Ссылки для упрощенного доступа

Иракская нефть пойдет на мировой рынок не скоро


До последних терактов Ирак производил на миллион баррелей нефти в день меньше, чем до войны
До последних терактов Ирак производил на миллион баррелей нефти в день меньше, чем до войны

Нефтяная отрасль Ирака в настоящий момент практически разрушена. С началом войны иракское сопротивление избрало нефтяную инфраструктуру мишенью для дестабилизации режима. С 2003 года в богатой ресурсами стране ощущается нехватка нефтепродуктов – бензина и мазута.


Перебои с подачей бензина в Багдад достигли пика в декабре прошлого года. Но и сейчас положение мало улучшилось. Один из недавних терактов произошел на бензоколонке. Пострадало много людей – потому что была длинная очередь за бензином.


По словам аналитика Радио Свобода/Свободная Европа, эксперта по Ближнему Востоку Катлин Ридолфо, нефтяная отрасль Ирака и до войны была развалена, поскольку Саддам Хусейн не мог инвестировать в сектор из-за международных санкций. С началом активного сопротивления – с 2004 года - отрасль вывели из строя теракты.


Нефть была камнем преткновения, когда Ирак готовил новую конституцию страны. Каждый нефтяной район хотел самостоятельно разрабатывать и контролировать свои запасы.


По новой конституции, рассказывает Катлин Ридолфо, между центральным правительством и провинциями должна быть координация в разработке нефтяных месторождений и развитии нефтяного сектора.


Однако в единственном на данный момент федеральном районе в Ираке – в Курдистане на севере страны - недавно началось бурение новых скважин. Курдские власти утверждают, что согласовали работы с центральным правительством. В Багдаде же говорят, что никакого соглашения на эти работы не давали. Спор поставил в сложное положение норвежскую компанию Det Norske Oljeselskap (DNO), ведущую разработки в курдском районе.


Если посмотреть на основные международные нефтяные компании – «а это именно то, что нужно Ираку с точки зрения инвестиций – то они не спешат прийти в страну, прежде всего, из-за нестабильности в стране», - говорит эксперт.


Для восстановления отрасли Ираку необходимо около 35 миллиардов долларов. Нынешние иракские власти обещают, что западные инвестиции потекут в страну уже с этого года. Однако международное сообщество по этому поводу молчит.


В самой стране сейчас нефть почти не производится. Ираку приходится импортировать нефть и газ для внутреннего рынка. До нападения на нефтеперерабатывающий завод в Бейджи Ирак производил нефть и отправлял ее в Турцию на дальнейшую переработку, а затем получал обратно нефтепродукты или продавал излишки на мировом рынке.


По мнению британского генерал-майора Джона Холмса, который возглавляет фирму « Erinys », создававшую силы по охране нефтяной инфраструктуры Ирака, Багдад так и не смог разработать стратегию охраны нефтяного сообщения. «У них на данный момент слишком много приоритетов, слишком много неотложных задач, которые надо решать сейчас и немедленно. Но отчасти нынешняя ситуация – ошибка и войск коалиции» - рассказал генерал автору этой статьи на проходившей недавно в Праге конференции форума НАТО.


Инфраструктура нефтяной отрасли Ирака - это огромная система, которая идет от севера страны до терминалов на берегу Персидского залива. Силы охраны нефтяных объектов министерства нефти Ирака, созданные фирмой « Erinys », состоят из 16 тысяч военнослужащих, которые контролируют лишь 35-40% инфраструктуры.


При этом, по словам генерала Холмса, разрушить инфраструктуру нефтяной отрасли очень легко. Достаточно заложить взрывчатку в нефтедобывающий завод, чтобы вывести его из строя на полтора года.


Между тем, вокруг проблемы охраны отрасли от террористов возник коррупционный скандал. Ответственный за безопасность части стратегического нефтепровода член парламента Ирака Мишан аль-Джабури обвинен в присвоении денег, отведенных для этих целей. Катлин Ридолфо описывает эту схему мошенничества так. Мишан аль-Джабури создавал фиктивные рабочие места, а его сын учредил компанию, которая обеспечивала обедами эти фиктивные силы по защите трубопровода. Все это вылилось в присвоение миллионов долларов, тогда как силы для защиты этого участка нефтепровода так и не были созданы.


Однако даже если удастся победить сопротивление и создать в Ираке более стабильное правительство, иракская нефть польется на мировой рынок весьма не скоро. По словам эксперта, в первую очередь, новым властям предстоит принять закон об инвестициях и предпринять еще ряд шагов, чтобы привлечь потенциальных инвесторов. А после этого пройдет еще порядка 5-7 лет, пока будет восстановлена инфраструктура.


До последних терактов, то есть в 2005 году Ирак производил на миллион баррелей нефти в день меньше, чем до войны, то есть при режиме международных санкций. И это при том, что доходы от нефти составляют 90% бюджета страны. Для будущего иракского правительства нынешняя ситуация может быть катастрофичной.



XS
SM
MD
LG