Ссылки для упрощенного доступа

Секретарь Лиги за отмену призыва Николай Храмов поддержал инициативу провести акцию гражданского неповиновения


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Виктор Нехезин: Секретарь Лиги за отмену призыва Николай Храмов поддержал инициативу обозревателя "Московского комсомольца" Юлии Калининой, которая предлагает провести акцию гражданского неповиновения и отказаться от призыва на срочную военную службу. По мнению Храмова, только таким образом можно подвигнуть российских чиновников на серьезную военную реформу. Интервью с секретарем Лиги за отмену призыва записала наш корреспондент Марьяна Торочешникова.



Николай Храмов: Совершенно справедливое "санитарно-гигиеническое" требование об отставке министра обороны, тем не менее, никак не может быть расценено как мера, которая способна исправить здесь ситуацию. Исправить ситуацию можно только одним способом - отменить систему призывного рабства. Потому что это именно система призывного рабства, при которой солдат является не гражданином, служащим в армии, а является бесправным "пушечным мясом", грязью под ногами командиров. Только отмена этой системы и переход на профессиональную армию сделает возможным неповторение в будущем всех тех ужасов, пыток, убийств, издевательств, которые происходят в казармах и которые называются этим ласково-стыдливым словом "дедовщина", которое на самом деле не имеет отношения к той ужасной реальности, которую призвано описать.


Так вот, если мы понимаем, что только отмена призывного рабства способна решить проблему, и точно так же мы понимаем, что не только отмена призывного рабства, но и какие-то другие, хотя бы частичные реформы не могут быть проведены в вооруженных силах до тех пор, пока во главе вооруженных сил, во главе правительства и во главе страны стоят те люди, которые сейчас находятся у власти, я имею в виду президента Путина и его правительство, в том числе министра обороны, мы сами - граждане этой страны - должны делать все, от нас зависящее, чтобы добиться этих перемен. Если говорить об отмене призыва, об отмене призывного рабства, то это даже более реалистическая задача, чем отправка в отставку министра Иванова. Потому что отправить в отставку того или иного министра граждане самостоятельно не могут, а отменить или видоизменить любой федеральный закон могут сами граждане, такое право у нас еще есть, и это - право на организацию всероссийского референдума. Подготовить необходимые условия для того, чтобы оказалось возможным инициировать снизу референдум об отмене призыва, - это та задача, которую сейчас ставит перед собой движение "Российские радикалы" и созданная в прошлом году специально с этой целью Лига за отмену призыва. Но средством для достижения этой цели, конечно же, могут и должны быть непосредственные, прямые действия в духе ненасилия Ганди, в духе ненасилия Мартина Лютера Кинга. То есть гражданское неповиновение - если не остается никаких других способов повлиять на власть.



Марьяна Торочешникова: Николай, вы поддерживаете эту акцию, но в российском законодательстве предусмотрена ответственность, административная ответственность, в том числе, и уголовная ответственность за уклонение от службы в армии. Не подставляете ли вы таким образом тех, кто весной должен явиться на призывные пункты, но, поддержав эту акцию, туда не явятся?



Николай Храмов: Армия - это даже уже не тюрьма. Армия - это даже уже не тюрьма. Армия - это намного, намного хуже тюрьмы. Поэтому если бы речь шла о том призыве, который я бы обратил к российским гражданам, я и говорил об этом, то я бы призывал их действовать так, как они могут действовать в соответствии со своей силой: либо отказываться открыто от военной и альтернативной гражданской службы - забирают в тюрьму; либо писать заявление об альтернативной гражданской службы - и отправляться на альтернативную гражданскую службу в армию; либо, на худой конец, если люди не находят в себе достаточно сил для того, чтобы нести наказание открыто за свой отказ от военной службы, уклоняться всеми доступными средствами. Да, это нарушение законов, но это - нарушение законов, которые несправедливы, которые подлежат отмене, и отменить которые нет другого средства сейчас, кроме как открыто и массово их нарушать.


XS
SM
MD
LG