Ссылки для упрощенного доступа

В Дании появилась любопытная политическая инициатива




Андрей Шарый: В разных странах мира продолжается оживленная дискуссия в связи с публикацией в европейских газетах карикатур на пророка Мухаммеда. Газета "Интернэшнл герольд трибьюн", здесь датский журналист довольно аргументировано пишет о том, что Данию вряд ли можно считать, особенно в последние годы, страной межэтнической и межрелигиозной толерантности. По мнению этого журналиста, растет число датчан, которые настроены достаточно ксенофобски, есть проблемы с ассимиляцией граждан мусульманского происхождения в Данию. Однако такого рода публикации вполне можно найти и противовес в числе других публикаций.


Любопытная политическая инициатива в эти дни появилась в Дании. Может стать весь этот скандал с публикацией карикатур катализатором для зарождения в Дании нового религиозного направления - Евроислам.



Сергей Джанян: Известный датский бизнесмен, председатель правления фармацевтической компании " NeuroSearch " Асгер Омунд возглавил кампанию по сбору средств в помощь организации «Демократические мусульмане», созданной по предложению члена датского парламента, палестинца Насера Хадера.



Асгер Омунд: Инициатива Хадера и его рабочей группы может быть весьма решающей в деле развития демократии в Дании. Всю свою жизнь я занимался созданием и запуском новых компаний, - и я хочу помочь этим людям, а также призываю к этому всех моих соотечественников. Размеры пожертвований не имеют принципиального значения - мы будем рады любой моральной поддержке, которую датчане окажут новому начинанию.



Сергей Джанян: Призванная стать альтернативой ортодоксальным исламистским объединениям, организация «Демократические мусульмане» получила у населения значительную поддержку. Уже через неделю после создания организации, ее членами стали более 3,5 тысяч жителей Дании.



Насер Хадер: Я думаю, что самое важное сейчас - это Дания и ее репутация в мире. Нам не нравится происходящее в мусульманских странах, где люди сжигают датские флаги и уничтожают датские посольства. И «Демократические мусульмане» хотят передать послание исламскому миру, нашим братьям по вере - происходящее пора остановить. И нас не волнует существование в Дании группы экстремистски настроенных людей из мусульманской среды, сверх всякой меры раздувших конфликт с карикатурами на пророка Мухаммеда. Действия этих людей следует признать совершенно неконструктивными.



Сергей Джанян: Сегодня назначена встреча инициативной группы «Демократических мусульман» с премьер-министром Дании Андерсом Фог Расмуссеном. Комментаторы отмечают, что на эту встречу не приглашены представители других мусульманских организаций и объясняют этот факт очевидным преимуществом «Демократических мусульман» в сравнении с другими малочисленными и разрозненными объединениями датских последователей ислама. Другим объяснением этому обстоятельству является то, что правительство Дании объявило на днях о прекращении сотрудничества с местными исламскими священнослужителями, обвиняя их в разжигании конфликта вокруг карикатур на пророка Мухаммеда. В своём обращении к парламенту премьер-министр страны Андерс Фог Расмуссен заявил, что именно поездка датских имамов на Ближний Восток спровоцировала взрыв антидатских и антизападных настроений в регионе.



Коре Скоу: Наименее рискованным и наименее вызывающим действием со стороны Расмуссена в сложившейся ситуации станет именно контакт с умеренными мусульманами. И если удастся сделать так, чтобы эти люди повели за собой остальных, создав положительный имидж датской мусульманской организации, то это значительно помогло бы премьер-министру в разрешении конфликта.



Сергей Джанян: Считает датский политолог Коре Скоу.


В Дании с её населением 5,4 миллиона человек проживает более 180 тысяч мусульман, а ислам стал второй по численности религией после христианства.



Андрей Шарый: Датские карикатуры на пророка Мухаммеда перепечатали некоторые газеты Чехии. На это немедленно реагировало посольство Ирана, потребовавшее от газет извинения. Главные редакторы этих газет, которых поддержало Министерство иностранных дел республики, отказались принести извинения, мотивируя свой отказ тем, что рисунки были помещены исключительно ради полноты информации читателей.


Агрессивные протесты радикально настроенных мусульман затронули в некоторой степени известного чешского скульптора Давида Черный.



Нелли Павласкова, Прага: На пражском биенале всеобщее внимание привлекла необычная скульптура Давида Черный - в огромном аквариуме с зеленой водой лежал в позе акулы в натуральной величине Саддам Хусейн со связанными за спиной руками. Этот артефакт был репликой на знаменитый аквариум скульптора Дамиана Хирста, поместившего в формалин настоящую убитую акулу.


Аквариум с Саддамом был принят на апрельский фестиваль современного искусства в городе Миделькерке в Бельгии и установлен в помещении, напоминающем бункер Саддама Хусейна. Староста города со словами, "не хочу провоцировать", приказал убрать аквариум с Саддамом. На это отреагировал Музей современного искусства "Востенде", решивший принять скульптуру Давида Черный. Директор музея Вилли Ван Ден Бусхе заявил, что хотя скульптурой и наводит ужас, но это интересное произведение, а искусство должно провоцировать.


"Саддам Хусейн - это нечто иное, чем Магомед", - добавил он. Я спросила скульптора Давида Черный, как возникла у него идея скульптуры Хусейна, ставшая символом прошедшего пражского биенале, и как он смотрит на действия бельгийского старосты.



Давид Черный: Эта штука, скульптура Саддама, возникла, как выражение моей позиции и как реакция на неделю, проведенную мной в Багдаде полтора года назад. Это итог моего пребывания в этом городе. Вообще мне удивляет, что кое-кто, например, староста Мидлькерке, говорит о раздражении или неприятии изображения диктатора. А что, если кто-нибудь ныне вылепит фигуру повешенного или сидящего в клетке Сталина? Неужели это тоже вызовет дебаты и неужели кто-нибудь будет заступаться за массового убийцу? Вас бы обидел вид Сталина в клетке, в которой он держал своих противников?



Нелли Павласкова: Меня лично такая скульптура только порадует.



Давид Черный: Я столкнулся и с другой интерпретацией фигуры Саддама, брошенного в аквариум. Некоторые считали, что она вызывает жалость, как акула скульптора Хирста. Мне лично эта его вещь не нравится, но я воспользовался его идеей с единственной целью - вызвать не жалость к диктатору, а отрицательные эмоции по отношению к нему.


О том, что произошло в Бельгии, я узнал из газет. Сегодня, к сожалению, приходиться бояться агрессивных радикалов, но еще больше надо бояться того, что нас самих обуял страх, потому что вот так в свое время люди начали бояться Гитлера и без конца повторять "не надо его дразнить". Мы знаем, чем это все кончилось.



Нелли Павласкова: А как вы смотрите на публикацию карикатур на Магомета.



Давид Черный: Проблема в другом. Я хочу опять провести параллель с Гитлером. Он заставлял тогда художников делать карикатуры на евреев с целью подготовки удара по этому народу. Карикатуры с расовым подтекстом неприемлемы. И вообще, карикатура, по-моему, это не искусство, это визуальное отображение понятия, вместо фразы "этот человек - свинья" можно изобразить кого-то похожего на свинью. Я человек неверующий, без религии и, наверное, я не ощущаю так остро обиду, как люди верующие. Но если кто-то, обидясь на карикатуру, поджигает посольство, то я это не могу ни принять, ни понять. Пусть обиженный борется с карикатурой тоже своей карикатурой, скажем, на христианского пророка. Это понятно, это на одном и том же уровне.



Нелли Павласкова: 39-летний Давид Черный самый яркий чешский скульптор - ниспровергатель авторитетов и национальных символов. Недавно он изваял гигантский зад президента республики. Посетители выставки могли подняться к нему по лестницу, заглянуть во внутрь и увидеть в нем самого президента вместе с другими политиками. Никого эта шутка не покоробила. В другой Черный изуродовал знаменитый памятник королю Вацлаву, святому Вацлаву, восседающему на коне на Вацлавской площади. Он создал точную копию памятника, но в перевернутом виде, лошадь висела вниз головой, а король восседал на ее брюхе. Этот гигантский памятник несколько лет висел в пассаже в двух шагах от оригинала. 15 лет назад Давид Черный в течение одной ночи выкрасил в розовый цвет советский танк, установленный на пьедестале на одной из площадей Праги.


Почему вы это сделали?



Давид Черный: Потому что для меня в течение 20 лет Советский Союз был оккупантом. Здесь, на этой площади, стоял танк, который всем своим видом прямо мне в лицо заявлял, что я живу под игом армии, которая с момента вступления на нашу землю завела свои порядки. Розовой краской я смягчил угрожающий жест машины, стоящей над нами на высоте шести метров.



Нелли Павласкова: Были ли тогда протесты?



Давид Черный: Протестовали, конечно, страшно. Посольство протестовало.



Нелли Павласкова: 15 лет назад дело кончилось тем, что танк вообще убрали и сдали в музей. Инцидент был исчерпан. Ныне же наряду с протестом посольства Ирана какой-то аноним угрожал Пражскому политехническому институту бомбой и убийством американского или английского студента. Правительство усилило охрану многих объектов.


XS
SM
MD
LG