Ссылки для упрощенного доступа

Переговоры по Карабаху в Париже. «Необходимо переходить к принятию решений»


За 12 лет без войны стороны не смогли приблизаться к миру. Армянский лидер Роберт Кочарян с отцом нынешнего президента Азербайджана Гейдаром Алиевым
За 12 лет без войны стороны не смогли приблизаться к миру. Армянский лидер Роберт Кочарян с отцом нынешнего президента Азербайджана Гейдаром Алиевым

Перед встречей президентов Азербайджана и Армении, которая начинается сегодня под Парижем, дипломаты выражают осторожный оптимизм. Близкие к переговорным делегациям источники утверждают, что позиции двух сторон по рамочному соглашению становятся ближе. Как представляется, соглашение будет отписывать две фазы урегулирования. На первом этапе предполагается отвести армянские силы с территорий, находящихся вне административных границ бывшей НКАО (как они были определены во времена СССР) и заменить эти войска международными миротворцами. Второй этап, который будет осуществлен значительно позднее, предусматривает проведение в Карабахе референдума о политическом статусе территории.


Война за Нагорный Карабах стала первым на территории СССР открытым вооруженным конфликтом. Три года сражений унесли жизни 25 тысяч человек, более миллиона человек стали беженцами, экономики Армении и Азербайджана были разрушены. Заключенное 12 лет назад перемирие остановило боевые действия, но социальные и политические последствия конфликта так и остались неурегулированными. Все эти годы дипломаты пытались найти выход из тупика, и, кажется, им удалось нащупать контуры возможного компромисса. Ходят разговоры о том, что стороны близки к соглашению. В своем недавнем интервью Радио Свобода сопредседатель созданной ОБСЕ в 1994 году Минской группы международных посредников Стивен Манн отметил, что переговоры идут в правильном направлении: «Все мы понимаем, что необходимо переходить от переговоров к принятию решений. С точки зрения Соединенных Штатов, существует возможность заключения соглашения в течение ближайших месяцев. Предстоящие встречи представляют для сторон хорошую возможность [прийти к соглашению], и нам не хотелось бы, чтобы этот шанс был упущен».


Как представляется, этот осторожный оптимизм породили изменения в позиции армянской стороны. Наблюдатели считают, что Ереван отказался от требования решить карабахский вопрос «в пакете», то есть принять документ, описывающий все аспекты урегулирования, в том числе и окончательный статус спорной территории. Все сообщения указывают на то, что Армения теперь согласна на постепенное решение конфликта.


Эксперт по проблемам Кавказа Том де Вааль полагает, что такие подвижки, в свою очередь, склонили к большей гибкости и Азербайджан. «Здесь (в Баку – РС) ожидают, что в пятницу в Париже что-то решится. Возможно, это будет двусторонней декларацией – скажем, об основных принципах урегулирования. Очевидно, что на эту тему ведутся серьезные переговоры. Я разговаривал с людьми из министерства иностранных дел [Азербайджана] и заметил, что их тон изменился. Они рассуждают [о проблеме] в гораздо более конструктивном духе, уже гораздо детальней, чем пару лет назад».


Возможно, подвижки в официальных позициях сторон есть. Но есть ли у них достаточно пространства для маневра? Годы информационной войны не могли пройти даром. Обе стороны изрядно постарались, чтобы демонизировать противника в глазах своего населения. К тому же азербайджанцы привыкли думать, что время играет на них, растущие доходы от продажи нефти позволят им перевооружить армию, и военный баланс сил в итоге изменится в их пользу.


Грузинский эксперт-конфликтолог Пата Закареишвили только что вернулся из поездки в Армению и Азербайджан. По его мнению, самой сложной проблемой в двусторонних отношениях является то, что правительства двух стране не позаботились подготовить людей к возможному компромиссу по Карабаху. « Умы людей совершенно закрыты . Общество совершенно не информировано (о переговорах – РС).


Например, здесь (в Грузии – РС) постоянно обсуждаются варианты федерального решения (проблемы грузинских автономий – РС), всплывает то один вариант, то другой. Все это подготавливает общество к тому, что может произойти в Абхазии. Мы постоянно что-то обсуждаем. Но у них (в Армении и Азербайджане – РС) нет никаких дискуссий, никто не говорят о планах, предложениях. Все, о чем они говорят – это только о своих армянских интересах или о своих азербайджанских».


Том де Вааль согласен с такой оценкой. Он опасается, что неспособность президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева подготовить население своих стран к возможному урегулированию приведет в будущем к дополнительным проблемам: «В своих личных встречах президенты доверительно и очень детально обсуждают компромиссный вариант. А вот оба общества задержались на уровне конца 80-начала 90-х с характерной для того времени очень жесткой агрессивной риторикой. В этом смысле стороны оказались в ловушке. Даже если [президентам] удастся прийти к соглашению, им будет крайне трудно объяснить его их собственным народам, что сделает их весьма уязвимыми».


В коридорах офиса ОБСЕ в Вене надежда на политическое урегулирование конфликта не угасает. Этого нельзя сказать о ситуации в лагерях азербайджанских беженцев. Для сотен тысяч людей, изгнанных армянскими силами из Нагорного Карабаха и примыкающих к нему территорий 12 лет назад, жизнь остановилась. Дождь из нефтедолларов, пролившийся на Азербайджан, обошел их стороной. И все же эти люди по-прежнему рассчитывают на том, что однажды они вернуться в свои дома. Возможно, в предстоящие два дня в Рамбуйе лидеры двух стран сделают первые робкие шаги к тому, чтобы эта мечта стала реальностью.


XS
SM
MD
LG