Ссылки для упрощенного доступа

Суд разрешил бывшему осведомителю «Штази» участвовать в Олимпиаде


Суд счел решение Олимпийского комитета лишенным юридических оснований
Суд счел решение Олимпийского комитета лишенным юридических оснований

В Турин для участия в Олимпийских играх прибыли серебряные призеры последнего чемпионата Европы немецкие фигуристы Алена Савченко, Робин Шелкови и их тренер Инго Штойер. До последнего момента Олимпийским комитетом Германии отказывался официально включать тренера в состав команды за сотрудничество с Министерством госбезопасности ГДР («Штази»).


Суд в Берлине, в который обратился Инго Штойер, счел решение Олимпийского комитета лишенным юридических оснований. В частности, судья так обосновал свою позицию: «Национальный Олимпийский комитет не смог сказать, когда точно и кем, на основе каких бесед с подателем иска было принято решение, а такое недопустимо с правовой точки зрения».


Тем не менее, это история будет иметь продолжение, так как при приеме на работу Штойер не упомянул в анкете о своей деятельности осведомителя. По сведениям Олимпийского комитета Штойер работал на «Штази» с 1985 по 1989 год и получал за эту деятельность деньги.


Сам Инго Штоейер так отреагировал на решение суда в Берлине: «Теперь мы можем потратить оставшиеся часы только на подготовку к Олимпиаде».


Накануне страсти были накалены. Газеты писали, что армейский спортивный клуб, в котором Штойер служит в звании унтер-офицера, намерен его уволить. Ходили также слухи, что Инго Штойер собирается покинуть страну.


Он опроверг эти сообщения, добавив, что это уже не первый случай в немецком спорте, когда конкуренты пытаются помешать бывшим спортсменам ГДР, обвиняя их в сотрудничестве со «Штази».


Инго Штоейр сказал о разнообразной поддержке его и фигуристов в трудную минуту: «Звонили друзья и спонсоры и просто самые разные люди, заявляя о своей солидарности с нами. Вы показали замечательную работу, говорили они, и мы просто не понимаем, что происходит. Речь должна идти о спорте, а не о чем-нибудь другом».


Алена Савченко, в прошлом гражданка Украины, а ныне Германии, намеревалась отказаться выступать в знак солидарности с тренером, если бы его не включили в команду.


«Да, я останусь при своем мнении, потому что мы команда, и мы хотим бороться за медали вместе», - сказала Савченко.


Ее партнер Робин Шелкови, который уже дважды был чемпионом Германии, придерживался другого мнения: «Я считаю что мы должны поехать в Турин в любом случае, и показать все, на что способны и этим поддержать нашего тренера Инго Штоейра».


Теперь все это уже позади. Спортсмены и Тренер прибыли на Олимпиаду.


Бойцовских характер, умение постоять за себя Инго Штойер демонстрирует не в первый раз в своей жизни. Сам, будучи прекрасным фигуристом, он стал в 1997 году чемпионом мира в парном катании, и это после страшного падения его партнерши Мэнди Ветцель на Олимпиаде 1994 года в норвежском Лиллехаммере. Тогда казалось, что не только о спорте, но и вообще о восстановлении здоровья Мэнди можно было только мечтать. Выиграли Штойер и Вентцель и бронзовые медали на Олимпиаде 1998 года.


Что же до естественно презираемой всеми деятельности осведомителя, то как в спорте, так и в жизни ГДР были произвольная и обязательные программы. В произвольной - гражданин выбирал основную деятельность, а в обязательной - ему делали предложение, от которого было трудно отказаться.


Любимица всей Германии Катарина Витт, комментируя историю, сказала, что еще 15 лет назад познакомилась со своим личным делом в «Штази», и прочитала все написанное осведомителями, в том числе и Инго Штойером. "Инго был один из множества, - сказала Витт. - И я давно простила его, потому что все, что он писал, было детским лепетом. Например, он сообщил, что я ехала на своей "Ладе", сильно превышая скорость. И добавлял такую, например, подробность: "Мы должны были остановиться, потому что из-за плохих рессор нас укачало". На его совести нет больших грехов, - сказала Катарина Витт о своем бывшем коллеге по сборной ГДР. - Но я по-другому отношусь к тем, кто предавали планы побега из ГДР своих друзей, и люди попадали на 10 лет за решетку. Ничего подобного, насколько я знаю, Инго Штойер не делал". Катарина Витт считает также, что с документами «Штази» можно было уже давно окончательно разобраться, так как доступ к ним открыт, а ныне - это уже история и копания в ней никому и ничем помочь не могут. Если бы Олимпийскому комитету удалось бы не пустить Инго Штоера в Турин, - сказала в заключение своего комментария Катарина Витт, то Игры не стали бы от этого для немцев лучше".


XS
SM
MD
LG