего не случилось, мол, нет причин для беспокойства.



Алексей Дзиковицкий: Между тем, власти Польского футбольного союза заявляют, что борьба с коррупцией идет, вопрос лишь в том, чтобы эта борьба была еще более эффективной. Однако что в данном случае остается болельщику, который может предполагать, что его любимая команда может проиграть не потому, что играет хуже, а лишь из-за того, что кто-то предрешил исход матча еще до его начала. Говорит один из игроков вроцлавской команды.



Игрок футбольной команды: Об этом говорили везде. Все чаще было слышно, что наша команда проигрывает матчи только лишь потому, что кому-то надо выйти в следующий тур чемпионата, и что за это некоторые люди получают хорошие деньги. Но почему эта несправедливость касается нас, простых игроков? Ведь болельщики очень преданны своей команде, а мы проигрываем и все тут.



Алексей Дзиковицкий: В прошлом году председатель одного из польских футбольных клубов согласился принять участие в полицейской провокации, во время проведения которой оказалось, что за проигранные матчи можно получить вполне приличную сумму. То, что за это нужно наказывать, очевидно. Однако, как привлечь виноватых к ответственности, заставить право действовать? По мнению специалистов, это практически невозможно, поскольку практически невозможно доказать нарушения закона в данном случае, особенно если речь идет о звездах каждого клуба. Однако прецедент появился, и все теперь зависит от исхода судебного процесса, который продолжится в начале марта.


Между тем болельщики тех команд, которые, как считает прокуратура, за деньги проигрывали матчи, не хотят верить в то, что что-либо подобное могло иметь место.



Футбольный болельщик: Меня просто страх охватывает, не могли они вот так, за деньги, проигрывать, ведь мы болеем за команду уже много лет, всей семьей.



Футбольный болельщик: Я в это не верю и все тут, ведь это спорт, здесь выигрывает сильнейший, а не тот, кто платит. Поэтому спорт так и популярен, миллионы поляков увлекаются спортом, болеют за разные команды. Но если действительно что-то было, то я надеюсь, что этот процесс изменит ситуацию.



Алексей Дзиковицкий: Такие же надежды спортивные болельщики возлагали на дело руководителя спортивного клуба ГКС "Катовице" Петра Дзюровича, который в прошлом году согласился сотрудничать с полицией и принял участие в полицейской провокации. На виду у скрытых камер он принял от посредника круглую сумму за то, чтобы проиграть матч. Дзюрович рассказал, что польский футбол пропитан коррупцией, берут тренеры, судьи, чиновники. В свою очередь коллеги обвинили Петра Дзюровича в желании отомстить. Отсутствие фактов и через некоторое время страсти вокруг этого дела утихли.


XS
SM
MD
LG