Ссылки для упрощенного доступа

Новая книга об истории Великой Отечественной войны


А.Балашов, Г.Рудаков «История Великой Отечественной войны», издательский дом «Питер», 2006 год
А.Балашов, Г.Рудаков «История Великой Отечественной войны», издательский дом «Питер», 2006 год

Компактная — при объёме в 450 страниц, очень грамотно смакетированная и свёрстанная книга, — ее можно подарить ветерану, а можно рекомендовать учителю как пособие для подготовки к урокам (прямо по темам: начало войны, Сталинградская битва, Курская) и для самообороны, если старшеклассник, начитавшись нацистских мемуаров или насмотревшись какой-нибудь «Полумглы», начнёт задавать неудобные вопросы.


Алексей Игоревич Балашов и Геннадий Петрович Рудаков обобщили и систематизировали современное состояние исследований о Великой Отечественной войне. Подчёркиваю: современное. И представленная в книге картина оказалась совсем не похожа на ту лакированную версию, которая в мои школьные годы только отпугивала подростков: интереснее было читать о войне на Тихом океане, о Троянской, о какой угодно, только не о Великой Отечественной. С другой стороны, новая книга противостоит тому, что хлынуло в 1990-е годы под лозунгом «демифологизации». Например, важнейший вопрос о потерях. Устроили игру «Кто больше?», собирали с потолка астрономические данные о советских потерях, даже не пытаясь соотнести их со здравым смыслом: если на каждого гитлеровца приходилось 10 наших убитых солдат, кто потом восстанавливал народное хозяйство и вообще жил после войны? Марсиане, что ли? Если на Курской дуге немцы сожгли все наши танки, как в тире, то от кого они потом отступали до самого Житомира? Это уже не спишешь на русский мороз.


Так вот, открываем в книге Балашова и Рудакова заключительный раздел и читаем: «установленное современной наукой соотношение безвозвратных потерь во Второй Мировой войне между СССР и фашистским блоком составило 2,88:1; при этом потери сторон по Вооружённым силам соотносились как 1,23:1». То есть — Германия на Восточном фронте потеряла 6 млн. 46 тысяч, её союзники — свыше 1 млн. Напоминаю, что фюреру служили не только немцы. Даже испанская «Голубая дивизия» внесла свой вклад в удушение Ленинграда, шведский батальон на полуострове Ханко, или вот — цитирую: «…Лагеря легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимский муфтий Хадж Амин эль-Хуссейни, призывая к священной войне против неверных в союзе с Германией».


Общим счётом нацисты всех национальностей потеряли 7 миллионов 51 тысячу солдат. Наши — 8 миллионов 688 тысяч. Соотношение, действительно, не в нашу пользу, оно трагично, трагична потеря каждого человека, но разрыв не такой принципиальный, чтобы рассуждать о «войне, выигранной мясом», «заваленной трупами» и прочая оскорбительная чушь. Зато потери мирного населения и впрямь несопоставимы с немецкими, восемнадцать миллионов против трех. Это, по мнению авторов, очень важно для понимания «характера войны, целей каждой из сторон… Уплаченная за победу цена была огромна, но альтернативы у нашего народа не было».


Важнейшая предпосылка победы — то, что нацистам не удалось добиться «дестабилизации советского общества и развала СССР». При этом видное место в книге заняли сюжеты, считавшиеся в советское время неполиткорректными. Как прелюдия к Великой Отечественной дана Финская война (окончательно убедившая Гитлера в слабости Красной армии). Репрессии конца 1930-х годов, в результате которых в сухопутных войсках в 1941 году осталось 4% офицеров с высшим образованием, а в небе происходили сцены, вроде той, которую описывает цитируемый в книге фельдмаршал Кессельринг: тяжелые бомбардировщики шли из глубины России волна за волной «в тактически совершенно невозможных построениях», а немецкие истребители их так же методично сбивали. Из более поздних сюжетов — Варшавская операция со своим политическим контекстом, который изложен как раз очень взвешенно.


В книге питерского издательства, естественно, особое внимание уделено «Ленинградской битве». Не просто умирание города, но действительно крупнейшее сражение, парализовавшее наступательный потенциал группы армий «Север» и финских союзников Германии. Детальная реконструкция боевых действий на подступах к городу, на Ораниенбаумском плацдарме, самоотверженных, но поначалу, к сожалению, неумелых и неудачных усилий по прорыву блокады извне просто не оставляет места для спекуляций на трагедии и подвиге Ленинграда («почему не объявили открытым городом», «виноваты и те, и другие одинаково» и прочее). Здесь и спорить не надо, достаточно рассказать, как было. Что авторы и сделали.


Конечно, им можно предъявить претензии: по отдельным формулировкам, по освещению тем. Почему мало внимания уделено идеологическому противоборству? Иному читателю — инженеру — будет не хватать тактико-технических характеристик вооружения. Трудно объять необъятное. В целом-то книга получилась. Долгожданное свидетельство того, что шансы на общественное выздоровление не потеряны.


А.Балашов, Г.Рудаков «История Великой Отечественной войны», издательский дом «Питер», 2006 год


XS
SM
MD
LG