Ссылки для упрощенного доступа

Мадрид-Москва: от «рогов и копыт» к трансграничным инвестициям


Владимир Путин и Хуан Карлос I в королевском дворце Ориенте во время предыдущего визита российского президента в Испанию
Владимир Путин и Хуан Карлос I в королевском дворце Ориенте во время предыдущего визита российского президента в Испанию



Президент России Владимир Путин прибывает сегодня в Испанию. В центре внимания его встреч будут проблемы развития двустороннего сотрудничества. Сравнительно недавно было невозможно помыслить, что такое сотрудничество возможно вообще.

В прошлом веке отношения между двумя странами складывались совсем не просто. Во времена диктатора Франсиско Франко, правящего Испанией без малого сорок лет, Россия для испанцев была табу. Дипломатических отношений не существовало, власти запрещали испанцам посещать Восточную Европу. В паспорте на этот счет даже имелась специальная запись. Пропаганда уверяла, что у жителей России от безбожия отрастают рога, хвосты и копыта.


Впрочем, как всякий запретный плод, Россия продолжала манить к себе не только левых пролетариев и либералов-интеллигентов, но и людей, преданных режиму душой и сердцем. Как вспоминает сын жандармского офицера, бывший член юношеской фашистской организации Хуан Антонио Миранда, он «всегда испытывал к России восхищение и симпатию. И это благодаря великой русской литературе – произведениям Толстого, Достоевского... Мне всегда нравился русский народ, его характер, отображенный в романах».


Некоторые представители испанской интеллигенции объясняют свой интерес к России схожестью истории двух стран. Кто, обливаясь кровью, в течение веков дрался с мусульманскими захватчиками, рвущимися в Европу?- спрашивают испанцы. Мы да русские. Мы – с арабами, русские – с татаро-монголами. Кто открывал новые земли и приобщал к цивилизации целые народы? Испанцы и русские. Латинская Америка и Сибирь тому подтверждение. Кто не встал на колени перед Наполеоном и объявил ему народную войну? И, наконец, кто еще в Европе перенес в ХХ столетии самые кровавые гражданские войны и долгие диктатуры? Ответ все тот же.


«Лучше быть зарезанным в нью-йоркском метро, чем жить в России»


Деловые отношения между двумя странами стали восстанавливаться еще при жизни Франко. Престарелый диктатор продолжал публично проклинать «мировой масоно-коммунистический» заговор, а его министры позволяли Москве держать базу на Канарских островах. Номинально она обслуживала рыболовный флот, ведущий промысел в Атлантике. Но ей также пользовались советские спецслужбы, о чем испанцы не могли не знать. В Москве и Мадриде с начала 70-х действовали торговые представительства двух стран. Ну а одним из самых любимых зрелищ испанцев в те времена были выступления Ансамбля Советской Армии.


Дипломатические отношения были восстановлены после смерти Франко в 1977 году. Как отмечает обозреватель газеты ABC политолог Альберто Сотильо, «для официальной пропаганды Россия была что-то вроде места, населенного сатаной и его приближенными. С установлением отношений все изменилось. Участились поездки бизнесменов, журналистов, туристов». Впрочем, о настоящем прорыве речи не шло. То бывший испанский премьер-социалист Фелипе Гонсалес как-то заявил, что предпочел бы быть заколотым ножом в нью-йорском метро, чем жить в России, то Борис Ельцин отказался принять сменщика Гонсалеса консерватора Хосе Мария Аснара, сославшись на свою загадочную по тем временам «болезнь». Правда, с Владимиром Путиным у того же Аснара сложились прекрасные отношения, о чем он написал в своих мемуарах, где назвал российского президента другом.


Что касается нынешнего премьера-социалиста Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, то он уже дважды побывал в России, хотя особых чувств к этой стране пока не проявил. Испанские консерваторы вообще относятся к России лучше, чем левые. Это, в частности, проявляется в прессе. В газетах левого направления больше критических статей о России. На это тоже есть исторические причины. По мнению политолога Альберто Сотильо, часть левых в свое время идеализировала СССР. После краха Советского Союза наступило разочарование, конец мифа. И этого они не могут простить до сих пор.


Заметную роль в размораживании двусторонних связей сыграла королевская семья. Хуан Карлос и София приезжали в Москву неоднократно. Его величество страстный охотник, ему известны охотничьи угодья в Завидово. Его супруга любит искусство, Большой театр, дружит с Мстиславом Растроповичем и по его совету патронирует в Мадриде музыкальную школу, где работают российские преподаватели. Кроме того, гречанку София никогда не оставляли равнодушной памятники русской православной архитектуры. Побывал не так давно в Москве с официальным визитом и наследный принц Фелипе.


А вот двусторонняя торговля развивается медленно. Объем товарооборота между Испанией и Россией намного меньше, чем у последней с Францией, Великобританией, Италией, не говоря уже о США и Германии. С начала семидесятых Россия поставляет в Испанию сырье, в основном нефть. Из испанских товаров в России известны продовольствие и ширпотреб. Время от времени возникают крупные российско-испанские проекты, но реализованными из них оказываются немногие. В России действует комбинат мясных продуктов «КампоМос», карамельная фабрика «Чупа-Чупс» и предприятие пищевых концентратов GallinaBlanca.


Обувь, которую мы выбираем


Некоторые испанские предприятия успешно работают в России. Но вместе с тем до сих пор остаются неиспользованными возможности для взаимодействия во многих областях. Нереализованными оказались, например, планы строительства в России фабрики спортивной обуви, завода телефонных аппаратов, скоростной железнодорожной линии.


Громкий скандал породил провал строительства на севере Испании центра торговли российскими товарами. Проект возник в начале 90-х и финансировался из госбюджета Испании. Речь шла о сооружении портовых терминалов специально для приема российских судов с товарами, которые отсюда должны были направляться потребителям в Испании и в других странах Европы. Дело с самого начала попахивало маниловщиной. Испанское государство все же выделило под него выделило немалые средства, которые были использованы не по назначению.


В ходе двусторонних встреч на высшем уровне зачастую встает вопрос об испанских инвестициях. Подобная настойчивость Мадрид изумляет: зачем Москве испанские деньги? У россиян, как здесь считают, своих средств в избытке. Они наводняют даже весьма далекой от них испанский рынок. И речь совсем не о покупках недвижимости на испанских курортах, как это уже сделали тысячи граждан РФ. По-настоящему крупные капиталы идут в гостиничное хозяйство, строительство и торговлю. Зачастую эти капиталы маскируются под вывесками испанских или международных фирм. Представитель мадридской инвестиционной компании «Фортуни» Оскар Фернандес Бермехо (его компания консультирует иностранных инвесторов) говорит, что российские деньги вкладываются в строительные проекты в лучших местах испанского континентального побережья, на Балеарских и Канарских островах. Посредники активно используют в интересах российских клиентов наработанные связи в странах Латинской Америки. Компания «Фортуни» расширяет свою деятельность, специально для новых клиентов она открыла на своем сайте страницу на русском.


Рассказ о двусторонних связях стал бы неполным без упоминания о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. В первые часы бесланской трагедии Мадрид заявил о готовности испанского спецназа немедленно отправиться на Кавказ для помощи в освобождении заложников. Жест этот был чисто символическим, но в сотрудничестве правоохранительных органов двух стран есть и конкретные дела. К примеру, по ориентировке из Москвы испанские спецслужбы задержали под Барселоной главарей так называемой «ореховской» группировки Сергея Буторина и Марата Полянского.


XS
SM
MD
LG