Ссылки для упрощенного доступа

Реакция России на постановление парламента Грузии о необходимости изменения формата миротворческой операции в Южной Осетии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов .



Андрей Шароградский : Постановление парламента Грузии о необходимости изменения формата миротворческой операции в Южной Осетии вызвала резкую реакцию в России. Депутаты Государственной Думы готовят ответное постановление, которое они планируют рассмотреть на завтрашнем пленарном заседании. Госминистр Грузии Георгий Хаиндрава прилетел в Москву для того, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию вокруг урегулирования грузино-осетинского конфликта. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов : Постановление грузинского парламента называется «О миротворческой операции в Южной Осетии». Оно выдержано в рекомендательном тоне. Председатель Государственной Думы России Борис Грызлов заявил, что решение грузинских парламентариев только осложнит ситуацию в конфликтном регионе. Борис Грызлов сообщил, что Госдума завтра примет ответное постановление. При этом создавалось впечатление, что спикеру уже даже известен результат голосования.



Борис Грызлов : Те заявления, которые сделаны в парламенте Грузии, не способствуют мирному урегулированию данной ситуации, а наоборот нагнетают обстановку. Российский парламент именно так завтра, по моему мнению, должен отреагировать. Мы должны осудить эти решения и четко обозначить нашу позицию, что российские миротворцы находятся в этой зоне именно для того, чтобы поддерживать ситуацию мирного урегулирования данного инцидента.



Олег Кусов : Депутат Государственной Думы России Виктор Алкснис считает, что сочинские соглашения от 1992 года подвергнуть ревизии нельзя.



Виктор Алкснис : В этой ситуации Россия должна занимать взвешенную, спокойную позицию. Дагомысские соглашения хороши те, что там нет статьи по денонсации или о выходе из этих соглашений. Но в той спешке, в которой они готовились в 1992 году, просто забыли эту статью. Она стандартной является для любого международного соглашения, а тут, видимо, забыли. А это сейчас играет на пользу России. Раз нет статьи о том, что из этого соглашения можно выйти, значит, оно является бессрочным.



Олег Кусов : Лидер партии Республиканской партии России, в прошлом замминистра по делам национальностей Владимир Лысенко считает, что говорить о возвращении Южной Осетии в состав Грузии преждевременно.



Владимир Лысенко : В условиях, когда ни один из такого рода конфликтов не разрешен, хотя мне кажется, ближе всего там Приднестровье сегодня с Молдовой находятся в этом соглашении, надеяться, что сейчас удастся разрешить в рамках возвращения в Грузию - крайне маловероятно. Я думаю, что это еще не менее 10 лет будет тянуться.


В то же время, надо сказать, что Россия двойной стандарт показывает во всей этой ситуации. Получается, что, когда речь идет о Чечне, то никто не лезьте, это наша территория, наша автономия, мы сами будем в ней разбираться, а когда такая же ситуация касается двух других автономий, о которых мы говорили, соответственно, совершенно другой идет контекст, что это фактически ближайшие наши союзники, поэтому мы их будем защищать, никакой Грузии не отдадим. Поэтому, я думаю, что этот двойной стандарт виден уже и в Европе, и во всем мире. Я полагаю, что таким образом решать проблемы политически невозможно. Руководство России рано или поздно поплатиться за такую свою политику.



Олег Кусов : Главный эксперт Фонда Исследования стратегии и межнациональных отношений Грузии Арчил Гегешидзе напоминает о недавнем плане ОБСЕ, с которым на словах согласилась Россия.



Арчил Гегешидзе : Не устраивает Тбилиси то, что миротворческие силы, где лидирует Россия, тон задается российской стороной, никак не соответствуют требованиям выполнения известного мирного плана по урегулированию конфликта, который был поддержан всем мировым сообществом, в том числе каким-то образом и Россией тоже. Этот план является планом ОБСЕ, который подразумевает осуществление мероприятий на трех этапах. Первый этап - это демилитаризация зоны конфликта. Второй этап - проведение экономических и других проектов для восстановления доверия между сторонами. На третьем этапе - уже серьезно говорить о политическом статусе.


Вот никак этот план, который недавно был поддержан всем мировым сообществом, в том числе и с Россией, никак не начнет осуществляться. В основном в этом винят миротворческие силы. Поэтому были надежды где-то в середине декабря, что вот-вот какие-то подвижку уже будут иметь место, когда в Любляне проходил мини-сериал ОБСЕ, там Россия тоже конструктивным образом поддержала этот план. Но, к сожалению, после этого ничего подобного не произошло. Были какие-то признаки того, что есть попытки торможения процесса или процесс увести в какую-то другую сторону. Поэтому было решено, чтобы принять такое решение о прекращении миротворческой операции во внешнем формате.


Насколько я знаю, есть механизмы пересмотрения. Я знаю, что наши международники такую экспертизу провели. На основе этой экспертизы и было принято это решение. Есть возможность для того, чтобы пересмотреть Сочинское соглашение, чтобы Грузия вышла из этого соглашения.




XS
SM
MD
LG