Ссылки для упрощенного доступа

Пресс-конференция главы ведомства ООН по правам человека Луизы Арбур


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Олег Кусов и Михаил Саленков.



Кирилл Кобрин: Заканчивается визит в Россию Луизы Арбур, руководительницы ведомства ООН по правам человека. В течение нескольких дней она посетила республики Северного Кавказа, встретилась с беженцами в Ингушетии, встретилась с руководством Чечни и президентом Владимиром Путиным. Сегодня Арбур отвечала на вопросы журналистов в Москве.



Олег Кусов: Первостепенное значение глава ведомства ООН по правам человека Луиза Арбур в своей поездке по России уделила Северному Кавказу. Она посетила Чечню, Ингушетию и Северную Осетию.



Луиза Арбур: Я почерпнула в своем общении с чеченскими официальными лицами, что жители этой республики имеют друзей во всем мире, которые поддерживают желание этих людей жить в мире и особенно их желание жить в обществе, которое живет по законам общества, в котором существует верховенство права. Я заметила признаки давно ожидаемого физического восстановления физических объектов, которые видны в Грозном. Совершенно очевидно, что уже политическая система начинает устанавливаться и это имеет целью, конечно, нормализацию ситуации. Тем не менее я подчеркну, что у меня есть очень серьезная озабоченность относительно некоторых институтов, и особенно в правоохранительной сфере. Два явления, на мой взгляд, вызывают особую озабоченность. Первое - это широко распространившаяся практика использования пыток для получения признательных показаний и получения информации. И второе - это запугивание тех, которые выступают с жалобами против официальных лиц.



Олег Кусов: Как заметила Луиза Арбур, Чеченская республика пока не смогла перейти от власти силы к власти закона.



Луиза Арбур: Поэтому я уехала из Чечни с совершенно четким впечатлением, что, несмотря на идущую в настоящее время политическую и физическую реконструкцию, восстановление, общество пока еще не смогло совершить переход от состояния, где превалирует сила, к обществу, в котором есть верховенство закона. И я напомнила моим собеседникам, что главная характеристика общества, которое управляется законом, - это готовность этого общества наложить ограничения на использование силы. На мой взгляд, в Чечне эта готовность пока еще не очевидна. Нет никакого сомнения, что федеральные власти очень серьезно занимаются этим вопросом, и они прекрасно понимают необходимость оказания помощи Чечне в преодолении очень серьезных недостатков и проблем в этом отношении. Я предложила поддержку и профессиональный опыт, накопленный в моем управлении, для оказания содействия этим усилиям.



Олег Кусов: В тоже время госпожа Арбур отметила и положительные изменения в Чечне...



Луиза Арбур: Я бы сказала, что сейчас идет процесс, когда все больше и больше полномочий передаются именно чеченским властям. На самом деле именно на этом этапе меня беспокоит следующее: это существование очень больших проблем внутри самих чеченских силовых структур. Во всяком случае мы видим, что ситуация очень сильно отличается от той ситуации, которая имела место в прошлом, и федеральное правительство, федеральные власти должны помогать, должны стремиться к тому, чтобы чеченские правоохранительные структуры стали надежными и уважаемыми правоохранительными структурами.



Олег Кусов: Вынужденные переселенцы из Чечни в беседе с главой ведомства ООН по правам человека не смогли обойти тему нападок чеченских властей на международные гуманитарные организации.



Луиза Арбур: Когда я посещала некоторых перемещенных лиц в Ингушетии, мне встречались люди, которые говорили, что они получали помощь со стороны этого Датского совета по беженцам. Насколько я понимаю, вот эта конкретная неправительственная организация была очень крупным поставщиком гуманитарной помощи республике. Можно, конечно, ожидать, что те люди, которые приняли решение об удалении такой крупной организации, о прекращении такой серьезной гуманитарной помощи, они имеют все возможности для того, чтобы немедленно заменить эту помощь аналогичной в полном объеме помощью из других источников. А относительно легальности этого конкретного решения, я понимаю, что, возможно, федеральные власти сейчас как раз и изучают вопрос законности этого решения.



Олег Кусов: Своим мнением о поездке Луизы Арбур на Северный Кавказ поделилась председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. С ней побеседовал наш корреспондент Михаил Саленков.



Людмила Алексеева: Одно я могу сказать, что я обращалась к ней по просьбе женщин из организации "Голос Беслана", чтобы она с ними встретилась, она с ними встретилась. Они недовольны республиканским расследованием и думским расследованием. Они считают, что те, кто расследовали, не выясняли причину гибели основной части заложников, не только не выясняли, а старались, как они уверяют, скрыть эту причину, потому что сами они... есть расследование с сопоставлением всех данных, которые были предъявлены, которые жители сами собрали, что большая часть погибла из-за того, что был начат штурм, когда еще дети были в зале.



Михаил Саленков: И они будут требовать международного расследования?



Людмила Алексеева: Они требуют международного расследования, да. И поэтому, как госпожа Абур к этому отнеслась, собирается она к этому прилагать усилия, не знаю… В канадском посольстве будет прием, она там будет, я ее могу спросить, ну, и про другое тоже интересно послушать, она в Ингушетии была, в Чечне была.



Михаил Саленков: Насколько важен для Северного Кавказа визит столь высокого чиновника Организации Объединенных Наций?



Людмила Алексеева: Я думаю, хорошо, что Запад на таком уровне проявил внимание к Кавказу, и хорошо, что госпожа Абур нашла возможность поехать, потому что желающие были и прежде, но наши власти из соображений предосторожности отказывались пускать людей. Ну, вот сейчас пустили, это хорошо, конечно.



Михаил Саленков: Ну а как вы думаете, Людмила Михайловна, какие-то изменения это может привнести, улучшить эту ситуацию на Северном Кавказе?



Людмила Алексеева: Чудес не бывает. От того, что госпожа Абур поехала на Кавказ, вряд ли переменится политика российских властей. Но то, что ее визит не может иметь столь чудесных последствий, не значит, что ее визит не нужен.


XS
SM
MD
LG