Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Заработки американцев упали в последние годы. Президент Гарвардского университета со скандалом уходит в отставку. Первый американский штат намерен запретить аборты


Юрий Жигалкин: Заработки американцев упали в последние годы. Президент Гарвардского университета со скандалом уходит в отставку. Первый американский штат намерен запретить аборты. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».


Официальная статистика свидетельствует о том, что доходы американцев в первые три года нового века падали. Это плохая новость для президента Буша, уверяющего американцев, что страна сможет успешно конкурировать и преуспевать в единой глобальной экономике. О чем может свидетельствовать падение заработков в Америке?



Аллан Давыдов: В четверг был опубликован так называемый «Обзор потребительских финансов за 2004 год». Согласно помещенным в нем данным, средний доход американских семей упал на 2,3% в период с 2001 по 2004 годы. Какие тенденции проглядывают за этим фактом? Такой вопрос я задал известному социологу, профессору Университета штата Калифорния Ральфу Сигалмэну.



Ральф Сигалмэн: Сегодня много частных американских производств, в соответствии с требованиями глобализации, переводятся за пределы США, где люди трудятся упорно, но готовы получать за это меньше. Из Соединенных Штатов ушло за рубеж немало рабочих мест в индустрии сервиса, информации, и творческого труда. Число высокооплачиваемых рабочих мест в результате уменьшается. Все больше американцев занято в сфере услуг, в которой много не заработаешь. Дорожают услуги здравоохранения, которые все больше становятся сферой ответственности самих американцев. Молодежь, начиная работать, получает за свой труд немного. У нас растет процент пенсионеров, все более зависящих от скромных личных сбережений, от государственной системы социального страхования, и от иных программ помощи.


Но я думаю, что все эти изъяны можно подкорректировать по мере того, как они распознаются. Хотя, на мой взгляд, существует опасность того, что американцы могут превратиться в низкооплачиваемую армию труда.



Аллан Давыдов: Профессор, некоторые наблюдатели говорят, что в действительности, американцы живут богаче благодаря низким, ценам, они могут себе больше позволить, что 20-30 лет назад?



Ральф Сигалмэн: Трудно сказать. Ширпотреб стал значительно дешевле, но стоимость медицины выросла, десятки миллионов американцев не могут позволить себе страховку. В ближайшие десятилетия банкротство грозит нашей системе социального страхования и государственных программ медицинской помощи старикам и малоимущим. И все же особенность Америки в том, что, в отличие от большинства других стран мира, она после неудач всегда достигала подъема. Сегодня на заработках американцев прямым образом отражается удорожание энергоносителей. Неизбежен период определенных ограничений для разработки и перехода на альтернативные источники энергии. Но в долгосрочном плане это поможет нам сбалансировать свою как внешнюю, так и экономическую политику.



Аллан Давыдов: Надо добавить, что, согласно «Обзору потребительских финансов Федеральной резервной системы», личный капитал американцев в период с 2001 по 2004 годы вырос на 1,5%. Однако это почти в семь раз меньше соответствующего показателя периода 1998 - 2001 годов.



Юрий Жигалкин: Старейший и престижнейший американский университет – Гарвардский – стал объектом критического внимания страны после того, как подал заявление об отставке его президент Лоуренс Саммерс, министр финансов в правительстве Клинтона, один из наиболее уважаемых экономистов. Эта отставка, как утверждают некоторые наблюдатели, результат внутриуниверситетского переворота, проведенного частью профессуры.



Владимир Морозов: За всю 370-летнюю историю Гарвардского университета Лоуренс Саммерс - первый президент, которому выразили недоверие преподаватели. То есть он в отставку не ушел, а его ушли. Почему? Его стиль пришелся не по нраву преподавателям. Они жаловались, что Саммерс вел себя самонадеянно. На пресс-конференции, где он объявил о своей отставке, его спросили, что бы он пожелал своему преемнику. Саммерс пожелал, чтобы тот не забывал - Гарвард состоит из людей с разными интересами, которые надо знать и учитывать.



Лоуренс Саммерс: Конечно, были моменты, когда я мог бы спорить с этими людьми в более уважительных тонах.



Владимир Морозов: Но все это, как говорится, полутона. Университетская публика знает, что основная причина нелюбви к Саммерсу со стороны либеральной профессуры в том, что президент Гарварда делал заявления, которые тут принято считать политически некорректными. Так, 14 января прошлого года на встрече со студентами он предложил им ответить на вопрос, почему в науке мало женщин, и при этом назвал несколько возможных причин, в том числе – дискриминация против женщин и, может быть, физиологическая разница между полами. Поднялся страшный скандал. На территории Гарварда шли митинги с требованием отставки президента. Никто не желал знать, что его слова о мужчине и женщине - не утверждение, а всего лишь приглашение студентам поспорить. Саммерса обвинили в сексизме и презрении к слабому полу. Его заставили извиниться. Известный американский юрист, профессор Гарварда Алэн Дершевиц назвал все это заговором.



Алэн Дершевиц: Я опасаюсь, что успех этого заговора убедит крайне левые элементы нашего университета в том, что теперь они могут более энергично навязывать политическую корректность при выборе новых деканов, заведующих кафедрами и президентов.



Владимир Морозов: Колледжи Гарварда и раньше пользовались большой самостоятельностью. Опасаются, что после такой победы преподавателей над администрацией университет может стать неуправляемым. Отставка президента вступает в силу 30 июня. Потом Саммерс уходит в отпуск, после чего вернется в Гарвард в качестве профессора. Это его альма-матер. Здесь Саммерс учился, преподавал экономику, получал медали и премии, как один из лучших молодых ученых страны.



Юрий Жигалкин: Южная Дакота готова начать историческую битву за запрещение абортов на территории штата. Штатные законодатели одобрили законопроект, который превращает аборт в незаконное деяние, врачам, проводящим эту процедуру, грозит пятилетнее заключение. Своим шагом Южная Дакота бросает прямой вызов верховному суду США, посчитавшему тридцать три года назад, что у американок есть право определять судьбу своего плода. Дакотские законодатели заявляют, что, запрещая аборты, они пытаются защитить жизнь и права нерожденных детей. Дакотская инициатива – это первый признак воплощения худших опасений защитников прав женщин, подозревающих, что новые консервативные члены верховного суда могут пересмотреть вердикт тридцатилетней давности и признать за штатами прерогативу регулирования этого вопроса на своей территории. Дакотские законодатели, впрочем, не скрывают, что они ждут, что их решение будет оспорено в верховном суде, но они верят в то, что сейчас у них есть возможность перечеркнуть право женщин на аборты, особенно учитывая то, что четверть американцев выступает за запрещение абортов и около 40% – за ограничение.


Документальная книга о собаке превратилась в сенсационный американский бестселлер, превзошедший по тиражам даже корифеев бульварного жанра. Книга журналиста Джорджа Грогана «Марли и я: жизнь и любовь с худшей собакой в мире». Что привлекло читателя в описании собачьей жизни? Судя по признаниям самого автора, ее человеческий аспект: «До появления в нашей жизни Марли, нас интересовала собственная карьера и мы сами. Марли помог нам вырваться за рамки эгоцентризма. Он учил нас жить с радостью и удовольствием, наслаждаться моментом и следовать зову сердца. Превыше всего, он открыл нам, что такое дружба, самоотверженность и привязанность». Книга, превратившаяся в гимн собаке, была обречена на успех в одной из самых собаколюбивых стран мира, хотя, как говорят критики, ее популярность отчасти отражает тоску многих американцев по нормальным человеческим отношениям, которые у автора сложились с собакой.


Нью-йоркская полиция разоблачила подпольную сеть торговли человеческими органами, с которой сотрудничали владельцы нескольких похоронных домов. Откровенные подробности этой истории были представлены в четверг на пресс-конференции.



Ян Рунов: Подробности рассказали на пресс-конференции, созванной по этому поводу, окружной прокурор Бруклина Чарльз-Джо Хайнс, глава полицейского управления Нью-Йорка Рэймонд Келли, следователи, детективы, медицинские эксперты.


Прокурор сказал:


- Произошло следующее: воровали у покойников части тел и продавали без согласия и ведома членов семьи. Похоже на плохой фильм ужасов. Но для тысяч родственников покойных и для тех, кому были пересажены украденные органы, это, к сожалению, не кино. Это реальность.


Бывший зубной хирург Майкл Мастромарино, 44 лет, потерявший право медицинской практики из-за употребления кокаина и других наркотиков и затем открывший биомедицинскую компанию Biomedical Tissue Services , объединился со специалистом по бальзамированию трупов Джозефом Ниселли, 49 лет, который владел похоронным домом и похоронной транспортной компанией. Они получали сведения из похоронных домов и моргов Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании, приезжали, платили сотруднику морга до 1000 долларов за тело и извлекали из трупов кости, которые заменяли пластиковыми водопроводными трубами, а затем отсылали в холодильных контейнерах в компании, специализирующиеся на заготовках органов для трансплантации. Преступники получали хорошие деньги за человеческий материал для нужд хирургии, зубной имплантации, ортопедической реконструкции. Так было расчленено более тысячи трупов. Преступники подделывали документы, удостоверяющие, что родственники покойных согласны подарить органы на научные и медицинские цели, подделывали медицинские записи о причине смерти.


По словам полицейского комиссара, в похоронном доме была обнаружена тайная хорошо оборудованная операционная комната. За проданные позвоночник, берцовые кости и другие части тела только одного покойника можно было получить до семи тысяч долларов. По данным Американской ассоциации банков мышечных и костных тканей в Америке ежегодно проводятся 750 тысяч операций по пересадке тканей и других частей тела. Каждый орган, каждая часть тела имеет свою цену: например, нижняя челюсть – 3000 долларов, палец - 15 долларов. На открытом рынке человеческих органов одно человеческое тело, распроданное по частям, может принести до 250 тысяч долларов дохода. Но весь этот процесс строго регулируется законом. Наживаться на продаже органов и частей тела считается уголовным преступлением. Органы можно только дарить и только по письменному завещанию или письменному разрешению родственников.


XS
SM
MD
LG