Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Работа театров «парализована финансовыми службами»


В результате финансовой реформы театр Вахтангова был вынужден предложить МХАТу участвовать в конкурсе на проведение юбилейных торжеств в театре Вахтангова

В результате финансовой реформы театр Вахтангова был вынужден предложить МХАТу участвовать в конкурсе на проведение юбилейных торжеств в театре Вахтангова

Нынешней весной в Москве пройдет Второй всероссийский театральный форум под названием «Театр — время перемен». 27 февраля его организаторы отчитывались перед журналистами о своих планах. Перемены, произошедшие недавно в финансовой сфере, в театральном мире называют «катастрофическими». Как заявляет председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, «творческая жизнь организаций культуры практически парализована под жестким прессом финансовых служб».


Разобраться в тонкостях законопроектов и правительственных постановлений творческим людям бывает непросто. Это не их язык. Один из самых блестящих театроведов страны Анатолий Смелянский на заседании оргкомитета Форума привел характерный пример: «Кто-то внес характерную фразу, что количество репертуарных театров в России удвоилось в пять раз. У нас примерно все так удваивается в пять раз».


Как оказалось, с точными подсчетами не в ладу и те, кто должен был обеспечить безболезненное проведение театральной реформы. И в правительстве обещали, и президент страны заверял, что изменения в Бюджетном кодексе пройдут одновременно с вступлением в силу закона «Об автономных учреждениях», но этого не произошло.


Закон, который устроил бы многие театры, еще не принят (и принят будет не раньше октября), а вот жесткие требования нового Бюджетного кодекса с нового года обязательны для всех учреждений культуры, будь то театр, музей или библиотека. Александр Калягин подчеркивает: «Союз театральных деятелей за реформы. Превратны рассуждения о том, что мы боимся реформ. Мы живем уже в другой стране, живем в другом времени. Реформы уместны только тогда, когда они просчитаны с точки зрения: будет лучше или будет хуже, или будет хуже только на некоторый период времени».


Сейчас у театров и других организаций пока, в отсутствие закона «Об автономных учреждениях», нет выбора — оставаться ли им бюджетными структурами или стать относительно независимыми и, в чем-то отказавшись от финансовой помощи государства, самим распоряжаться своими доходами, — от продажи билетов, программок, сдачи помещений в аренду и меценатской помощи.


До 2006 года распоряжаться своими доходами могли все театры, напоминает известный театральный экономист Геннадий Дадамян: «Что сейчас происходит? Государство через казначейство контролировало бюджетные средства. За последние годы возникла тенденция — и сейчас она имеет повсеместный характер: все деньги теперь хранятся в казначействе. Для некоторых организаций на разных счетах, но в казначействе. Согласно законопроекту и действующей практике, все счета объединяются в один счет и, если вы будете бюджетной организацией, то ваши деньги будут поступать в бюджет, и вы уже свои собственные деньги тратить не сможете. Сегодня половина зарплаты артистов где-то не более 1800-1900 рублей, средняя зарплата — 3700 рублей. Это означает, что еще 50% они получают из внебюджетных средств. Если закон войдет в силу, то руководитель организации не сможет распоряжаться внебюджетными средствами. Более того, есть понятие бюджетозамещение. Если какая-то организация работает плохо, то — так как деньги бюджетные — их берут у хорошо работающей и отдают плохо работающим. Это какой-то ужас, то, что на нас надвигается. Поэтому Союз театральных деятелей уже полтора года борется против этого с одной только задачей, чтобы были учтены специфические условия деятельности учреждений искусства».


Еще одно нововведение критикует Анатолий Смелянский: «Сейчас ситуация дикая, мы вроде бы сейчас и живем неплохо, и деньги есть в государстве, и все прочее, но это все ограничения, с которыми мы сталкиваемся каждый день -- не можешь потратить без тендера больше, чем 60 тысяч рублей — вы понимаете, какая дикость. Я понимаю, что у нас сейчас вертикаль власти выстроена так, что, видимо, только один человек может решить. Это же абсурд, это Салтыков-Щедрин, это у него написано: "департамент умопомрачения". Вы что, не знаете, как сегодня существуют театры, какие две тысячи долларов? Спросите у руководителя оперного театра, у него нет даже таких трат, как 60 тысяч рублей. Любой их шаг сопровождается большей суммой. И мы создаем, и начали, и продолжаем — создаем дикие подставные какие-то истории, посадили людей на зарплату, чтобы они придумали мнимые тендеры. Для чего? Мы что, сами себе враги, что ли?»


Дошло до полного абсурда. Театр Вахтангова предложил МХАТу участвовать в конкурсе на проведение юбилейных торжеств в театре Вахтангова.


XS
SM
MD
LG